Конспект урока по литературе: А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
Тема урока: Пугачев и Гринев. Дорога Петра Гринева. По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели:
1. Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; воспитывать интерес к истории России; закрепить умения делать сравнительную характеристику героев; продолжить обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов
2. Проследить по тексту повести путь духовного становления Петра Гринёва;
в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием исторических событий, изображённых в повести, под влиянием встреч с Пугачёвым;
3.Формирование умения отстаивать свою позицию, видеть честь и бесчестие, содействовать умению работать в группах, используя технологию сотрудничества
Тип урока: урок-исследование
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемный
Оборудование: презентация, карта Российской империи 18 века, иллюстративный материал, карточки с заданиями, таблицы с названиями групп
Эпиграф.
Совесть – это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека эгоизм, затхлость. И без неё не будет обновления, перемен в жизни. (Ф. Абрамов)
«Береги платье снову, а честь смолоду». (Андрей Петрович Гринев 1гл. «Сержант Гвардии»)
Ход урока.
1.Оргмомент: Постановка целей и задач урока
1.Вступительное слово учителя.
В 1836 году основан журнал «Современник» и в нем опубликована «Капитанская дочка». Есть книги, которые читаешь 3 дня, а помнишь всю жизнь. Книга Пушкина-одна из них.
2.Проблемный вопрос:
-Можно ли считать повесть Пушкина исторической хроникой? (это не историческая хроника, т.к. создана творческим воображением художника)
Слово учителя:
Как мы знаем из истории, восстание 1773-1775 года было жестоко подавлено царизмом, даже станица Зимовейская, откуда был родом Пугачев, была «срыта с лица земли». И упоминать имя Пугачева было запрещено под страхом смерти. Но через 58 лет после восстания нашелся писатель 19 века, обративший свое внимание к Пугачевской теме. Он первым обратился к царю Николаю и убедил его в необходимости написать о Емельяне Пугачеве и получил на это разрешение.
3.Давайте вспомним:
Предоставим слово «Историкам» (опережающее задание) Ребята расскажут нам о пребывании Пушкина в Казахстане, про памятник капитанской дочке (слайды)
Памятник капитанской дочке
В Сибирском городе Ишиме открыт памятник Прасковье Луполовой-она явилась прототипом капитанской дочки Маши Мироновой в повести Пушкина. В Ишиме семья дворянина Григория Луполова оказалась не по своей воле. В 1798 году участник многих походов против турок, отмеченный неоднократно за подвиги, прапорщик вдруг впал в немилость. Расправа над героем была скорой, его сослали в Сибирь. Вместе с ним приехали и жена с дочерью. Было в ту пору Прасковье 15 лет.В 1803 году отправилась девушка в путь к самому царю за прощением. Почти год добиралась она до столицы. Александр 1 не только простил отца 19 летней девушки, но и дал 2 тысячи рублей серебром в награду за ее поистине героический поступок.
Памятник стоит неподалеку от православного храма , откуда более 200 лет назад отважная девушка отправилась в свое тяжелое путешествие за несколько тысяч километров.
Слово учителя:
Можно считать, что «Капитанская дочка» - это подвиг А.С.Пушкина. Она написана в условиях Николаевской России, в эпоху казни, ссылок, доносов, разгула цензуры, расправ с передовыми людьми. Пушкину было особенно тяжело в этот период. Он переживал личную драму, но особенно тяжело ему было за Россию, за непорядочность в царских кругах. И в этот период он пишет стихотворение «Не дай мне Бог
сойти с ума» (1883 г.),которое дает нам понять о мудрости Пушкина, о силе слова.
4. Предоставим слово «Литераторам» (опережающее задание, звучит стихотворение)
Работа по таблице: Задание: - если в стихотворении А. С. Пушкина мы слышим крик души, то подумайте, кем же он выступает в повести? Историком или поэтом-пророком?
5.Вопросы к «Справочному бюро»
-назовите общий эпиграф ко всему произведению? (Береги честь смолоду)
-определите лексическое значение слова «честь» по словарю.
-как вы понимаете использование пословицы Пушкиным?
(Пушкин использует ее как бы в назидание будущим поколениям. И начинаешь понимать, что жизнь свою с первых шагов строить надо на честных, добрых отношениях, стремиться воспитать в себе порядочного человека, личность, приносящую пользу своим близким, обществу, Родине. Один неверный шаг и человек навсегда может замарать свое доброе имя, потерять авторитет и веру в людей.
6. Ваше мнение:
Можно ли говорить о Гриневе, используя такие слова: (слайд).
Сострадание - жалость к другому, соболезнование, способность страдать вместе.
Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение поступка.
Жалость- скорбь, сожаление, печаль о ком-то, мягкосердечие,, сострадание.
Милосердие- сочувствие, готовность делать добро всякому, жалостливость.
-что определяет жизнь Гринева, определяет его поступки?
7.Итоговое размышление:
Как вы думаете, пойдет ли он когда-нибудь против своей совести, выступит против добра? Почему вы так думаете?
Сегодня на уроке мы проследим по тексту этапы формирования характера Петра Гринёва, путь его духовного становления.
Проблема выбора: Выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.(слайд)
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
Шоссе, что лежит по равнине,
Маршрут каравана в пустыне,
Путь воина к славе Отчизны,
И путь человека по жизни.
( В. Остен «Дорога»).
Итак, жизненная дорога. Какой она бывает? От чего зависит? Давайте рассмотрим на примере жизненной дороги Петра Гринёва. Очень часто рядом с ним мы видим Пугачева.
8. Стратегия «Узнай героя»
Группы получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику «своего» героя, и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о каком персонаже идет речь.
Карточка№1
Эта героиня:
1) В экстремальных обстоятельствах получила от отца совет переодеться в крестьянский сарафан;
2)По словам одного из персонажей произведения, за пару сережек, готова ходить на свидание в сумерки;
3)По происшествии трагических событий, «оставила свое крестьянское платье и одета была по-прежнему просто и мило». (Маша Миронова)
Карточка №2
Этот герой:
1)Появляется как « в оборванном армяке и татарских шароварах», так и «в красном кафтане», «на белом коне»;
2)Получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький…бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;
3)Отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча». (Пугачев)
Карточка №3
Этот герой:
…умеет быть верным своему слову, умеет по достоинству оценить людей, очень наблюдателен. В людях видит прежде всего только хорошее. Он- дворянин, связанный со своим сословием обетами долга и чести. Он абсолютно не готов к жизни и полагается только на нравственное чувство. (Петр гринев)
9.Беседа по тексту. Вопросы «Аналитикам»
Формирование характера Гринёва начинается в родительском доме.
- Расскажите о жизни Гринёва в родительском доме.
- Кто оказал большое влияние на формирование личности Гринёва?
- Какие уроки получает Гринёв от отца? Давайте проследим по тексту.(слайд)
Наставления отца сыну
Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
Служи верно, кому присягнёшь.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы. Немало предстоит пережить ему трудностей и нравственных испытаний, предначертанных судьбой. В разрешении возникших проблем большую роль играет воспитание человека, его моральные устои, которые закладываются в нем с детства его родителями.
- Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?
(Пересказ эпизода из 1 главы – «Встреча с Зуриным»).
- Какой вывод из этого мы можем сделать?
Вывод. Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.
- Скажите, а были в вашей жизни такие моменты, когда вам становилось стыдно?
Продолжаем исследовать путь духовного становления Петра Гринёва. Дорога его лежит в Белогорскую крепость, где он знакомится с простой и доброй семьёй капитана
Миронова, с их дочерью Машей и со Швабриным, сосланным туда за «смертоубийство». Именно этот человек ещё сослужит Гринёву «хорошую службу».
Послушайте стихотворение Р. Гамзатова
В Индии считается, что змеи
Первыми на землю приползли.
Горцы верят, что орлы древнее
Прочих обитателей земли.
Я же склонен думать, что вначале
Появились люди, и поздней
Многие из них орлами стали
А иные превратились в змей.
Вопрос на размышление:
-Кто орел, а кто змея, следуя Гамзатову?
10. Стратегия «Диаграмма Венна» (сравнить образы Гринева и Швабрина)
Вывод: Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина
11.Игра «Мирская молва»
Каждой группе предстоит разыграть небольшое представление- разговор двух русских семейств-Гриневых и Мироновых. Условия конкурса: по возможности соблюсти этикет и особенности языка 18 века
Жизненный путь героя продолжается, и судьба сводит его с Пугачёвым. Обратимся теперь к истории отношений Гринёва с Пугачёвым, т.к. в них скрываются важные черты характера героя, потому что и здесь Гринёву приходится делать выбор, рискуя жизнью.
- Как же поступает Гринёв в той или иной ситуации?
12. Анализ и сопоставление эпизодов
«Сцена казни» (глава 7).
- Проследим за поведением Гринёва, как он ведёт себя в этой сцене?
«Разговор Гринёва с Пугачёвым» (глава 8).
13. Проблемный вопрос
-Что ожидало Гринева, если бы его любовь завершилась счастливой женитьбой?
(Очевидно, серое, тусклое существование в «Богоспасаемой крепости», подобно прозябанию капитана Миронова или его отца, так бы и читал «Придворный календарь» и на диване высказывал недовольство.)
Вывод:
Пугачев заставляет его задуматься о смысле жизни. При встрече с Пугачевым проверяется его характер, его честь .Встреча с Пугачевым изменила его жизнь Понятие чести, достоинства для Гринёва превыше всего, потому что он помнит наказ отца: «береги честь смолоду».
14.Задания для
аргументированного ответа
1.«Береги честь смолоду»- зто совет или требование?
2.К кому обращается автор, что советует нам из своего времени?
15.Поразмышляем о прочитанном
-Почему Пушкин в «Капитанской дочке» придумал, что Гринев не оправдан в результате расследования специальной комиссией, а помилован Екатериной 2 по просьбе Маши Мироновой?
-Если бы речь шла о вас, о вашей судьбе, вы бы предпочли довериться бесстрастному закону либо человеческому милосердию? Объясните свою точку зрения.
.Заключение.
Мы проследили путь духовного становления Петра Андреевича Гринёва. Что же можно сказать о дороге, которую прошёл главный герой?
Вывод. Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви, живущего по совести. Эти качества являются основными, они и делают его таким привлекательным.
И в заключение мне бы хотелось обратиться к эпиграфу урока, к словам Ф. Абрамова.
- Можно ли эти слова отнести к образу Гринёва?
(Ответы детей, комментарий).
16.Свободный микрофон
Назовите 10 причин, по которым надо обязательно прочитать «Капитанскую дочку»
(узнать о жизни реальных исторических личностей, гениальное произведение гениального автора, учит отстаивать свою честь даже под страхом смерти и.т.д.)
17 Домашняя работа
(на выбор)
Письменное размышление о дальнейшей судьбе Петра Андреевича Гринева.
Сочинение-миниатюра: письма--------к Гриневу
-------к Пугачеву
---------к Маше
---------к Пушкину
Рефлексия:
Друзья, каждый из вас сегодня постарался внести свой вклад в работу группы. По-вашему, кто в вашей команде лучше всех работал? А какая из групп на уроке была лучшей?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.