«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока "Сложение и вычитание в пределах 1000"

Урок по математике в 3 классе. Сложение и вычитани е в пределах 1000. закрепление

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





44.02.02 Преподавание в начальных классах



КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ

МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани

Класс: 3 Б, Тема: «Сложение и вычитание в пределах 1000.Закрепление»




Студент: Кашеварова А.А

Учитель: Елисеева Н.Р. ________

Методист: Рябова Н. Ю. _______


Оценка за урок______________

Методист:

Рябова Н.Ю ________









Астрахань, 2023 г.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Тема: Сложение и вычитание в пределах 1000.

Цель: Создать условия для формирования навыка решения примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 1000 с использованием алгоритма.

Задачи:

- закреплять приёмы письменных вычислений сложения и вычитания трёхзначных чисел

- совершенствовать навыки устного счёта, вычислительные навыки

- развивать логическое мышление и конструктивные навыки; сознательное восприятие учебного материала, зрительную память и грамотную математическую речь.

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к математике.

Планируемые результаты:

- Предметные УУД: усвоение устных приемов сложения и вычитания в пределах 1000; названия компонентов и результатов умножения и деления в пределах 100; умение выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;

- Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: сформировать умение принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

- Познавательные УУД: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, извлечение необходимой информации из текстов; использовать приобретенные знания в практической деятельности.

- Коммуникативные УУД: воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Математика» 3 класс 1 часть В.Н. Рудницкая, Т.Н. Юдачева, компьютер, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна, и сегодня у вас уроки математики проведу у вас я.

- Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

От вас ответы, взгляды, мнения, мы вместе проведём урок.

-Ребята, какими мы будем сегодня на уроке?

-Молодцы!

-Проверьте у всех ли есть карандаш, линейка, тетрадь и учебник.

-Молодцы, давайте начнём урок.

Эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют свою готовность к уроку.










Внимательными, послушными, активными


Личностные:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Регулятивные:

Организация рабочего места.

Коммуникативные: Формирование умения общаться с учителем;

Минута чистописания. Устный счёт























































Подведение к теме. Целеполагание

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Ребята, какое сегодня число?

-Верно, ребята. Давайте вспомним, сколько клеток надо отступить вниз от прошлой работы? Как только напишите, покажите свою готовность.


- Ребята, давайте отгадаем загадки:

1. Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою

- Верно. Давайте запишем эту цифру в тетрадь с начала строки.

- Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели:

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

- Запишите цифру восемь в тетрадь рядом с цифрой четыре, не ставя запятую между ними.

- Эти счёты всегда рядом,

Загибать их только надо.

Пальчики легко считать,

На руке их ровно…

- Запишите её рядом с цифрой восемь.

-Какое число у нас с вами получилось?

-Что вы можете о нем рассказать?


- Назовите соседей этого числа.

-Назовите разрядные слагаемые.

-Сколько в этом числе всего десятков?

-Какие цифры использовали для записи этого числа?

-Сколько получится, если увеличить это число на один десяток?

-А если уменьшить на одну сотню?

- Какое самое маленькое число можно составить из этих трех цифр?

- Правильно, а теперь запишите число 485 от начала и до конца строки красивым почерком.

(Учитель показывает образец написания данного числа.)


- Посмотрите на доску, решите примеры устно и запишите ответ на каждый пример в столбик.

299+401

470-29

305+197

550-42

134+97

(Проверка по образцу). Поставьте себе плюс там, где верно, минус, где вы допустили ошибку

- Скажите, какие математические действия были примерах?

- А какие числа мы вычитали и складывали?

- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш урок, что мы будем делать?

- Какую цель поставим на урок?



- Какую личную цель вы поставите себе на наш урок?


26 октября


Отступаем 4 клетки, на 5 пишем









4

Записывают в тетрадь






8

Записывают в тетрадь






5


485

Оно трехзначное, нечетное, в нем 4 сотни, 8 десятков, 5 единиц.

484, 486

400, 80, 5

48 десятков

Для записи этого числа использовали цифры 4, 8, 5

495


385

458


Записывают число в строчку







Решают устно


700

441

502

508

231





Сложение и вычитание


Трёхзначные

Повторять сложение и вычитание в пределах 1000

Закрепить знания сложения и вычитания в пределах 1000, решать примеры и задачи

Ставят цель

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Познавательные:

Умение учащихся применять знания устного счета, делать вывод на основе анализа материала; умение воспринимать речь учителя

Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Работа по теме

- Сейчас мы с вами поиграем в лотерею.

(Дети выходят, достают пример и решают на доске)

- Прежде чем решать примеры, давайте вспомним алгоритм сложения и вычитания в пределах

1000.










- Молодцы, теперь начнём нашу лотерею.







162-44





















67+584



















321-8



















429-87



















920-350





















297+558























325-115













- Молодцы!



- Давайте откроем учебник на странице 17. Выполним №12. Прочитайте задачу.

- Сейчас я прочитаю задачу ещё раз.

- О чём идёт речь в задаче?

- Какие действия выполняли со стеклами?

-Известно, сколько стекол было на складе сначала?

- Сколько стёкол отправили в понедельник?

- Сколько стёкол привезли во вторник?

- Что больше, количество, которое отправили или количество, которое привезли?

- Что нужно узнать в задаче?


- Выполним к этой задаче чертёж. Обозначим количество стёкол на складе отрезками.

- Изобразим сначала три равных отрезка. Первый отрезок будет означать количество стёкол, которое было, второй – которое отправили, третий - которое привезли.

(Один ученик на доске)


- Сколько стекол отправили в понедельник?

- Покажем это с помощью дуги на отрезке, который мы обозначили От.







- Сколько стекол привезли во вторник?

- Количество стекол после этого стало больше или меньше?

- Давайте на отрезке, который мы обозначили буквой П, с помощью дополнительного отрезка покажем, что количество стекол стало больше, когда их привезли.

- Количество, которое привезли отметим дугой.













- То количество, на которое стекол стало больше отметим дугой и поставим вопрос.






- Если мы знаем, сколько стекол отправили и сколько затем привезли, можем мы узнать, как изменился запас стекол на складе?

Что для этого нужно сделать?


- Верно. Запишем решение задачи.




















- Запишем ответ.






(Проговаривают алгоритм)



По одному ученику выходят и решают в столбик


Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.

Вычитаю единицы: Из 2 не могу вычесть 4, занимаю 1 десяток. Над единицами пишу 10, обвожу 10 и 2 в зеленый огурчик. 12 минус 4, будет 8. Пишу 8 под единицами.

Вычитаю десятки: Было 6 десятков, осталось 5, из 5 десятков вычитаю 4 десятка, будет 1 десяток, пишу 1 под десятками.

Вычитаю сотни: в вычитаемом нет сотен, поэтому 1 сотню уменьшаемого пишу под сотнями



- Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.

1) Складываю единицы: к 4 прибавляю 7, будет 11. Пишу под единицами 1, а 1 десяток запоминаю и переношу в десятки.

2) Складываю десятки: к 8 прибавляю 6, будет 14, прибавляю еще 1, получается 15. 5 пишу под десятками, а 1 сотню запоминаю.

3) Складываю сотни к 5 прибавляю 1 будет 6. Пишу 6 под сотнями.


Пишу единицы под единицами.

Вычитаю единицы: Из 1 не могу вычесть 8, занимаю 1 десяток. Над единицами пишу 10, обвожу 10 и 1 в зеленый огурчик. 11 минус 8, будет 3. Пишу 3 под единицами.

Вычитаю десятки: в вычитаемом нет десятков. В уменьшаемом было 2 десятка, остался 1, пишу 1 под десятками.

Вычитаю сотни: в вычитаемом нет сотен, поэтому 3 сотни уменьшаемого пишу под сотнями



Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.

Вычитаю единицы: Из 9 вычитаю 7, будет 2. Пишу 2 под единицами.

Вычитаю десятки: из 2 не могу вычесть 8, занимаю 1 сотню. Над десятками пишу 10, обвожу 10 и 2 в зеленый огурчик. 12 минус 8, будет 4. Пишу 4 под единицами.

Вычитаю сотни: в вычитаемом нет сотен, поэтому 3 сотни уменьшаемого пишу под сотнями.


Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

1) Вычитаю единицы: из 0 вычесть 0, будет 0. Пишу 0 под единицами

2) Вычитаю десятки: из 2 не могу вычесть 5, занимаю 1 сотню. Над десятками пишу 10, обвожу 10 и 2 в зеленый огурчик. 12 минус 5, будет 7. Пишу 7 под десятками.

3) Вычитаем сотни: было 9 сотен, осталась 8 сотен. Из 8 сотен вычитаю 3 сотни, будет 5 сотен. Пишу 5 под сотнями.



Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

1) Складываю единицы: к 7 прибавляю 8, будет 15. Пишу под единицами 5, а 1 десяток запоминаю и переношу в десятки

2) Складываю десятки: к 9 прибавляю 5, будет 14, прибавляю еще 1, получается 15. 5 пишу под десятками, а 1 сотню запоминаю и переношу в сотни.

3) Складываю сотни к 2 прибавляю 5 будет 7, прибавляю еще 1. Пишу 8 под сотнями.

Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

1) Вычитаю единицы: из 5 вычесть 5, будет 0. Пишу 0 под единицами

2) Вычитаю десятки: из 2 вычитаю 1, будет 1. Пишу 1 под десятками

3) Вычитаем сотни: из 3 сотен вычитаю 1 сотню, будет 2 сотни. Пишу 2 под сотнями.



Читают задачу






О стёклах

Их отправляли и привозили


Нет, неизвестно

540 стекол

920 стекол


Которое привезли


Как изменился запас стекла на складе.




?с.

Б.


От.


П.


540 стекол

? с.

Б.


От.


540 с.

П.


920 стекол


Больше




? с.

Б.


От.


540 с.

П.

920 с.

? с.


Б.


О.


540 с. ? с.

П.

920 с.




Да


Нужно из количества, которое привезли вычесть количество, которое отправили.


(с.)

1) Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2) Из 0 вычитаю 0, получается 0

3) Вычитаю десятки. Т.к. из 2 нельзя вычесть 4, занимаю у сотен 1 сотню, то есть 10 десятков. Над десятками пишу 10, обвожу 10 и 2 в огурчик. 12-4=8, пишу 8 под десятками

4)Вычитаю сотни, т.к. у 9 мы заняли 1, там осталось 8. Вычитаю сотни:8-5=3, пишу 3 под сотнями.

Ответ: на 380 стекол стало больше.

Личностные:

Проявление познавательного интереса к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:

выполнение задания умение осознанно; строить речевые высказывания в устной и письменном виде


Физминутка

- Думаю, вы отлично поработали ребята и теперь немного надо подвигаться

-Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки,

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

-Молодцы ребята, а теперь садимся на свои места.

Повторяют движения за учителем

Регулятивные Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Коммуникативные Умение слушать;



Работа над темой









































































































































































Самостоятельная работа

Посмотрите на №17. Прочитайте задание.

- Что просят сделать в задании?


- Какое математическое действие выполняется в первом столбике? Какой компонент неизвестен в этих примерах?

- Как найти первое слагаемое?


- Давайте найдем первое слагаемое в первом примере с помощью решения в столбик.


900

-

436
























- Теперь найдём первое слагаемое во втором примере.




401

-

305

























- Какое математическое действие представлено в примерах во втором столбике?

- Какой компонент вычитания неизвестен?

- Как найти уменьшаемое?


- Найдем уменьшаемое в первом примере. Удобно ли будет прибавлять 91 к 820 в столбик?

- Что нужно будет сделать при записи чисел в столбик?

- Почему мы можем это сделать при сложении?

Верно.


820

+

91



















- Давайте найдём уменьшаемое во втором примере самостоятельно.

412

+

412



- Сколько получилось?

- Молодцы!



- Ребята, давайте теперь поиграем с вами в кассиров. Будем считать, на какую сумму выйдет обед у друзей: Кати, Лёши и Димы.

(На доске меню)

- Посмотрите на меню. Что предлагается в столовой на обед?

- Катя захотела на обед борщ, кабачки и кофе. (на слайде появляются названия блюд и цена)

- Давайте посчитаем, какая стоимость обеда будет у Кати.


- Молодцы!

Лёша выбрал следующие блюда: поджарку, хлеб и сок. (на слайде появляются названия блюд и цена)

Посчитаем, какая стоимость обеда будет у Лёши.


- Дима на обед захотел борщ, поджарку, 3 куска хлеба, и кофе.

(на слайде появляются названия блюд и цена)

Посчитаем стоимость обеда у Димы.


- Молодцы!


- Теперь посмотрите на доску. (на доске примеры)

1) 685-138 2) 445+123

660+235 568-327

- Это задание вы выполняете самостоятельно, а потом мы проверим. Первый вариант решает первые два пример, второй вариант вторые два примера. На это задание вам дается 5 минут.

-Ребята, время вышло. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте задание.

(правильные ответы на слайде)

Если все верно, то на полях поставьте +. Если есть ошибки, то поставьте знак вопроса? неправильные ответы исправьте.

Читают задание





Записать числа в окошках, чтобы равенства были верными.


Сложение. Первое слагаемое

Нужно из суммы вычесть второе слагаемое

Один ученик выходит к доске


Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

Вычитаю единицы: из 0 единиц нельзя вычесть 6 единиц, пробуем занять 1 десяток, но в разряде десятков занять нельзя, занимаем одну сотню. Одна сотня – это 10 десятков, пишем над десятками 10. Занимаем у десяти десятков 1 десяток, пишем 10 над единицами. Обводим 10 и 0 в огурчик. Вычитаем из 10 шесть, получим 4, пишем 4 под единицами.

Вычитаем десятки: было 10 десятков, осталось 9, из 9 десятков вычитаем 3 десятка, получим 6, пишу 6 под десятками.

Вычитаю сотни: Было 9 сотен, стало 8, из 8 вычитаю 4, получаю 4. Пишу 4 под сотнями.

Получили 464, это первое слагаемое в примере

Один ученик выходит к доске




Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

Вычитаю единицы: из 1 единицы нельзя вычесть 5 единиц, пробуем занять 1 десяток, но в разряде десятков занять нельзя, занимаем одну сотню. Одна сотня – это 10 десятков, пишем над десятками 10. Занимаем у десяти десятков 1 десяток, пишем 10 над единицами. Обводим 10 и 1 в огурчик. Вычитаем из 11 пять, получим 6, пишем 6 под единицами.

Вычитаем десятки: было 10 десятков, осталось 9, из 9 десятков вычитаем 0, получим 9, пишу 9 под десятками.

Вычитаю сотни: Было 4 сотен, стало 3, из 3 вычитаю 3, получаю 0, его не пишем.

Получили 96, это первое слагаемое в примере


Вычитание



Уменьшаемое

Нужно к разности прибавить вычитаемое


Нет


Поменять местами числа


Потому что от перестановки слагаемых сумма не меняется

Один ученик на доске


Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.

1) Складываю единицы: к 0 прибавляю 1, будет 1. Пишу под единицами 1.

2) Складываю десятки: к 2 прибавляю 9, будет 11, 1 пишу под десятками, а 1 сотню запоминаю и переношу в сотни.

3) Складываю сотни. Было 8 сотен прибавляю еще 1 сотню будет 9. Пишу 9 под сотнями. Получилось 911




824














Борщ, поджарка, кабачки, хлеб, сок и кофе.




Один ученик выходит к доске, остальные в тетради.

25+8+10=43 (р.)





Один ученик выходит к доске, остальные в тетради.

60+1+12=73 (р.)




Один ученик выходит к доске, остальные в тетради.

25+60+3+10=98 (р.)





+

4

4

5

1

2

3


5

6

8

1 вар. 2 вар.

-

6

8

5

1

3

8


5

4

7





+

6

6

0

2

3

5


8

9

5

-

5

6

8

3

2

7


2

4

1











Итоги урока. Рефлексия

- Ребята, какую тему мы сегодня закрепляли?

- Какие затруднения у вас возникли на уроке?

- Теперь оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора. (на слайде)

Поднимите руку, кто справился со всем и урок был для него полезен. (зеленый цвет)

- Поднимите руку кто справился не со всеми заданиями и возникали трудности (жёлтый цвет)

- Поднимите руку кто не справился с заданиями и ничего не получилось (красный цвет).

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000




Оценивают свою деятельность

Коммуникативные: 

Умеет вступать в диалог.

Личностные:

Аргументировано оценивают свои работы.

Регулятивные:

Оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее