«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Имя прилагательное" 2 класс

Конспект урока предназнчен для учителей начаьных классов.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Имя прилагательное

Цель: познакомить детей с именем прилагательным, узнать с какой частью речи связано имя прилагательное.

Задачи : - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Встанем ровно, красиво, руки вверх- вдох, руки вниз- выдох. (2 раза), а теперь обнимите себя, погладьте. Теперь улыбнемся друг другу! Пусть сегодняшней урок принесет радость общения каждому из нас.

- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке, вы были внимательными, аккуратными и активными. И конечно же произносили все звуки красиво, внятно и четко.

- Что для этого нужно сделать? (артикуляционную гимнастику)

- Молодцы! Сядет первый тот, кто отгадает загадку….

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

-На какие вопросы они отвечают? Что обозначают

-Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто ? что? (Имя существительное.)

-Молодцы! А как назвать одним словом этих животных? ( дикие)

- Как мы относимся к диким животным? ( животных нужно беречь, потому что они приносят пользу. Какую пользу приносят? )

- Спасибо, мне понравились ваши ответы. Теперь рассмотрим каждое животное.

- Заяц какой? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий)

- Лиса какая? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая, пушистая, маленькая )

- Волк какой? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый, )

- Медведь какой? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый, большой.)

- Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий, хитрая, быстрая, рыжая, ловкая, пушистая, злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый, косолапый, неуклюжий, бурый.

- -Что обозначают слова? ( серый, рыжая- цвет; быстрый, ловкий – качества; маленькая,

большой – размер.

-Молодцы! И эти слова можно назвать одним словом - признаки.

-На какие вопросы отвечают (быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий, хитрая, быстрая, рыжая, ловкая, пушистая? (Какая? Какой?)

-Молодцы! Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какая?какой?а также какое?какие?, называются прилагательными.

Физкультминутка

- Встанем, и немножко отдохнем… и покажем, как медведь передвигается? Как лисичка крадется? Как птица летает? Как волк двигается?

- Молодцы! Садитесь, откройте ваши тетради и посмотрите на доску.

Показываю картинки животных по очереди

-Это кто? (заяц). Какой первый звук мы слышим в слове Заяц? [ з] запишем. З

- Это кто? (лиса). Какой звук мы слышим в конце? [а]. запишем А

-Это кто? (медведь). Какой первый звук? [м]. запишем М

- Это кто (волк). Какой второй звук в этом слове? (о). запишем.

-Посмотрите, у вас так же получилось? З, А, М, О…

- Молодцы! А теперь послушайте следующее задание! Запишите словарные слова, которые обозначают животных.

-Кто выполнил, положил ручку и сел красиво, прямо, спинка ровная. Молодцы!

РАБОТА НА КАРТОЧКАХ

У каждого ученика на парте лежит карточка со словами, так же и на доске вывешиваю эти слова.

У НЕЁ ЗУБКИ, ТЕЛЬЦЕ, УШКИ, ШЕРСТЬ, ХВОСТ.

-Прочитайте предложение. ( читают на доске).

-Как вы думаете, можно ли узнать о каком животном идет речь в этом предложении? (нет).

-Почему? ( нет признаков)

-А какие слова вы бы вставили в предложение, если бы речь шла о лисе? Вам в этом помогут слова помощники, на ваших карточках…

Поэтапно все вывешивается, на доске,

-Зубки какие? Острые. ( если дети не говорят, сказать самой)

-Тельце какое? Тоненькое.

-Ушки какие? Чуткие

- Шерсть какая? Рыжая.

- Хвост какой? Пушистый.

- Теперь запишем(составим) это предложение. Прочитайте предложение.

- Понятно теперь о каком животном идет речь? (да).

- какое предложение вам больше понравилось? ( второе)

- Почему?( оно полное, точно характеризует животное, яркое красивое).

-Так зачем нам нужны прилагательные?

Вывод: Имя прилагательное нужно, чтобы украшать предметы, чувства и явления, то есть прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.

- Откройте учебник на стр. 86 и прочитайте правило ( дети читают).

- Молодцы!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Давайте, немного отдохнём. Встали. Послушайте задание. Я буду называть слова, если это имя существительное (отвечает на вопрос кто? что?) вы стоите. Если это глагол (отвечает на вопросы что делать, что делает?) вы шагаете. Если это имя прилагательное (отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие?) вы хлопаете.

Слова: стол, солнце, красивый, ракета, ходить, водить, большой, смелый, поливать, стирают, играл, заяц, мальчик, карандаш, поймать, побежал. Веселый, зеленый.

- Молодцы! Садитесь…

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

-Выполним упражнение 150 на стр.87.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать? (прочитать, отгадать загадку)

-Догадались, кто это? (да это гусь). Правильно!!

-Посмотрите в текс, являются ли выделенные слова именами прилагательными? (да)

-На какие вопросы они отвечают? (какой? Какая? Какие?)

-давайте, посмотрим, а с какими словами они связаны? (папа, мама, детки)

- Папа, мама, дети – на какой вопрос отвечают? (Кто? Что?). т.е. являются, какой частью речи? (имя существительное).

- Поставим вопрос от имени существительного к имени прилагательному

Папа КАКОЙ? Важный, краснолапый.

Мама КАКАЯ? Беленькая.

Детки КАКИЕ? Желтые

- Посмотрите, с какой же частью речи связано имя прилагательное? ( имя существительное)

- Молодцы! Правильно Имена Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать.

Вывод: имя прилагательное употребляется при именах существительных

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука. 
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий звук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик,
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗЬ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ.

На доске слова:

РУЧЕЙ ЗЕЛЕНАЯ

НОЧЬ ШИРОКИЙ

ВЕТКА ТЕМНАЯ

-Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.

Ручей какой? Широкий. Ночь какая? Темная. Ветка какая? Зеленая.

- Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное? (с именем существительным)

- Запишем с комментированием данные словосочетания.

Вывод: Имя прилагательное употребляется при именах существительных.

РЕФЛЕКСИЯ

- Какое задание понравилось больше всего?

- Как вы себя сегодня оцениваете на уроке?

Итог урока

- С какой частью речи мы познакомились? (имя прилагательное)

- На какие вопросы отвечает имя прил.? Что обозначает?

Домашнее задание: с.90 упр. 155

- откройте упр.155. Вам нужно будет списать, вставить пропущенные буквы и вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. (например, слон какой? Большой, а муравей какой? Маленький. )

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее