«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по литературе "Похвала и лесть:что это такое? Как найти равновесие?"

Разграничение понятий похвала и лесть на основе басен И.А.Крылова с использованием цитат известных людей, показа видео, анализа жизненных ситуаций.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Классный час в форме этического диалога на тему

«Похвала и лесть: что это такое? Как найти равновесие?»

Структурные компоненты этического диалога

Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

1.Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Александровна, сегодня я проведу с вами классный час. Надеюсь, что наша беседа будет интересной и яркой.

Прежде чем начнем разговор, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга приятными добрыми слова. Вот сейчас вы использовали в речи комплименты.


2. Вывод школьников на проблему.

-Ребята, а что такое комплимент? (любезные, приятные слова, одобрение внешности, ума, поступков)

-_Часто ли мы их слышим в свой адрес? Например, в магазине, общественном транспорте, школе? Как видим, мы редко слышим комплименты. Давайте посмотрим на слайд и послушаем басню И.А.Крылова

«Кукушка и Петух» (включение аудиозаписи).


Слайд 1

-Скажите, ребята, какими словами герои басни обращаются друг к другу? ( милый Петушок; Кукушечка, мой свет; мой куманек; красавица; во всем лесу у нас такой певицы нет…)

-Вам приятны эти слова? (Да. Ведь когда нас одобряют, просто крылья вырастают, и хочется стать еще лучше).

- Вы хотите быть похожи на героев басни? Почему нет? (они хвалят друг друга без всякого повода, без основания - вспомнить мораль басни)

Кукушка хвалит Петуха за то,

Что хвалит он Кукушку

-Скажите, ребята, что тяжелее: хвалить искренне или хвастаться, притворяться без повода?


Слайд 2

Давайте выясним лекическое значение слов комплимент и лесть

Комплимент (фр. compliment) — это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова.

-Назовите из определения синонимы к слову комплимент

-Когда человека можно хвалить, одобрять, уважать, говорить любезные слова?(если он заслуживает признания или восхищения)

Давайте посмотрим определение слова лесть из толкового словаря Ожегова

Лесть - лицемерное, угодливое восхваление.

_-Что объединяет эти понятия?

- Чем они отличаются? (Комплимент – искренняя похвала, а лесть - лживое восхваление)


Слайд 3

Английский поэт Сэмюэл Джонсон сказал: « Похвалу дают в долг, а лесть дарят».

-Как вы понимаете смысл этой фразы?

-Вы согласны с поэтом?











3. Построение логической цепочки развития мысли.


Основным побудителем служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы выстраивают пошаговую структуру цепочки, организуемый процесс напряжённого «думания»












4. Обращение к личности ребенка. Поворот «на себя» создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного «я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ. Самооценку и в связи с этим самосовершенствование.














Анализ жизненных ситуаций (работа в парах)


- Ребята, поработайте в паре, прочитайте и обсудите жизненные ситуации. Вам помогут вопросы под текстом.


1.После уроков начался школьный тур конкурса чтецов по произведениям А.С.Пушкина. Учащиеся 6-х классов рассказывали наизусть стихотворения поэта. Рита, выступавшая первой, прочла стихотворение уверенно, выразительно, с особым артистизмом. Лена, ее подруга, выступала второй. Она немного переволновалась и два раза сбилась, но продолжала свое выступление. После подведения итогов Лена подошла к Рите со словами: «Ритусь, ты молодец! Выступила лучше всех! Я уверена: ты соберешься и замечательно выступишь на городском этапе. Желаю удачи!»


-Как относятся девочки друг к другу?

-Какой стиль общения между ними?

-Какие слова говорят об этом?






2.Представьте себе такую ситуацию: разговаривают две подруги. Одна делает комплимент по поводу прически другой, другая отвечает, что ей нравятся туфли подруги, потом они делают комплименты друг другу по поводу туфель, сумки, тетрадки и другим предметам, и каждый раз со словами: «А мне так нравятся твои...»

-Как ведут себя девочки?

-Это пример комплимента? Им можно верить?

- Как бы вы поступили на месте девочек?

( Это уже не комплименты, и даже не подхалимство, а простой перебор слов. Если вас похвалили, то вам вовсе не обязательно сразу же делать ответный комплимент, ведь это можно будет сделать в любой другой момент, когда вам, действительно, что-то понравится.)






































5. Точка наивысшего напряжения как кульминация


сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. С необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме. Что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.



Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик.


Видеоролик (просмотр и обсуждение Ералаша)



-Как ведут себя ученики? Почему?

-Как вы это почувствовали? (по выражению лица, оно обманчивое, неестественное; по интонации голоса, она разная: то тихая, то громкая, льстивая)

-Как бы вы поступили на их месте?


6. Резюме диалога

как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.


7. Рефлексия

В начале нашей беседы мы сказали, как важно оставаться искренними, такими, какие есть на самом деле. Ребята, приближается хороший теплый праздник –День Матери. Отмечается в последнее воскресение ноября, в этом году выпадает на 26 ноября. Так давайте сделаем подарок вашим мамам.

Я раздам вам сердечки, а вы напишите приятные, не льстивые слова, пожелания. А 26 ноября, в праздничный день, подарите их своим мамам.

А я напишу комплимент вам – «Спасибо, ребята. Вы – замечательные!

Ребята, оцените свое эмоциональное состояние от проведенного занятия. У нас есть 3 показателя оценки: красный свет светофора - мне ничего не удалось, желтый – мне удалось, но не все, зеленый – мне все удалось. Пожалуйста, каждый из вас прикрепите смайлик на соответствующий свет светофора.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее