Конспект урока по литературному чтению: "Согласный звук ж, буква ж"

Цели:

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;

- формируем умение применять правила правописания на письме;

– формируем умение анализировать текст.

Задачи:

Регулятивные:

  1. самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  2. следовать режиму организации учебной деятельности
  3. понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  4. оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  5. в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные:

  1. проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
  2. самостоятельно проводить краткий анализ объектов;
  3. под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных литературных понятий);
  4. давать характеристики изучаемым литературным объектам на основе их анализа.

Коммуникативные:

  1. участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  2. воспринимать мнение других людей о литературных явлениях;
  3. понимать задаваемые вопросы;
  4. адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.

Оборудование:

  1. Презентация по теме «Согласный звук ж, буква ж».
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Карточки с заданиями.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки





Конспект

урока по литературному чтению

« Согласный звук, ж буква ж».


































Цели:

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;

- формируем умение применять правила правописания на письме;

– формируем умение анализировать текст.



УУД:

Личностные:

  1. проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению литературного чтения;

  2. иметь общее представление о моральных нормах поведения;

  3. осознавать личностный смысл учения, желать учиться.

Регулятивные:

  1. самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  2. следовать режиму организации учебной деятельности

  3. понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  4. оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

  5. в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные:

  1. проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);

  2. самостоятельно проводить краткий анализ объектов;

  3. под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных литературных понятий);

  4. давать характеристики изучаемым литературным объектам на основе их анализа.

Коммуникативные:

  1. участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  2. воспринимать мнение других людей о литературных явлениях;

  3. понимать задаваемые вопросы;

  4. адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.

  5. Оборудование:

  1. Презентация по теме «Согласный звук ж, буква ж».

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Карточки с заданиями



6. Тип урока: Открытие новых знаний.











































Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ι. Мотивация к коррекционной деятельности.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели

Здравствуйте, ребята.



Эмоциональный настрой учебной деятельности

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

– Итак, ребята, чем мы занимались на прошлом уроке?

- Ребята, а что вам было задано на дом?

– Давайте посмотрим, какие рисунки вы нарисовали.

- Ребята, а что вы можете мне рассказать о маленьких словах ах, ох, ух?

Чтение стихотворения О. Григорьева «Хо-хо, ха-ха».







?


Рассматривание детских рисунков







Дети рассказывают стихотворение наизусть

3.Выявление места и причины затруднения.

Выделение звука [ж] из слов.

– Рассмотрите иллюстрации на слайде.

– Произнесите названия предметов, которые вы видите.

– Какой звук слышится в начале слова?

– Произнесите его.

– Дайте ему характеристику.

- Звук [ж] какой?

- Перед собой вы видите карточки, на которых мы будем выполнять задание.

– Ребята, сделайте звуко-буквенный анализ этих слов - раскрасьте квадратики необходимым цветом. Подчеркните на схемах слов новый звук.

– Является ли парным по твёрдости-мягкости новый звук?

Запомните, звук ж всегда твердый.

– Подберите слова, которые начинаются с нового звука.


Ребята, посмотрите, на слайд.

– На что похожа буква Ж?

Посмотри-ка, буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть красивых ножек.


- Ребята, давайте откроем стр.1,2,6 в Букваре.


– Найдите жука на кубике.

– Запишите это слово буквами.

- Составим схему.

Завершение схем-«человечков».

– Раскрасьте наших «человечков». Какого цвета башмаки у человечка? Почему?

– Что нового мы сейчас узнали?








Жаба, жираф


Звук (ж)


Согласный, твёрдый, звонкий








Нет.



Жар, жёлудь, жук....

Построение проекта выхода из затруднения

-Давайте прочитаем слоги и слова с буквой ж.

- Прочитаем самостоятельно чтение 1-й строчки слогов.

- Прочитали? Теперь почитаем вслух.

- Теперь прочитайте на карточках слог так, как он написан, и потом назовите новый слог, заменив звук (ж) на глухой (ш). Например, читаем "жа" и называем новый слог "ша".

- Молодцы ребята !

- Чем же они так похожи наши звуки?


- Молодцы ребята!





Самостоятельное чтение


Да






Тем что они обозначают звуки согласные и твёрдые.

Реализация проекта выхода из затруднения


- Давайте с вами прочитаем слова, которые находятся ниже.

- Давайте прочитаем 1 и 2 столбик слов:

- Прочитайте слова, которые начинаются со слогов 1-й строчки.

- Прочитайте слово, обозначающее часть тела.

- Ребята, объясните значение слова жар.


- Прочитайте слово, которое называет плод дуба.

- Назовите слоги в этом слове.

- Прочитайте слово, которое называет металл.

- Объясните значение слова журнал


- Цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит много предметов?

- Звук ж в этих словах твердый или мягкий? Обозначьте твёрдость звука (ж) синей точкой.

- Прочитайте вторую строчку слогов.

- Ребята, прочитайте слова состоящие из одного слога.

- В каких словах мягкость согласного звука обозначена гласными буквами?

- Давайте прочитаем слово, которое обозначает:

- 1)Небольшое углубление с дождевой водой или пролитую на стол жидкость.

- 2) Небольшое животное с иглами на теле.

В этом слове после [ж] пишется и. А мы знаем, что буква и на письме обозначает мягкость предшествующего согласного. Здесь звук [ж] мягкий?

- Ребята, так какой мы сделаем вывод?

- Ребята, а звук (ж) имеет парный по глухости звук?

- Ребята подберите ещё 2 слова, которые можно поставить вместо точек в этом столбике.

- Подтверждается ли наш вывод, что (ж) постоянно твёрдый звук?

- Молодцы, ребята!











Живот


Тепло от сильно раскаленной вещи, от солнца, печки. Повышение температуры тела.


Жёлудь



Железо

Периодическое издание в виде книги, или тетрадь для записей.


Жонглёр






Ёж, уж.


Жонглёр, железо, жёлуди.




Лужа


Ёжик






нет

Звук (ж) постоянно твёрдый.


Имеет согласный звук (ш)



Лыжи, чижик и т.д.


Да

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


- На стр.1,2,6 внизу мы видим в рамочках буквосочетание, давайте их прочитаем.

- Ребята, какие звуки мы слышим?

- А какие буквы пишем?

- Правильно!

- Ребята, а какое мы правило знаем?


- Молодцы, ребята!

Физкультминутка





Жи, ши

Ы

И


Сочетание жи-ши пишутся с буквой и.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Ниже вы видите слова, давайте их прочитаем, но про себя.

- После того как вы прочитаете, подчеркните опасные места в словах.


- А теперь прочитайте вслух слова, которые:

1) начинаются с буквосочетания ши;

2) заканчиваются буквосочетанием жи;

3) отличаются количеством звуков и букв;

4) которые можно потрогать.

- Какие опасные места в словах подчеркнули?

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием!






Дети выполняют, самостоятельно работу.

Включение в систему знаний и повторение

-Теперь, давайте с вами по работаем с текстом на стр.126. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с текстом, который нам расскажет о интересном явлении природы.

- Прочитайте заглавие к тексту.

- Посмотрите на иллюстрацию на кубике.


- Расскажите, что вы видите?


- Ребята, а чему можно удивляться?


- Правильно!

- А теперь давайте прочитаем текст самостоятельно.

- Кто нам рассказывает эту интересную историю?

- Куда присел рассказчик?

- А как понять слово замшелый?

- А как по-другому можно назвать домик-пенёк, если около него собираются гости?


- Чем заняты насекомые у пня?

- Как называют муравья?

- Почему?

- Чем были заняты жуки?

- А какие они?

- Кого испугался рассказчик?

- Почему?


- Ребята, почему автор поставил многоточие в предпоследнем абзаце?


-Выскажите предположение, о чём он мог задуматься.

- Подтвердите текстом.

- Как назвал автор этот домик по-другому?

- Видели ли вы в природе другие домики-теремки?

- Чему радуется рассказчик, когда наблюдает за жизнью в пеньке-теремке?

- Вспомните сказку В. Сутеева про гриб-зонтик.

- Кто там переждал дождик?

- Какая мысль объединяет эти два произведения?

- Молодцы, ребята, вы сегодня потрудились очень хорошо!








Домик-пенёк.



Дети рассказывают, что изображено на картинке.


Самый обыкновенный пенёк превращается в чей-то дом.





Рассказчик

На траву

Заросший мхом


Гостеприимным, так как у пня копошится множество насекомых.



Мураши

Ласково

Бежали по своим делам

Усатые и рыжие

Ужа с жёлтыми пятнами

От неожиданности


Рассказчик задумался.






Пенёк-теремок


Под мхом, у корней дерева.



Дружбе между животными





Взаимопонимание в мире природы.

Рефлексия

– Что нового узнали?

– Чем необычна новая буква?

– Какие уже известные нам знания повторили?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Домашнее задание выучить стихотворение





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее