ТЕМА УРОКА. Обобщающий урок по теме ,,Литературные сказки”
Цель: - развивать речь, внимание, творческое мышление;
- формировать умение работать в группе, умение слушать ; формировать навык беглого осознанного чтения;
- воспитывать интерес к чтению книг; доброту, отзывчивость.
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, снежинки для оценивания работы обучающихся на уроке, карточки с заданием, рисунки к сказкам, книжная выставка.
ХОД УРОКА
Организационное начало урока.
Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Приветствие гостей урока). Садитесь.
Навострите, дети, ушки, мы начнём издалека.
Мы не будим бить баклуши на уроке чтения.
- Что означает выражение ,,бить баклуши”? ( дети дают пояснение)
Вот и я вам предлагаю активно работать на уроке, быть внимательными. За активную работу вы будете получать снежинки. От количества снежинок будет зависеть ваша оценка за урок. Получив снежинку, выкладывайте её в ряд.
II. Мотивация учебной деятельности.
( Звучит мелодия из сказки? Видео ролик «В гостях у сказки»)
Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым,
Они необходимы, как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут,
О том, что может было, а, может быть, и нет.
Сегодня у нас итоговый урок по теме ,,Литературные сказки” Мы ещё раз встретимся с любимыми героями прочитанных сказок. Вас ждёт много интересных познавательных заданий. На уроке вы будете работать в группах. Поэтому вспомним правила работы в группе: не перебивать рассказчика, дать возможность высказывать своё мнение всем участникам группы, не кричать.
III. Подготовка к чтению.
Подготовим к работе речевой аппарат. Для этого выполним несколько упражнений.
Дыхательная зарядка:
а) вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям
б) чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
IV. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, с какими сказками мы познакомились во время изучения темы ,,Литературные сказки”
( за ответ давать снежинку)
( Городок в табакерке, Сказка о жабе и розе, Серебряное копытце, Аленький цветочек. )
- Поскольку сказки, которые мы читали – литературные, то они имеют авторов. И, конечно же мы не можем их не назвать. Ведь начиная читать любое произведение, мы должны всегда обратить внимание, кто его автор. Назовите писателей сказок в той последовательности, в которой мы их изучали.
( за ответ давать снежинку)
Одоевский Владимир Фёдорович – сказка ,,Городок в табакерке”
Гаршин Всеволод Михайлович- Сказка о жабе и розе
Бажов Павел Петрович - сказка ,,Серебряное копытце”
Аксаков Сергей Тимофеевич – сказка ,,Аленький цветочек”
Давайте вспомним биографию этих писателей. ( за ответ давать снежинку)
В каком веке они жили? ( в 19)
Каким было происхождение каждого из них? ( Аксаков, Гаршин , Одоевский – из дворянских семей, Бажов из рабочей.)
Кто из вышеназванных писателей прошёл службу в армии? ( Гаршин, Одоевский, Бажов)( все, кроме Аксакова)
Чьи сказки являются литературными? (всех данных писателей)
Какое из данных произведений стало классикой? ( все)
Молодцы, ребята.
Теперь вспомним содержание сказок. Представители групп подойдут и выберут конверт с заданием № 1. Сейчас вы по очереди прочитаете описание героя сказки. А мы будем узнавать этого героя. ( за ответ давать снежинку)
Девчоночка маленькая, любопытная, трудолюбивая. Носик пуговкой. По шестому годку девочка. Сироткой была. Имела кошку, худую правда, но звонкую. ( Дарёнка из сказки Серебряное копытце)
Послушный мальчик, вежливый. Любил рисовать. Однажды попал в необычную музыкальную страну.( Мальчик Миша, Городок в табакерке)
Это богатый, именитый человек. Имел трёх дочерей. И любил он их больше всего богатства. ( Купец , Аленький цветочек)
Он был мальчик лет семи, с большими глазами. Он очень любил цветник. Там он читал книги или забирался в самую гущу цветника. ( Маленький мальчик, Сказка о жабе и розе)
Семьи у него не осталось. Сам большой, бородатый. С утра на работу уходил, был мастером сказки рассказывать. ( Старик Кокованя, Серебряное копытце)
Она была любимой дочерью у отца. Чтобы спасти отца, не плакала, не охала ,а в дальний путь собираться стала. ( Меньшая дочь купца, Аленький цветочек)
Когда она в первый раз увидела цветок своим злыми глазами, что – то страшное зашевелилось в её сердце. (Жаба, Сказка о жабе и розе)
Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжьи. ( Чудище, Аленький цветочек)
Выборочное чтение. Обратите внимание на доску. Там вы видите рисунки к разным сказкам. Найдите к рисунку соответствующий отрывок сказки. Будьте внимательны. Отрывок должен быть максимально точным.
V Обобщение материала
Прошу представителей групп подойти за конвертами № 2. Восстановите правильный порядок событий сказки ,,Аленький цветочек” . У каждой группы задание одинаковое.
Отправился купец в дальние страны.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Жил купец и было у него три дочери.
Младшая дочь у зверя лесного.
Зависть сестёр
Купец встретился со зверем лесным
Превращение зверя в принца.
После выполнения задания группам предлагается взаимопроверка. (капитаны обмениваются заданием. По 1 ребёнку от команды по очереди читают ответ. Капитан ставит + или - . После проверки задание возвращается в команду.) Посмотрите, у кого нет ошибок. Молодцы. Прошу капитанов раздать снежинки активным участникам.
Правильные варианты ответов ( 1. Жил купец… 2. Три дня и …. 3. Отправился купец…. 4. Купец встретился…. 5 Младшая дочь у…. 6. Зависть сестёр…. 7. Превращение зверя…)
Работа над выразительностью. А сейчас мы побудем в роли диктора, ( как должен диктор читать и произносить слова?) прочитать любой отрывок из понравившейся сказки. (вызываю по 2 человека из группы, по очереди)Чтение «Диктор»
Физминутка для глаз.
Задание на внимание. Найдите ошибку в названии сказки и исправьте её.
« Малахитовое копытце» ( «Серебряное копытце»)
«Сказка о жабе и тюльпане» ( «Сказка о жабе и розе»)
« Розовый цветочек» ( «Аленький цветочек»)
«Городок в сундучке» ( «Городок в табакерке»)
Чтение ,,По – цепочке”. Представители групп подходят и выбирают конверт с № 3. В нём указано название сказки, которую будет читать группа. Читать надо по 2 предложения по – цепочке
( посмотреть предварительное количество снежинок)
Мы с вами сегодня вспомнили содержание сказок, авторов этих сказок. Соедините названии сказки и её автора. ( по1 к доске)
А теперь небольшой тест. Будьте внимательны.
1. Главного героя сказки «Городок в табакерке» зовут:
Миша; Б. Петя;
Федя.
2. Какие чувства испытала роза, когда к ней приблизилась жаба:
равнодушие; Б.ужас;
радость.
3. Сколько лет было Дарёнке:
8; Б. 6;
7.
4. Как назвал Кокованя при первой встрече девочку:
Дарья; Б. Дарёнка; в. Подарёнушка.
5. В какой сказке героине помог цветок:
А. О жабе и розе; Б. Аленький цветочек; в. Серебряное Копытце
Проверяем тестовое задание. Взяли ручку другого цвета. Правильные ответы на экране. Проверьте сами. ( Снежинки не выдаю) Ответы высвечиваются на экране. Через несколько секунд читаю ответы я)
Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки. Эти дети получают снежинку.
Работа с книжной выставкой. Кроме этих литературных сказок, есть много других. Обратите внимание на книжную выставку. Возможно, вы знакомы с данными авторами. Это и Андерсен, и Пушкин, И Чуковский и много других уже известных вам авторов. Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке, в классной мини библиотеке , а также у своих товарищей.
VI Итог урока. Ребята, чему нас учат все эти сказки? ( доброте, чуткости, вежливости, взаимовыручке, взаимопониманию)
Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как поняли, о чём эта притча?
Какого волка вы будете кормить в своей душе?
Народная мудрость гласит: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Поэтому, всё, о чём мы сегодня говорили – запомните, сделайте вывод. И мне очень бы хотелось верить, что все вы будете добрыми, честными, справедливыми людьми.
Что вам запомнилось с нашего урока?
Кому понравился урок, похлопайте в ладоши и скажите: что за прелесть эти сказки.
Оценивание работы учащихся. Посчитайте свои снежинки. ( от количества снежинок)
VII Домашнее задание.
Скажите, есть ли среди этих сказок та, концовку которой вы бы хотели изменить? Домашнее задание вы выберете себе сами: написать письмо герою одной из данных сказок или сочинить новую концовку сказки.
( если осталось время, задание пишем в дневник)
(Идёт заставка, видео ролик «Конец сказки»)
Всем спасибо за урок.