Конспект
урока по литературному чтению
« Согласный звук, ж буква ж».
Цели:
- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
- формируем умение применять правила правописания на письме;
– формируем умение анализировать текст.
УУД:
Личностные:
проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению литературного чтения;
иметь общее представление о моральных нормах поведения;
осознавать личностный смысл учения, желать учиться.
Регулятивные:
самостоятельно организовывать свое рабочее место.
следовать режиму организации учебной деятельности
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные:
проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
самостоятельно проводить краткий анализ объектов;
под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных литературных понятий);
давать характеристики изучаемым литературным объектам на основе их анализа.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
воспринимать мнение других людей о литературных явлениях;
понимать задаваемые вопросы;
адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.
Оборудование:
Презентация по теме «Согласный звук ж, буква ж».
Мультимедийный проектор.
Карточки с заданиями
6. Тип урока: Открытие новых знаний.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ι. Мотивация к коррекционной деятельности. Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели Здравствуйте, ребята. |
Эмоциональный настрой учебной деятельности |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – Итак, ребята, чем мы занимались на прошлом уроке? - Ребята, а что вам было задано на дом? – Давайте посмотрим, какие рисунки вы нарисовали. - Ребята, а что вы можете мне рассказать о маленьких словах ах, ох, ух? Чтение стихотворения О. Григорьева «Хо-хо, ха-ха».
|
?
Рассматривание детских рисунков
Дети рассказывают стихотворение наизусть |
3.Выявление места и причины затруднения. Выделение звука [ж] из слов. – Рассмотрите иллюстрации на слайде. – Произнесите названия предметов, которые вы видите. – Какой звук слышится в начале слова? – Произнесите его. – Дайте ему характеристику. - Звук [ж] какой? - Перед собой вы видите карточки, на которых мы будем выполнять задание. – Ребята, сделайте звуко-буквенный анализ этих слов - раскрасьте квадратики необходимым цветом. Подчеркните на схемах слов новый звук. – Является ли парным по твёрдости-мягкости новый звук? Запомните, звук ж всегда твердый. – Подберите слова, которые начинаются с нового звука. Ребята, посмотрите, на слайд. – На что похожа буква Ж? Посмотри-ка, буква Ж На жука похожа, Потому что у неё Шесть красивых ножек.
- Ребята, давайте откроем стр.1,2,6 в Букваре.
– Найдите жука на кубике. – Запишите это слово буквами. - Составим схему. Завершение схем-«человечков». – Раскрасьте наших «человечков». Какого цвета башмаки у человечка? Почему? – Что нового мы сейчас узнали?
|
Жаба, жираф
Звук (ж)
Согласный, твёрдый, звонкий
Нет.
Жар, жёлудь, жук.... |
Построение проекта выхода из затруднения -Давайте прочитаем слоги и слова с буквой ж. - Прочитаем самостоятельно чтение 1-й строчки слогов. - Прочитали? Теперь почитаем вслух. - Теперь прочитайте на карточках слог так, как он написан, и потом назовите новый слог, заменив звук (ж) на глухой (ш). Например, читаем "жа" и называем новый слог "ша". - Молодцы ребята ! - Чем же они так похожи наши звуки?
- Молодцы ребята! |
Самостоятельное чтение
Да
Тем что они обозначают звуки согласные и твёрдые. |
Реализация проекта выхода из затруднения
- Давайте с вами прочитаем слова, которые находятся ниже. - Давайте прочитаем 1 и 2 столбик слов: - Прочитайте слова, которые начинаются со слогов 1-й строчки. - Прочитайте слово, обозначающее часть тела. - Ребята, объясните значение слова жар.
- Прочитайте слово, которое называет плод дуба. - Назовите слоги в этом слове. - Прочитайте слово, которое называет металл. - Объясните значение слова журнал
- Цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит много предметов? - Звук ж в этих словах твердый или мягкий? Обозначьте твёрдость звука (ж) синей точкой. - Прочитайте вторую строчку слогов. - Ребята, прочитайте слова состоящие из одного слога. - В каких словах мягкость согласного звука обозначена гласными буквами? - Давайте прочитаем слово, которое обозначает: - 1)Небольшое углубление с дождевой водой или пролитую на стол жидкость. - 2) Небольшое животное с иглами на теле. В этом слове после [ж] пишется и. А мы знаем, что буква и на письме обозначает мягкость предшествующего согласного. Здесь звук [ж] мягкий? - Ребята, так какой мы сделаем вывод? - Ребята, а звук (ж) имеет парный по глухости звук? - Ребята подберите ещё 2 слова, которые можно поставить вместо точек в этом столбике. - Подтверждается ли наш вывод, что (ж) постоянно твёрдый звук? - Молодцы, ребята!
|
Живот
Тепло от сильно раскаленной вещи, от солнца, печки. Повышение температуры тела.
Жёлудь
Железо Периодическое издание в виде книги, или тетрадь для записей.
Жонглёр
Ёж, уж.
Жонглёр, железо, жёлуди.
Лужа
Ёжик
нет Звук (ж) постоянно твёрдый.
Имеет согласный звук (ш)
Лыжи, чижик и т.д.
Да |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- На стр.1,2,6 внизу мы видим в рамочках буквосочетание, давайте их прочитаем. - Ребята, какие звуки мы слышим? - А какие буквы пишем? - Правильно! - Ребята, а какое мы правило знаем?
- Молодцы, ребята! Физкультминутка
|
Жи, ши Ы И
Сочетание жи-ши пишутся с буквой и. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Ниже вы видите слова, давайте их прочитаем, но про себя. - После того как вы прочитаете, подчеркните опасные места в словах.
- А теперь прочитайте вслух слова, которые: 1) начинаются с буквосочетания ши; 2) заканчиваются буквосочетанием жи; 3) отличаются количеством звуков и букв; 4) которые можно потрогать. - Какие опасные места в словах подчеркнули? - Молодцы, ребята, вы справились с заданием! |
Дети выполняют, самостоятельно работу. |
Включение в систему знаний и повторение -Теперь, давайте с вами по работаем с текстом на стр.126. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с текстом, который нам расскажет о интересном явлении природы. - Прочитайте заглавие к тексту. - Посмотрите на иллюстрацию на кубике. - Расскажите, что вы видите? - Ребята, а чему можно удивляться? - Правильно! - А теперь давайте прочитаем текст самостоятельно. - Кто нам рассказывает эту интересную историю? - Куда присел рассказчик? - А как понять слово замшелый? - А как по-другому можно назвать домик-пенёк, если около него собираются гости? - Чем заняты насекомые у пня? - Как называют муравья? - Почему? - Чем были заняты жуки? - А какие они? - Кого испугался рассказчик? - Почему? - Ребята, почему автор поставил многоточие в предпоследнем абзаце? -Выскажите предположение, о чём он мог задуматься. - Подтвердите текстом. - Как назвал автор этот домик по-другому? - Видели ли вы в природе другие домики-теремки? - Чему радуется рассказчик, когда наблюдает за жизнью в пеньке-теремке? - Вспомните сказку В. Сутеева про гриб-зонтик. - Кто там переждал дождик? - Какая мысль объединяет эти два произведения? - Молодцы, ребята, вы сегодня потрудились очень хорошо! |
Домик-пенёк.
Дети рассказывают, что изображено на картинке.
Самый обыкновенный пенёк превращается в чей-то дом.
Рассказчик На траву Заросший мхом
Гостеприимным, так как у пня копошится множество насекомых.
Мураши Ласково Бежали по своим делам Усатые и рыжие Ужа с жёлтыми пятнами От неожиданности
Рассказчик задумался.
Пенёк-теремок
Под мхом, у корней дерева.
Дружбе между животными
Взаимопонимание в мире природы. |
Рефлексия – Что нового узнали? – Чем необычна новая буква? – Какие уже известные нам знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? Домашнее задание выучить стихотворение
|
|