Цели и задачи урока:
формировать умения объяснять и доказывать,
познакомить учащихся с особенностями вежливого общения,
показать, что сказанное слово может веселить, огорчать, утешать.
Ход урока.
1. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о значении слова для человека.
Знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Проверим, так ли это.
2. Анализ речевых ситуаций.
а) - Когда вам хочется посмеяться, о ком вы сразу вспоминаете? (ответы детей)
- Конечно, это клоуны. Они самые веселые люди. А вы знаете, что в старину клоунов называли скоморохами. Была также и игрушка. Угадайте её название.
Он с бубенчиком в руке
В сине – красном колпаке
Он весёлая игрушка,
А зовут его ….(Петрушка)
- На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был веселый Петрушка. (Слайд № 2, 3)
- К нам на урок пришел в гости Петрушка, (Слайд № 4)
который рассказал вот такую историю:
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Избы убежали
Из деревни вон!
-Как вы думаете, зачем Петрушка рассказал эту нелепицу, где все перевернуто шиворот-навыворот, так в жизни никогда не бывает?
- Эти веселые стихи называются перевертышем. Автора у него нет, кто-то очень давно его сочинил, люди пересказывали его друг другу, дополняли, поэтому он и называется народным, очень много не известных нам людей приняли участие в его сочинении.
Главная задача перевертыша - насмешить людей, поднять их настроение.
- Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Петрушка».
Эй, Петрушка, наш Петрушка,
Развесёлая игрушка -
Тонкий голос, рыжий волос.
Озорные глазки – расскажи нам сказки!
Расскажи, насмеши, покажи пляски!
Где Петрушка – там и смех.
Ты, Петрушка, лучше всех!
Ты - плясун, ты – певун, ты – весёлый говорун!
Всем хорош! Всем хорош!
Ты тряпичный! Ну и что же?
Если весело с тобой – значит, ты живой!
- Что умеет делать Петрушка? Какой он по характеру? (весёлый, забавный, озорной, смешной)
(Слайд № 5) (Работа в альбомах)
- Нарядите Петрушку в такие цвета, чтобы они передавали его характер. А подспорьем в работе вам будет песенка «Улыбка».
Проверка работы:
- Какие цвета вы выбрали? Почему?
(Слайд № 6)
- Прочитайте стихотворение К Чуковского «Путаница» так, чтобы слушатели развеселились.
- Предлагаю посмотреть клип «Цирк».
(Слайд № 7) На экране появляется слово (веселит).
| СЛОВО |
|
веселит |
|
|
б) - Бывают в жизни и огорчения. Иногда не подумав, можно обидеть небрежным
словом, грубостью.
- Помните, как провёл первый день своей жизни деревянный мальчишка Буратино?
(Слайд № 8) (Драматизация отрывка из сказки А.Толстого «Приключения Буратино
или Золотой ключик»)
«… Прибежав в каморку под лестницей, Буратино шлепнулся на пол около ножки стула.
- Чего бы ещё такое придумать?
Не нужно забывать, что Буратино шёл всего первый день от рождения. Мысли у него маленькие – маленькие, коротенькие – коротенькие, пустяковые – пустяковые.
В это время послышалось:
-Крри - кри, крри – кри….
Буратино завертел головой, оглядывая каморку.
- Эй, кто здесь?
- Здесь я – крри – кри…- Эй, ты кто такой?
- Я – Говорящий Сверчок – живу в этой каморке более ста лет.
- Здесь я хозяин, убирайся отсюда!
(Слайд № 9)
- Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет, - ответил Говорящий Сверчок, - но прежде чем я уйду, выслушай полезный совет.
- Оч-ч-ч-ч-ень мне нужны советы старого сверчка.
- Ах, Буратино, Буратино, - проговорил сверчок, - брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения.
Беседа над ситуацией.
-Как вы думаете, прав ли был Буратино, прогоняя старого сверчка из комнаты?
- Давайте поразмышляем, почему же сверчок не ответил грубостью на грубость?
-Отчего у него возникло желание дать Буратино полезный совет? (Сверчок был старым и умным. А Буратино деревянный человечек, да ещё глупый)
- Да, вы правы, Буратино был лишь деревянной куклой, не знающей жизни, не думающей о последствиях своей грубости.
- Помните « мысли у него были маленькие – маленькие». Именно поэтому мудрый сверчок и решил ему помочь, предупредить о грозящей опасности, заставить задуматься.
- А вы всегда думаете, прежде чем сказать что – либо обидное, грубое другу (бабушке, маме, однокласснику)?
-Очень трудно бывает человеку исправить допущенную ошибку. Есть у нашего народа такие пословицы:
(Слайд № 10)
«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь».
« От худого слова – да навек ссора».
-Как вы их понимаете? Объясните.
На экране появляется слово (огорчает).
(Слайд № 11)
| СЛОВО |
|
веселит | огорчает |
|
в) - Когда человек огорчен, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением, но всегда на помощь придет друг или взрослые, которые утешат и словом и делом.
- Ребята, знакомы вам стихи А.Барто?
Напомню начало одного из них:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Вспомнили? Продолжите его.
- Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? (Её утешают, уговаривают,
успокаивают)
- Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны утешить её, помочь ей.
- Недаром говорят:
(Слайд № 12)
«Доброе слово лечит, а худое калечит»
- Какие ещё пословицы вы знаете?
«Плохо жить без заботы, худо без доброго слова»
«Доброе слово дом построит, а злое – разрушит»
- Дети, кто расскажет нам сказку «Курочка Ряба»?
- Как вы думаете, перестанут плакать дед и баба? Почему?
- Какое решение приняла Курочка для деда и бабы? Может деду и бабе не надо надеяться на это яйцо? Как вы думаете?
Работа с учебником (с. 21).
(Слайд № 13)
- Прочитаем в книге, что им сказала Курочка.
(Слайд № 14)
На доске появляется слово (утешает).
| СЛОВО |
|
веселит | огорчает | утешает |
3. Самостоятельная работа
а) - Приготовьте сигнальные круги.
- Я буду читать стихотворения и рассказы, а вы будете выражать своё отношение к прочитанному сигналами.
- Давайте повторим, что обозначает каждый цвет.
Красный – радость, синий – огорчение, жёлтый – удивление (осуждение).
«Подарили собаку» И.Токмакова
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили.
Очень славного щенка! (Красный сигнал)
Он малюсенький пока….
Он идёт смешной – смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой -
Он поправдашний, живой.
«Огурец и капуста»
Однажды кочан капусты и огурец пошли купаться на речку. Огурец сразу в воду бросился.
А кочан капусты стал раздеваться на берегу – раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками и очень расстроился.
- Продолжите рассказ. Как он мог закончиться? (Зелёный сигнал)
« Несли мы облако с собой» А.Барто
Несли мы облако с собой:
Букет сирени голубой.
Взглянула Надя на сирень: (Жёлтый сигнал)
Какой красивый сорт!
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт!
Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами,
За тортом бы поехали!
Ну, Наденька! Ну, скромница!
Мы не могли опомниться.
- Что сделала Надя неправильно?
(Слайд № 14) (Удивляемся, радуемся, огорчаемся)
б) – Составьте рассказы по картинкам так, чтобы словами передать удивление, восторг, огорчение, радость.
Работа в парах.
-Придумайте сценку, где бы вы показали, как вы утешаете обиженного.
4. Итог урока.
- Что нового вы узнали о речи?
- Какое может быть слово?
- Какие слова вам больше всего нравятся?
5. Вывод учителя.
Мы должны запомнить – прежде чем сказать – подумай, чтобы не обидеть словом.