Тема: Умножение числа на 4.
Тип урока: урок изучение нового материала
Цель: Раскрыть закономерности таблицы умножения числа 4.
Задачи:
1)научить составить таблицу умножения числа 4;
2)научить применять приобретённые умение при решении арифметического выражения и задач на умножение;
3)формировать высказывание, используя математические термины. обеспечить знание учащимися конкретного смысла умножения на 4;
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:
-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, строят речевые высказывания в устной форме, строят рассуждения);
-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);
-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника);
-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль).
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять и использовать таблицу умножения на 4; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
Ход урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности.
- Здравствуйте ребята! Я рады вас видеть. Садитесь. Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг-другу, а я подарю вам свою. Хорошо!
Я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажете, какой у нас сейчас урок.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука-
Математика!
- Сегодня на уроке вы ещё раз убедитесь, что математика – очень интересный, необходимый современному человеку предмет. Проверьте всё ли готово к уроку.
2.Актуализация опорных знаний. - А теперь у нас устный счёт. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень). Какое красивое явление природа происходит осенью? (Листопад.) Что такое листопад? (Листопад - это прекрасное явление природы, это процесс сбрасывания листвы растениями. Как правило листопад происходит осенью.) Сегодня я вам предлагаю устроить листопад, но не обычный, а математический. У меня есть дерево с листочками, на них написаны примеры, которые мы должны будем с вами решить. Тем самым мы поможем дереву сбросить листочки.
Я буду отрывать листочки и читать примеры, а вы быстро даете ответы :
3х5-5 2х7+5
3х4-9 3х3+7
2х9-15 2х8+2
2х4+10 2х2+12
Что мы сейчас с вами вспоминали, когда решали примеры? (умножение на 2 и 3). Молодцы! Мы помогли дереву? (ДА) Теперь дерево готово встречать зиму
Математические Веселые задачи
1. 7 пар танцуют польку, а всего танцоров сколько?
2. У трех родных братьев по одной родной сестре. Сколько всего детей?
4. Сколько концов у 12 палок?
- Проверим. Дина, прочти свой ряд чисел. У кого также? (Если есть разные варианты, вместе находим верное решение)
14, 4, 24.
-Какая цифра встречается во всех числах (цифра 4).
Эта цифра для нас сегодня очень важна.
-Ребята, какое у нас сегодня число? (18 октября)
Давайте запишем число в тетрадях. Классная работа.
Минутка чистописания. Разминка для рук
У меня на доске число. Что вы о нем можете сказать. (22-Это двухзначное число, в нем 2 дес. 2 ед. Для записи числа нам понадобится 2 цифры 2 и 2 клетки.) Пропишите эти цифры всю строчку, через клеточку, пишем очень красиво.
Если сложить эти числа, то получится 4. Если умножить эти числа, то получится тоже 4. А, давайте сейчас считаем по 4 до 20: 4,8, … . (Дети считают вслух хором).
Как вы думаете, почему сегодня число и цифра 4 для нас важны?
- О чем будем говорить сегодня на уроке? Вы можете определить нашу тему? Что сегодня вам предстоит узнать, чему научиться? Какая цель урока? (Будем составлять таблицу умножения числа 4)
- Да, сегодня мы будем составлять таблицу умножения числа 4, которую потом должны хорошо запомнить.
3.Самоопределение к деятельности
- С какого примера мы начинали составлять таблицу умножения числа 2?
( 2⋅ 1) А таблицу умножения числа 3? (3 ⋅ 1) Что общего в этих примерах? (Второе число равно 1)
— Сегодня мы будем составлять таблицу умножения числа 4. Как вы думаете, с какого примера мы начнем? (4 ⋅ 1) Сколько получится? (4) Как узнали? ( 4 взяли 1 раз) Запишите. (4 ⋅ 1 = 4)
- Запишите теперь следующий пример умножения числа 4. Чему должно быть равно второе число в этом примере? (2) Какой пример вы записали?
(4 ⋅ 2) Сколько получится? (8) Как узнали? (По 4 взяли слагаемым 2 раза) Запишите. (4 ⋅ 2 = 4 + 4 = 8)
- Запишите теперь следующий пример умножения числа 4. Чему должно быть равно третье число в этом примере? (3.) Какой пример вы записали?
(4 ⋅ 3) Сколько получится? (12) Как узнали? (По 4 взяли слагаемым 3 раза) Как вычислить быстрее, зная результат предыдущего примера? (Надо к 8 прибавить 4, получится 12) Запишем оба способа вычислений так:
4 ⋅ 3 = 4 + 4 + 4 = 8 + 4 = 12.
- Назовите следующий пример в таблице умножения числа 4 (4 ⋅ 4) Сколько получится? (16) Как вычисляли? (По 4 взять слагаемым 4 раза или к 12 прибавить 4) Запишите оба способа вычислений:
4 ⋅ 4 = 4 + 4 + 4 + 4 = 12 + 4 = 16.
— Можете ли вы составить еще один пример в таблице умножения числа 4? (Да) Назовите этот пример (4 ⋅ 5) Сколько получится? (20) Как вычисляли? (По 4 взять слагаемым 5 раз или к 16 прибавить 4) Запишите оба способа вычислений: 4 ⋅ 5 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 16 + 4 = 20
4 ⋅ 2 = 4 + 4 = 8
4 ⋅ 3 = 4 + 4 + 4 = 8 + 4 = 12
4 ⋅ 4 = 4 + 4 + 4 + 4 = 12 + 4 = 16
4 ⋅ 5 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 16 + 4 = 20
— Посмотрите внимательно на получившиеся ответы и скажите, что интересного вы заметили. (Каждый из них больше предыдущего на 4) Почему? Как вы думаете? (Потому, что мы умножали число 4 последовательно на числа от 2 до 5)
Физкультминутка
Учитель танцев. (1 куплет)
4.Первичное закрепление
Работа с учебником
Теперь открываем учебники с.48
(Раздать палочки)
Задание№3.Из 4 палочек составьте квадрат. Составьте ещё 3 таких отдельных квадрата. Сколько квадратов получилось? (4) Сколько понадобилось палочек для всех этих квадратов? (По 4 взяли 4 раза - получили 16 палочек) Записываем №3 в тетрадь. Записываем решение
Сколько палочек потребуется для 5 таких квадратов? (По 4 палочки взяли 5 раз -получили 20 палочек).
Задание№4 Прочитайте задачу. (Чтение) О чём идёт речь? Что нам известно? Что ещё сказано? Что спрашивается в задаче? Можем отвечать на вопрос задачи? Каким действием? (Умножением)
Решение задачи у доски.
5.Включение в систему знаний и повторение.
Бумеранг знаний. Что такое бумеранг? (Бумеранг — это древнее оружие. Когда его кидаешь, он делает круг и возвращается человеку обратно в руки.)
У меня в руках бумеранги знаний таблицы умножения. На протяжении нескольких уроков мы с вами получали знания о таблице умножения, мне хочется проверить , как вы усвоили эти знания. Сейчас я запущу эти бумеранги на каждый ряд. На этих бумерангах таблица умножения на 2,3,4. Каждый из вас должен решить по примеру, передавая друг другу. Я посмотрю, чей ряд усвоил эти знания лучше.
Игра «День-ночь»
Самостоятельная работа Задание№5 (Если останется время!!!)
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Наш урок подходит к концу.
Какая была наша цель? (Составить таблицу умножения на 4 и научиться ее решать)
Мы достигли её?
Какое новое знание приобрели сегодня?
Как вы думаете, в жизни таблица умножения нам пригодится?
Сегодня вы все Молодцы. Спасибо за урок.
Домашнее задание: Учить таблицу умножения.