Классный час в форме этического диалога на тему
«Похвала и лесть: что это такое? Как найти равновесие?»
Структурные компоненты этического диалога | Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога |
1.Приветствие. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Александровна, сегодня я проведу с вами классный час. Надеюсь, что наша беседа будет интересной и яркой. Прежде чем начнем разговор, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга приятными добрыми слова. Вот сейчас вы использовали в речи комплименты.
|
2. Вывод школьников на проблему. | -Ребята, а что такое комплимент? (любезные, приятные слова, одобрение внешности, ума, поступков) -_Часто ли мы их слышим в свой адрес? Например, в магазине, общественном транспорте, школе? Как видим, мы редко слышим комплименты. Давайте посмотрим на слайд и послушаем басню И.А.Крылова «Кукушка и Петух» (включение аудиозаписи). Слайд 1 -Скажите, ребята, какими словами герои басни обращаются друг к другу? ( милый Петушок; Кукушечка, мой свет; мой куманек; красавица; во всем лесу у нас такой певицы нет…) -Вам приятны эти слова? (Да. Ведь когда нас одобряют, просто крылья вырастают, и хочется стать еще лучше). - Вы хотите быть похожи на героев басни? Почему нет? (они хвалят друг друга без всякого повода, без основания - вспомнить мораль басни) Кукушка хвалит Петуха за то, Что хвалит он Кукушку -Скажите, ребята, что тяжелее: хвалить искренне или хвастаться, притворяться без повода?
Слайд 2 Давайте выясним лекическое значение слов комплимент и лесть Комплимент (фр. compliment) — это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова. -Назовите из определения синонимы к слову комплимент -Когда человека можно хвалить, одобрять, уважать, говорить любезные слова?(если он заслуживает признания или восхищения) Давайте посмотрим определение слова лесть из толкового словаря Ожегова Лесть - лицемерное, угодливое восхваление. _-Что объединяет эти понятия? - Чем они отличаются? (Комплимент – искренняя похвала, а лесть - лживое восхваление)
Слайд 3 Английский поэт Сэмюэл Джонсон сказал: « Похвалу дают в долг, а лесть дарят». -Как вы понимаете смысл этой фразы? -Вы согласны с поэтом?
|
3. Построение логической цепочки развития мысли.
Основным побудителем служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы выстраивают пошаговую структуру цепочки, организуемый процесс напряжённого «думания»
4. Обращение к личности ребенка. Поворот «на себя» создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного «я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ. Самооценку и в связи с этим самосовершенствование.
|
Анализ жизненных ситуаций (работа в парах)
- Ребята, поработайте в паре, прочитайте и обсудите жизненные ситуации. Вам помогут вопросы под текстом. 1.После уроков начался школьный тур конкурса чтецов по произведениям А.С.Пушкина. Учащиеся 6-х классов рассказывали наизусть стихотворения поэта. Рита, выступавшая первой, прочла стихотворение уверенно, выразительно, с особым артистизмом. Лена, ее подруга, выступала второй. Она немного переволновалась и два раза сбилась, но продолжала свое выступление. После подведения итогов Лена подошла к Рите со словами: «Ритусь, ты молодец! Выступила лучше всех! Я уверена: ты соберешься и замечательно выступишь на городском этапе. Желаю удачи!»
-Как относятся девочки друг к другу? -Какой стиль общения между ними? -Какие слова говорят об этом?
2.Представьте себе такую ситуацию: разговаривают две подруги. Одна делает комплимент по поводу прически другой, другая отвечает, что ей нравятся туфли подруги, потом они делают комплименты друг другу по поводу туфель, сумки, тетрадки и другим предметам, и каждый раз со словами: «А мне так нравятся твои...» -Как ведут себя девочки? -Это пример комплимента? Им можно верить? - Как бы вы поступили на месте девочек? ( Это уже не комплименты, и даже не подхалимство, а простой перебор слов. Если вас похвалили, то вам вовсе не обязательно сразу же делать ответный комплимент, ведь это можно будет сделать в любой другой момент, когда вам, действительно, что-то понравится.)
|
5. Точка наивысшего напряжения как кульминация
сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. С необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме. Что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.
|
Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
Видеоролик (просмотр и обсуждение Ералаша)
-Как ведут себя ученики? Почему? -Как вы это почувствовали? (по выражению лица, оно обманчивое, неестественное; по интонации голоса, она разная: то тихая, то громкая, льстивая) -Как бы вы поступили на их месте?
|
6. Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.
7. Рефлексия | В начале нашей беседы мы сказали, как важно оставаться искренними, такими, какие есть на самом деле. Ребята, приближается хороший теплый праздник –День Матери. Отмечается в последнее воскресение ноября, в этом году выпадает на 26 ноября. Так давайте сделаем подарок вашим мамам. Я раздам вам сердечки, а вы напишите приятные, не льстивые слова, пожелания. А 26 ноября, в праздничный день, подарите их своим мамам. А я напишу комплимент вам – «Спасибо, ребята. Вы – замечательные! Ребята, оцените свое эмоциональное состояние от проведенного занятия. У нас есть 3 показателя оценки: красный свет светофора - мне ничего не удалось, желтый – мне удалось, но не все, зеленый – мне все удалось. Пожалуйста, каждый из вас прикрепите смайлик на соответствующий свет светофора. |