«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Великая отечественная война 1812 года"

Урок окружающего мира проведённого в 4 классе на тему "Великая Отечественная война 1812года"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: "Отечественная война 1812 года


Цель урока: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи урока:

Образовательные:

  • показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны 1812 года;

  • познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в войне; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;

  • сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;

  • развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова;

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории

Оборудование. 

Портреты М.И.Кутузова и Б. Наполеона, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Петра I. Таблицы с датами: 1380 г. - Куликовская битва, 1480г. – свержение татаро – монгольского иго, 1654 г . – первая типография в Москве, 1612 г . – народное ополчение, 1700-1721, Северная война, 1703 г . – основание Санкт – Петербурга.

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.

  2. Презентация к занятию.

  3. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок.
Как Кутузов бил французов
Узнать сегодня предстоит.

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать на машине времени под названием «История».

- Что такое история? (Наука о прошлом, история изучает, как жили различные народы, какие события происходили).

2. Повторение изученного.

- Посмотрите перед вами портреты известных людей, которые тесно связаны с историей нашей страны каждый человек оставил свой след в истории нашего Отечества.



- Ваша задача назвать его имя и те события и даты, которые с ним связаны в хронологической последовательности ( Дмитрий Донской – 1380 г. Куликовская битва с Мамаем, Иван 3 – 1480 г Великое стояние на р. Угре, свержение татаро – монгольского иго, Иван Грозный – первый царь, 1654 г первая типография в Москве, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – 1612 г освобождение России от польских интервентов, Петр 1 – 1700-1721 – Северная война, первый император, 1703 – строительство Санкт – Петербурга, реформы флота, армии).

- Осталось два портрета с людьми, с которыми мы еще не знакомы. Цель нашего урока познакомиться с ними и узнать, какие страницы истории нашей страны связаны с этими выдающимися личностями.

II. Введение в тему. Целеполагание.

- Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу. Это число записывается цифрами двузначных чисел: одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6. (1812 г.)

Скажи-ка, дядя, ведь недаром, 
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

-  Скажите, о чём говорится в стихотворении? (О военных событиях)

- Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения? (Так как будем говорить о войне)

- Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения? ( Францией и Россией)

- Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке.

- Определите тему нашего урока. (Тема нашего урока “Отечественная война 1812 года”.)

- Почему эта война называется Отечественной? (народ поднимается на защиту свободы и независимость своей Родины)

- Задачи сегодняшнего урока вы определите сами. Прочитайте заголовок 1 колонки.

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться





- Что вы узнали из услышанного отрывка стихотворения?

(Дети отвечают:

1. Москва отдана французам.

2. Бородинское сражение между Россией и   Францией.)

- Прочитайте заголовок 2-й колонки. Что бы вы хотели узнать, исходя из темы урока?

(1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу? (Все причины прикрепляются на доску)

- Обратите внимание на 4-ю колонку. Скажите, чему вы будете учиться на уроке?

(1. Составить проект-карту.

2. Показывать места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

4. Объяснять исторические даты и новые термины.

4. Новая тема.

-Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: Почему войну 1812 года называют «отечественной»? Для этого мы будем работать в группах. Каждая группа получит своё задание и подготовит выступающих.

Задание для первой группы:

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война»

- Прочитать текст на странице 112-113 учебника. Ответить на вопросы:

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавлял французскую армию?


Задание для второй группы:

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны1812г.

- Прочитайте текст на стр.113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на стр.114-115. Ответьте на вопросы

1. Назовите главное сражение Отечественной войны1812г.

2. Где оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжёлым?

5. О чём можно рассказать, глядя на иллюстрацию на стр.114-115


Задание для третьей группы

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны1812г. и окончание войны.

- Прочитать текст на стр.116-117 учебника. Ответить на вопросы

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?

- В течение всего урока по ходу рассказы вы внимательно слушаете и заполняете хронологическую таблицу (работаем в парах)

Дата

Событие

1799 г.

Во Франции у власти Наполеон

июнь 1812 г.

Армия Наполеона перешла границы России

26 августа 1812 г.

Бородинское сражение

1 сентября 1812 г.

Совет в Филях

2 сентября 1812 года

Русская армия вышла из Москвы

начало октября 1812 г.

Сражение у села Тарутино

7 октября 1812 г.

Наполеон вывел свою армию из Москвы

1814 год

Русские войска вошли победоносно в Париж



- Историки – исследователи готовы к работе, перед вами хронологическая таблица, которую вы не забываете заполнять по ходу рассказа. Внимание на доску (с 38 секунды до 1м.13 сек.)

- Что вы узнали о Наполеоне?

Историк. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом – т.е. должностным лицом, представляющим интересы своего государства и его народа (работа с термином - вынести на доску), а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

- В течение всего времени, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. “Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её” - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью: «Тебе небо, мне земля»

- Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, - говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу». Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

- Смотрим дальше (с.1м.14. – 1м.43с.)

- Какова же причина нападения на Россию? (Наполеон мечтал покорить весь мир)

- Теперь вы можете ответить на второй вопрос? (Французской армией командовал Наполеон)

-Просмотр видеофильма и составление карты – проекта. (1.56 Наполеон пересек границу России, его встречают 3 российские армии, Наполеон подходит к Смоленску, Смоленск горит, российские войска отступают) до 3.42.

- Что вы узнали о Кутузове?

-  М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века – вынести на доску) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. “Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений”.

- С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком в деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на пространстве в 350 вёрст, и сопровождалось такими хитрыми и искусными маневрами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр, активен

- Давайте ответим на второй вопрос – кто командовал российской армией? (Российской армией командовал М.И. Кутузов)

Физминутка

На холме стоит Кутузов,

Спину держит прямо ровно. (Потягивания - руки вверх.)

Ой, не просто здесь ему —

Ведь вокруг Бородино! (Вращение туловищем вправо и влево.)

Но Кутузов не сдается,

Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует

На солдатский ровный строй. (Дети машут руками, изображая солдат.)

-Внимание на доску (с 3.43 - 4.57) (проект отступление российской армии, Наполеон приходит в Москву, российская армия отступает, разворачивает Наполеона на старую дорогу, провожает его до Парижа)

4.58.-7.27.

- Что происходило после Бородинского сражения? (1 сентября 1812г. в деревне Фили (под Москвой) состоялся военный совет)

- Какие вопросы могли решать офицеры на данном совете? (Дать бой под Москвой или отдать Москву без боя)

- Какое решение было принято? (Оставить Москву. Кутузов сказал: «С потерей Москвы не потеряна Россия. Нужно сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление. Само уступление Москвы приготовит неизбежную гибель приятелю» 2 сентября русская армия вышла из Москвы. (видео)

7.27.

- Что вы можете сказать о Денисе Васильевиче Давыдове?

- Родился в Москве в семье бригадира Русской армии Василия Денисовича Давыдова, служившего еще под началом А.В. Суворова. Большая часть детства прошла на Украине, среди военных лагерей на Полтавщине. Денис Давыдов с юных лет заинтересовался военным делом – маршировал, вскидывал ружье, отдавал себе приказы. Интерес этот развился в 1793 г., когда его заметил сам граф Александр Васильевич Суворов. При осмотре Полтавского легкоконного полка, Суворов обратил внимание на резвого ребенка и сказал:

Ты выиграешь три сражения!

- Давыдов был одним из первых, кому принадлежала мысль о развертывании партизанской войны, одним из первых он и начал ее приводить в действие в 1812 г. Удары партизан Давыдова были направлены, прежде всего, на коммуникации неприятеля, что сильно повлияло на его наступательные возможности, а затем и на бедственный для французов исход всей кампании, особенно с наступлением сильных морозов.

8.57.

- Вот теперь мы можем ответить на третий вопрос Кто одержал победу? (Победу одержала Российская армия.)

8.57.-9.57.Памятники

10.10. повтор

В (июне 1812 года) армия французского императора (Наполеона Бонапарта вторглась в пределы Российской империи. Главнокомандующим русской армией назначили (Михаила Илларионовича Кутузова) (26 августа 1812 года состоялось (Бородинское) сражение. С захватчиками боролись не только (регулярные войска), но и (партизанские отряды) на захваченных территориях. В (декабре 1812 года) остатки наполеоновской армии были (изгнаны из России). Для русского народа эта война стала (Отечественной), то есть (справедливой войной за свободу и независимость Отечества) против иноземных захватчиков. (Россия) смогла сохранить свою (независимость) и показала пример народам Европы, которые вскоре также освободились от господства Франции.

Блиц опрос

1.Кто был у власти во Франции в те годы? (Полководец Наполеон Бонапарт)

2.О чём мечтал Наполеон? (Покорить мир)

3.Когда французская армия вторглась в Россию? (1812 году)

4.Почему русская армия начала отступление? (Французы были очень сильны)

5.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов)

6.Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы)

7.Почему Кутузов Решил отступить? (Чтобы сберечь войско)

8.Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве)

9.Кто наносил урон отступающим французам? (Партизаны)

10.Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?(Храм Христа Спасителя)


Итог урока

-Чьи портреты остались на доска. (Наполеона и Кутузова)

- Какой датой объединим Эти исторические лица? (1812г. – Бородинское сражение)

- Почему же войну назвали «отечественной»?

- Вы выполнили те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

Сегодня на уроке: Я узнал (-а) … Я научился (-лась) …

Мне понравилось … Я бы хотел (-а) … Новые знания мне …



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее