Конспект урока химии в 9 классе тема «Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов химических элементов - металлов. Физические свойства и применение металлов»
Тип урока: урок изучение нового материала.
Цель: рассмотреть положение химических элементов металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенности стояния их атомов; Сформировать представление об общих физических свойствах металлов; Рассмотреть области применения металлов человеком.
Задачи:
Обучающая: обобщить представление а положении металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева; систематизировать знания об особенностях строения атомов металлов.
Развивающая: развивать умение выделять главное и анализировать полученную информацию.
Воспитательная: воспитывать уважение к чужому труду, трудолюбие и аккуратность.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, ПК, проктор, интерактивная доска, видеоролик, учебник, мел, меловая доска.
Ход урока
I Организационный момент ( 2 минуты)
Приветствие. Проверка присутствия на уроке учащихся.
II Актуализация знаний (5 минут)
- С прошлых уроков химии Вы помните, что все химические элементы делятся на 2 большие группы: металлы и неметаллы и находятся в зависимости от своего положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
- Какая эта зависимость и в чем она выражается?
Ответ: Это зависимость периодическая и выражается в изменении строении атома химического элемента. как следствие, и его свойств.
III Изучение нового материала ( 20 минут)
-Сегодня на уроке мы будем изучать металлы.
- Запишем тему «Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов химических элементов - металлов. Физические свойства и применение металлов».
- Открывает ПСХЭ Д.И. Менделеева и внимательно смотрим на ее 1 группу главную подгруппу. В этой группе в главной подгруппе располагаются металлы которые имеют общее название «Щелочные».
- Почему они имеют такое название?
Ответ: Эта металлы имеют название щелочные так как при взаимодействие с водой образуют растворимые основание - щелочи!
- Давайте рассмотрим особенности строение атомов химических элементов данной группы.
Работа у доски. Разобрать строение атома Калия
- О чем может нам рассказать данная смеха строения атома Калия?
Ответ: о свойствах химического элемента - Калия.
- Какими свойствами обладает данный химический элемент?
Ответ: Калий обладает восстановительными свойствами, так как у него 1 электрон на внешнем энергетическом уровне и он его легко отдает.
- Давайте перейдем ко 2 группе главной подгруппе ПСХЭ Д.И. Менделеева. В ней расположены тоже металлы. Эта группа, так как и первая, имеет общее название - «щелочноземельные металлы».
- Почему эта группа имеет такое название?
Ответ: группа имеет исторически сложившиеся название «щелочноземельные металлы» так как многие ее представители были обнаружены в земле.
- Каковы особенности строения атомов химических элементов данной группы? Давайте рассмотрим их на примере Стронция!
Работа с доской. Разобрать строение атома Стронция.
- Как мы сегодня говорили строение атома может нам рассказать о свойствах химического элемента.
- Какими свойствами будет обладать химический элемент - Стронций?
Ответ: Стронций будет обладать, так же как и металлы 1 группы, восстановительными свойствами. Он тоже будет отдавать электроны с внешнего энергетического уровня.
- Из выше сказанного можно сделать вывод: (запишем) основное свойство металлов, исходя из строения атома, явление восстановление.
- Давайте еще раз обратимся к ПСХЭ Д.И. Менделеева и проведем диагональ от химического элемента В(5) к химическому элементу At(85). Не трудно заметить что большинство металлов останется под диагональю. Это будет нам говорить об относительно большом радиусе атома химических элементов - металлов.
- Что такое атомный радиус и о чем он нам может рассказать?
Ответ: Радиус атома - это расстояние от ядра атома да его внешнего энергического уровня. Он нам говорит о силе притяжения электронов внешнего энергетического уровня к ядру атома.
- Как изменяется атомный радиус в ПСХЭ Д.И. Менделеева?
Ответ: В периоде уменьшается, в группе увеличивается.
- В случае с металлами радиус атома нам подтверждает восстановительную способность атомов металлов.
- Вернемся к наше диагонали B-At. Элементы оказавшиеся под диагональю - металлы, над - неметаллы. Химические элементы находящиеся в непосредственной близости к диагонали называют еще металлойдами. Так как они проявляют и металлические и не металлические свойства, например Кремний обладает металлическим блеском хоть и является неметаллом, а Олово имеет аллотропное видоизменение обладающие свойствами неметалла. Все это свидетельствует нам об условности деления химических элементов на металлы и неметаллы.
- Из курса физики Вам известно что все вещества обладают физическими свойствами.
- Какими физическими свойствами обладают металлы?
Ответ: тепло - электропроводность, металлический блеск, плотность....
- Давайте запишем основные физические свойства металлов:
Металлический блеск;
Теплопроводность;
Электропроводность;
Температура плавления и кипения;
Плотность ( Легкие менее 5 г/см3, Тяжелые более5 г/см3);
Пластичность;
Металлический звон.
- Зная все эти особенности строения атома и физические свойства человек использует металлы для своего блага. Давайте посмотрим как это происходит!
Видеоролик
IV Закрепление(8 минут)
Тест 5 страница 14 .
V Итоги урока( 2 минуты)
Сегодня на уроке мы рассмотрели особенности строения атомов химических элементов - металлов, познакомились с физическими свойствами и их применением.
Домашнее задание(3 минуты)
§ 5 №1,2
§ 6 № 2,5