«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по литературе в 9 классе "Дуэли"

Знакомство с трагическими событиями в жизни М. Ю. Лермонтова.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Цель урока: знакомство с трагическими событиями в жизни М. Ю. Лермонтова.


Смерть Пушкина возвестила России

о появлении нового поэта – Лермонтова.

В. Соллогуб

Ход урока.

Учитель

Ученик

Эпиграфом нашего урока являются слова В. Соллогуба «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова».

Запишем тему нашего урока «Две дуэли»

Тема нашего урока «Две дуэли», хотя мы урок могли назвать и «Три дуэли» (Дуэль Пушкина и Дантеса, Лермонтова и Мартынова, Грушницкого и Печорина) и «Четыре дуэли» (если сюда добавить дуэль Онегина и Ленского) и даже «Пять дуэлей» и шесть. Таков век! Таковы нравы!

Но мы остановимся только на двух: первая – дуэль Лермонтова со всем обществом и дуэль Лермонтова с Мартыновым.

Поэтому целью нашего урока является знакомство с трагическими событиями в жизни Лермонтова, с двумя выстрелами, с первым – Лермонтова, со вторым – Мартынова.

Ребята, как вы понимаете эпиграф, записанный на доске.

С какого стихотворения Лермонтов приобретает в России известность?

Ребята, а сейчас мы прослушаем отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» дважды: первый раз в исполнении ученика и второй раз в исполнении актера.

После прослушивания мы сравним чтение.


















































































Можно ли сравнить эти два чтения?



Анализ стихотворения.

Какова тема стихотворения?

Каковы микротемы стихотворения?


В каких словах стихотворения заключаются четыре важнейшие темы лермонтовского творчества?

Прочитайте строки, в которых автор описывает дуэль?












Да, это выстрел в А. С. Пушкина. Это убийство. Кто же виноват?

Это стихотворение М. Ю. Лермонтов написал на таком высоком, эмоциональном уровне, даже кажется, что поэту не хватает слов. Поэтому не случайно в стихотворении много вопросительных, восклицательных знаков. А сколько в стихотворении метафор, эпитетов, сравнений, гипербол и др. Найдем художественно-изобразительные средства в этом стихотворении.

Класс делится на группы.

1 группа находит сравнения, метафоры,

2 группа – эпитеты.





Ребята, перед вами черновик стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Что вы можете сказать об этом черновике?

Когда Лермонтов писал это стихотворение, он не предполагал, что писал это стихотворение о себе, о своей судьбе. Он не предполагал, что дуэль Пушкина с Дантесом – это его дуэль с Мартыновым.

Посмотрите в учебнике на стр. 252 на таблицу «Биография М. Ю. Лермонтова».

Прочитаем, какие события в жизни Лермонтова произошли после написания стихотворения «Смерть поэта».

Мы рассмотрим только одно событие «Дуэль Лермонтова» и что предшествовало дуэли.

Из воспоминаний Эмили Александровны Верзилиной.

Читает учитель. Стр. 299 («По лермонтовским местам»)

Ребята, на иллюстрациях вы видите свидетелей гибели М. Ю. Лермонтова (Столыпина, Глебова). Столыпин со стороны М. Ю. Лермонтова, Глебова со стороны Мартынова, и эти люди не смогли предотвратить дуэль.

Таким образом, судьба, описанная поэтом в стихотворении «Смерть поэта», повторилась в жизни М. Ю. Лермонтова.





Записывают тему
















Лермонтов своим стихотворением «Смерть поэта» возвестил России о новом гении.

«Смерть Поэта»






Чтение отрывка учеником.

Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?., издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сепию закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
1837

Чтение отрывка актером.

Актер читает более выразительно, эмоционально.

Оценка ответа.


«Смерть поэта».

«Смерть поэта», «Поэт и светское общество», «Убийцы», «Суд»

В первых четырех словах.

Здесь и смерть (насильственная), и бессмертный поэт, и неволя, и честь.

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?., издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
Свободы, Гения и Славы палачи!

Жадные толпы.










Сравнения, метафоры: угас, как светоч, дивный гений, увял торжественный венок,

раздували пожар, жажда мщенья, на устах печать, игрою счастия.

Эпитеты: свободный, смелый дар, дивный гений, торжественный венок, безжалостной рукой, жадною толпою, праведную кровь.

М. Ю. Лермонтов писал стихотворение как бы торопясь, пытаясь быстрее рассказать людям правду об убийстве А. С. Пушкина.








Работа по таблице.






Читают два ученика. Стр. 288-289 («По лермонтовским местам»)












Вместо вывода: чтение наизусть отрывка из стихотворения «Смерть поэта»

Список использованной литературы.

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература, 9 класс. Ч. 1. - М.: «Просвещение», 2008.

2. По лермонтовским местам: Москва и Подмосковье. Пензенский край. Ленинград и его пригороды. Кавказ. – М.: «Профиздат», 1989. – 328 с.


Использованные материалы.

1. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 9 класс».- М.: «Просвещение», 2011.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее