КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Вагоностроительный завод. Изделие ходовая часть (тележка)»
Класс: 4 «Е»
Цель: познакомить с краткой историей развития железных дорог России; формировать навыки групповой проектной деятельности; учить создавать модель вагона из бумаги, картона; формировать умения самостоятельно анализировать изделие, заполнять технологическую карту, составлять план работы; совершенствовать навыки самостоятельного построения чертежа разверток, воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: учебник «Технология» Н.И.Роговцева 4 класс, фото различных вагонов, образец изделия, простой карандаш, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности
| - Здравствуйте, ребята! Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на столах должны лежать: ножницы, линейка, цветная бумага, цветной картон, клей, карандаш. - Давайте вспомним с вами правила техники безопасности при работе с ножницами: Храните ножницы в указанном месте в определённом положении. При работе внимательно следите за направлением резания. Не держите ножницы лезвием вверх. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. Не режьте ножницами на ходу. Не подходите к товарищу во время работы. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. | Приветствуют учителя, присаживаются на места. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя.
Называют правила техники безопасности при работе с ножницами. | Личностные: Развитие эстетических чувств, доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося. |
2.Самоопределение к деятельности.
| - Отгадайте загадки: «Есть и водный, и воздушный, Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей!» «Полотно, а не дорожка. Конь? Не конь – сороконожка По дорожке той ползет, Весь обоз одна везет.» - Предположите, о чем пойдет речь на уроке? - Зачем нужны поезда? - Прочитайте тему урока. Сегодня мы отправимся на вагоностроительный завод. - Но сначала я расскажу вам историю возникновения железной дороги. «Первой железной дорогой общественного пользования в России стала Царскосельская железная дорога. Ее строительство началось 1 мая 1836 года и проходило под руководством австрийского инженера Франца Герстнера. Открытие дороги состоялось 30 октября 1837 года. Сначала дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского Села, а затем ее продлили до Павловска. Бурное строительство железных дорог в России началось только во второй половине ХIХ века. Сам же день железнодорожника был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России. Железные рельсы обладали преимуществами: колеса двигались так легко, что лошади могли тащить вагоны с грузом в десять раз тяжелее, чем прежде. С введением парового двигателя отпала необходимость в лошадях. Значительно увеличилась скорость с появлением «скоростных» поездов. | Отвечают на вопрос учителя.
(транспорт)
(железная дорога) - О поездах.
Ответы учащихся.
Слушают учителя.
| Личностные: формирование учебного мотива и мотива в социально значимой деятельности, направленность на процесс познания. Познавательные: выделение и формулирование цели, формирование навыков работы с информацией.
|
3. Постановка учебных задач. | -Откройте учебник на странице 11. – Какие виды вагонов различают? - Сравните конструкцию вагонов, изображенных на фотографиях. Чем они похожи и чем различаются? -Переворачивайте листок на страницу 12-13, давайте рассмотрим основные элементы конструкции вагонов. |
- пассажирские и грузовые Открывают учебники, рассматривают основные конструкции вагонов.
Ходовая часть (тележка), кузов, рама кузова. | Регулятивные: понимание и принятие учебных задач. Личностные: развитие учебно-познавательного интереса |
4. Работа по теме урока | - Сегодня мы с вами будем делать ходовую часть тележки. Вот посмотрите, что получилось у меня (показываю образец). Положите листок цветной бумаги вертикально, сложите пополам, отрежьте по линии сгиба. Одну половину расположите горизонтально. С каждой точки в двух направления отмерить 50 мм (5см), измеряем от 0. Соединяем точки, чтобы сделать объемную тележку, нужно сделать надрезы. В этом вам помогут страницы учебника стр. 13. | Выполнение подделки с опорой на образец учителя и на страницах учебника. | Регулятивные: понимание и принятие учебных задач.
|
5. Физминутка. | Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять. | Ученики повторяют движения за учителем
|
|
6. Самостоятельное изготовления изделия. | - А теперь приступаем к разметке и вырезанию деталей тележки. Чтобы сгибы получились четкими, по их линиям необходимо провести по линейке ручкой с пустым стержнем. | Ученики выполняют разметку и самостоятельно вырезают все детали, делают надрезы, склеивают изделие. | Регулятивные: умение формировать план действий и их последовательность. |
7. Анализ готовых изделий. | - Коллективное оценивание готовых изделий по критериям: –название изделия; –назначение изделия; – используемые материалы; –форма деталей изделия –количество и название деталей; –способы соединения деталей в изделии. – Что для вас было трудным? | Выставка готовых изделий. Дети оценивают работы друг друга, высказывают свои мнения. | Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
6. Рефлексия. Итог урока. | – Какие бывают вагоны по назначению? – Назовите основные элементы конструкции вагона. – Сделайте вывод, чему мы научились на уроке, что изготовили? – Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на них вы напишите впечатления о проведенном уроке, а можете даже написать пожелания для меня. А затем, все ваши мнения мы соберем в волшебный мешок. Вы сегодня все молодцы! | Ученики отвечают на вопросы, формулируют вывод.
Дети пишут свои впечатления и пожелания, и бросают в мешок. | Личностные: умение выражать свои мысли. |