Конспект урока по литературному чтению (3 класс)
Тема: Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Цель: учить детей понимать, ценить поэзию.
Задачи:
Образовательные:
1) формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное;
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность;
развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность;
развивать эстетический вкус.
Воспитательные:
воспитывать любовь и интерес к языку,
эмоционально откликаться на прочитанное;
учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.
воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе.
Оборудование урока:
1. Учебник: Климанова Литературное чтение 3 кл.
2. Компьютер
3. Мультимедийный проектор
4. Авторский медиапродукт: презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся
|
Орг. момент. Речевая разминка. - Сегодня мы с вами открываем новую страницу учебника. Посмотрите, как она называется. А что значит «поэтическая тетрадь №1»? Как вы поняли название этого раздела?
- Но для начала мы проведем речевую разминку. Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией? - Посмотрите на доску и прочитайте об этом стихотворение.
Погляди-ка, погляди-ка! Что за красный огонёк? Это тонкая гвоздика Жаркий празднует денёк. (Е. Серова) -Каким тоном будем читать это стихотворение? - Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому. -С каким тоном будем читать первую строку? - Вторую? -А третью и четвертую строчки? -Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.) - Какие советы дает Яков Смоленский, народный артист РСФСР, в своей статье для того, чтобы научиться читать стихи. - Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа. - Фёдор Иванович Тютчев (портрет) - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились с прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году? - Слышали ли вы, как гремит гром?
Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». - По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи. - Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворением Тютчева «Весенняя гроза». 1. Словарная работа. - Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов. Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина). Гам – шум голосов и криков. Шум нагорный - гул, шум воды в горах. Вторит – отзывается, откликается, повторяет. 2.Первичное восприятие. - Я показываю вам образец чтения. Презентация. - Красиво написано? - Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией? 3. Анализ произведения. Чтение с заданием: найти “чудо”. 1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения. - Какая картина возникает перед вами? - А чудо – рождение образов - мы постараемся сейчас отыскать. а) – Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе? Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.
- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое? - Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу. 2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения. Какие слова об этом говорят?
- А что значит молодые раскаты? - Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?
- Опишите вторую картину.
Перлы - старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым. Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.
- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора) Мета́фора ( «переносное значение») —перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. – Какое чудо во 2-ой строфе? 3. Прочитаем третью строфу.
– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»? Поток ( ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана. Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним. Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?
Физминутка Утром солнышко проснулось, Улыбнулось, потянулось. И, откинув одеяло, На зарядку побежало. Дождиком умывалось, Тучкой растиралось. А, когда умылось, Ярче засветилось. Знакомство с приемом звукописи. - Как поэт помогает нам «услышать» грозу? - Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. - Итак , какой же звук я выделила? [p] - Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего гром. Погрохочим (р-р-р). - Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [p] подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись. 4. Чтение с заданием: найти глаголы. - А теперь задание будет таким: найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают). (Учитель вывешивает на доску таблицу с глаголами). - Вот как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул… От них и стихотворение становится энергичным, стремительным. 5. Настроение стихотворения. - А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии. 5. Подготовка к выразительному чтению. - Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе). - Но иногда в строке бывает даже не одно, а несколько важных слов. Здесь и слово «люблю» - важное. Оно передает такое состояние, о котором в народе «Душа поет» (показать «Люблю грозу»). - Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.
6. Выразительное чтение. 7. Работа в тетрадях. - Раскройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите в них фамилию, имя, отчество автора, название стихотворения, с которым мы сегодня познакомились. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте грозу, которую вы себе представили после прочтения стихотворения. Домашнее задание. - Дома вы потренируетесь читать еще лучше. И выучить это стихотворение наизусть. Подведение итогов урока. - Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы на нем узнали нового? (В настоящих стихах обязательно происходит… (чудо – рождение образа) - С каким поэтом познакомились? Спасибо, ребята, за работу. | Учащиеся проверяют свою подготовку к уроку.
- Поэтическая тетрадь №1.
- Мы будем читать стихи. Но это не единственная тетрадь, будут еще и другие тетради.
- Мы позовем друзей радостно.
-Радостным, восторженным
-Тоном приглашения, с чувством радости
- Радостно-вопросительным тоном. - С чувством восхищения
Учащиеся читают четверостишие.
- Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе.
- «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Зима недаром злится».
Люблю грозу в начале мая,
- Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно.
- Дети.
Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть...
Гремят раскаты молодые, - Раскаты молодые.
- Несильные, короткие
Дождь, солнце
Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя.
- Нет.
- Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя - в золотые нити. С горы бежит поток проворный, Ручеек
- Поток. - Весело.
- Крики птиц, шум воды, шум листвы...
Учащиеся выполняют движения под текст физминутки.
Люблю грозу в начале мая,
Учащиеся выразительно читают стихотворение.
- Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза». |
.
8