Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-№2 им. А. А. Араканцева
г. Семикаракорска»
Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе
«Царица – водица»
Программа «Гармония»
подготовила:
учитель начальных классов
Божко Анна Анатольевна
г. Семикаракорск
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности
Задачи:
расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;
формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;
формировать умение общаться, сотрудничать;
способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;
развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу;
контролировать результаты своей деятельности
Познавательные универсальные учебные действия:
находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль
Тип урока: комбинированный
Вид урока: коммуникативно -деятельностное общение
Продолжительность: 45 минут
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный
Средства обучения: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер
Оборудование: рабочие листы для учащихся, презентация, памятки по охране воды, рисунки, глобус, посуда
Ход урока:
I Организационный момент:
Приветствие «Ладошка к ладошке»:
- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.
Слайд 1: «С маленькой удачи начинаются большие успехи».
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
- Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.
II Вхождение в тему:
- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. C какой? (чему-то научиться)
- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?
( нужно учить новое, не забывая старого)
III Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи:
- О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.
Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.
- Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему сегодняшнего урока.
Слайд3: «Царица – водица»
- Тема сегодняшнего урока «Царица – водица». Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Трудно представить, чтобы делало человечество без неё. По-видимому, его бы просто не существовало. Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Происхождение жизни на Земле обязано воде. Потребность человека в воде стоит на втором месте после кислорода. Вода необходима нам для жизни! Как известно, человек может прожить до 6 недель без пищи, но только одну неделю без воды.
Слайд 4: «Вода!
Ты просто необходима для жизни,
ты и есть сама жизнь!»
(Антуан де Сент-Экзюпери)
- Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»
- 22 марта объявлен Международным днем воды. Для нас вода – самое привычное вещество на Земле. Сколько только экспериментов не проводилось над водой во все времена. Люди давно пытаются достучаться до секретов воды и её тайн. Но знать о воде столько, сколько она знает о нас, пока не получается.
Только сравнительно недавно были обнаружены уникальные, неизвестные и удивительные свойства воды, вызвавшие у людей сенсацию. Вода нас понимает! Вода обладает памятью! Она всё слышит, видит и записывает. Вода реагирует на все, что вокруг нее происходит, на любые действия. Такого, признаться, никто не ожидал. Будьте осторожны в присутствии Воды! Хотя она – везде. И в нас, разумеется, не забыли? Следите за своими мыслями, словами, поступками – вас записывают… Если человек обращается с хорошими и добрыми мыслями к воде, благословляет и боготворит ее, говорит ей «спасибо» - качество этой воды поднимается. Такая вода будет положительно влиять на тело человека и на его самочувствие. Очень важно помнить, что желая кому- то зла, ругаясь, злясь и завидуя, мы в первую очередь причиняем неприятности себе.
Но в то же время, именно она обладает необычными свойствами, например, в отличии от других веществ, только вода при охлаждении расширяется. Это единственное вещество на Земле, которое может находиться сразу в трех состояниях. В каких? (ответы детей) Ученые называют воду бесценным компьютером. Так вода с её памятью в зависимости от внешнего воздействия образует кристаллы различного вида. Это убедительно показал президент Токийского института общих проблем доктор Массару Эмото, знаменитый японский ученый и целитель. Посмотрите на фотографии, которые заставляют крепко задуматься.
Слайд5,6,7,8
Составление синквейна:
- Используя свои знания, давайте скажем о ней: какая вода? (два прилагательных)
- Что делает? (три глагола)
- Составьте предложение из 4 слов, выразите свое отношение к воде, можно использовать пословицу.
- С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить свое чувство.
Вода
Прозрачная, чистая
Журчит, льется, бежит
Без воды нет жизни
Жизнь
Постановка целей урока:
- Что бы вы хотели узнать о воде?
IV Актуализация опорных знаний учащихся:
- Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?
- Нашу планету называют голубой. Почему?
- На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете?
Региональный компонент.
- Какие водоемы есть в нашем крае? (озеро, река.)
- Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода, пропитывающая почву и горные породы ( при копании – сырая земля)
- Не слишком ли много на свете воды? (ответы, предположения детей)
- Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.
-Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для нужд человека. Почему?
- В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная.
- Если представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет всего лишь полстакана (показываю посуду).
- Из двух стаканов, какой выберите для питья?
- Составь пословицу из слов: (рабочий лист: 1 задание)
Слайд 9:
Не всякая водица для питья годится.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Опыт: очистка воды с помощью марганцовки
- Почему нельзя пить воду из-под крана? (ответы детей)
- Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно наносят ему вред.
(показываю носовой платок, на который попал хлор) Вот как опасно это вещество.
V Работа над темой, открытие нового знания:
Постановка проблемной ситуации: - Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.
Совместное открытие новых знаний:
Работа с текстом – исследование:
- Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)
Старший брат открыл тетрадь:
«Как мне лучше написать,
Для чего нужна вода?»
Младший молвил: «Ерунда!
Ведь её невкусно пить,
Без воды легко прожить».
Вот встает наш Саша рано,
Не течет вода из …(крана).
Саше глазки не …(умыть),
Что же делать, как же быть?
Мама в кухне громко …(плачет):
«Невозможная задача –
Без воды сварить …(компот)».
Недоволен рыжий …(кот):
« Не напиться молоком».
И ушёл, вильнув …(хвостом).
Без воды нельзя …(стирать),
И детей нельзя …(купать).
Как порядок наводить,
Даже пол нельзя …(помыть)!
Загрустили в речке …(рыбы):
« Без воды вы плыть смогли бы?»
На поля не льётся …(дождь) –
Засыхает в поле …(рожь).
Все деревья и цветы
Погибают без …(воды).
Без воды не будет снега,
Как же нам по снегу …(бегать)?
И конькам нужна …(вода) –
Без воды не будет …(льда).
Людям всем нужна …(вода),
Потому она …(важна) –
Есть и пить, расти, друзья,
Без неё никак …(нельзя)!
Саша наш сказал тогда:
«Ой, прости меня, …(вода)!
Знаю я теперь ответ –
Без …(воды) нам жизни …(нет)!»
- Как бы вы озаглавили? Придумайте ему название. В каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)
- Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.
Слайд 10: Использование воды человеком
- О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)
- От простой воды и мыла у микробов тают силы!
Физминутка: - Давайте импровизировать:
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
Самостоятельная работа:
- Продолжим работу по теме урока.
Чтение текста на рабочем листе (2 задание):
- В процессе работы над текстом отметьте карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.
Проверка: - Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.
VI Актуализация знаний об использовании воды:
1.Методика «Хорошо - плохо»
Цель: учить выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
- Дождь идет, это хорошо - почему?
- Он поливает растения.
- Дождь - это плохо, почему?
- Нельзя гулять …
- Вода – это хорошо – почему?
- Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
- Но вода - это плохо. Почему?
- Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
- Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.
Оценивание работы учащихся
- Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же надо относиться к воде?
Слайд 11: Воду надо беречь и охранять!
- К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле очень неразумно.
- В быту: капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду оставляем открытой.
Слайд 12: Источники загрязнения воды
- Но такое расточительное расходование воды не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.
2. Решение экологических задач: ( рабочий лист - 3 задание)
Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
- Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)
- Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы? Давайте разберемся.
3.Составление плана по охране водоемов:
- Как мы можем охранять пресную воду?
Предложения детей:
1) Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;
2) Не мусорить на водоемах, в местах отдыха;
3) Следить за чистотой природных источников
- Что значит выражение «экономно расходовать воду»?
4. Работа в парах:
- Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, используя рабочие листы, на две части: в одну сторону положить картинки, как можно вести себя, в другую сторону – как нельзя.
Проверка: на доске
Дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет выбор.
Игра:
- Попробуем помочь пресной воде с помощью чистых капель, но не простых, а с буквами. Вам нужно, чтобы эти капли «упали» на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.
Оч…щать в…да
загр…знённая …довитые вещества
Б…регите
(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).
Физминутка: игра «Согласен – не согласен»
- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.
1. Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем)
2. Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем)
3. При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем)
4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем)
5. Воду можно пить из-под крана (топаем)
6. Без воды нет жизни (хлопаем)
VII Рефлексия деятельности:
- Закончи предложение:
Слайд 13:
Я не знал, что …
Я хочу рассказать родителям …
Теперь я буду …
Теперь я не буду …
Я понял, что …
Упражнение «Сели, встали, встали выше»
- Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны находиться.
- Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?
- Покажите, насколько вы устали?
- Вам понравилось работать в парах?
- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?
- Какое у вас сейчас настроение?
Слайд 14: Берегите воду!
- А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, вам дарю памятки с правилами поведения у водоемов.
- Помните о могуществе собственной мысли, о влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова. Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем спасибо за урок.