Методическая разработка урока по математике
в 7 классе
«Свойства степенис натуральным показателем»
Учитель: Деева Наталья Александровна
Цели урока:
Образовательные: изучить определение и свойства степени с натуральным показателем,
отработать умения систематизировать, обобщать знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих степени с натуральным показателем.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога.
Развивающие: развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Задачи:
1. Предметные: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме, создать условия контроля (взаимоконтроля) усвоения знаний и умений; развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала;продолжить формирование мотивации обучающихся к изучению предмета.
2. Метапредметные: развивать операционный стиль мышления, способствовать приобретению учащимися навыков общения при совместной работе ,активизировать их творческое мышление; продолжить формирование определенных компетенций обучающихся, которые будут способствовать их эффективной социализации, навыков самообразования и самовоспитания, способствовать самореализации учащихся через творческую работу;
3. Личностные: развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника; навыков устного счета;воспитание трудолюбия, усидчивости;
воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, способствовать формированию личностных качеств, направленных на доброжелательное, толерантное отношение к людям, жизни; воспитывать инициативу и самостоятельность в деятельности; подвести к пониманию необходимости изучаемой темы для успешной подготовки к государственной итоговой аттестации.
Тип урока: формирование новых знаний.
Наглядность: компьютерная презентация, карточки с заданиями.
Вид урока: комбинированный.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей и задач урока.
3. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях.
4. Перенос приобретенных знаний, их первичное применение в новых или изменённых условиях, с целью формирования умений.
5.Элементы здорорвьесберегающих технологий.
6.Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
7.Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание | Время |
1 | Организационный момент. | Нацелить учащихся на урок | 1 мин |
2 | Устная работа.Гимнастика для ума |
| 2 мин |
3 | Объяснение нового материала. | Актуализировать опорные знания | 5 мин |
4 | Первичное закрепление изученного материала | Сформировать навык вычисления степеней с натуральным показателем. | 10 мин |
5 | Физкультурная пауза. | Применение здоровье сберегающих технологий | 2 мин |
6. | Объяснение нового материала. | Сформировать навык преобразования степеней с натуральным показателем. | 7 мин |
7. | Закрепление изученного материала | Развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала | 14 мин |
8. | Постановка домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания | 2 мин |
9. | Итоги урока. | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | 2 мин |
Литература:
1. Алгебра: учебник.для 7 кл. общеобразоват. учреждений /Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И..– М.: Просвещение, 2008.
2. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. – М.: Просвещение, 2009.
3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра 7 класс./ С.А. Пушкин, И.Л. Гусева. – М.: «Интеллект», 2013.
4. Т.Ю.Дюмина, А.А.Махонина, «Алгебра. Поурочные планы.», - Волгоград: «Учитель», 2013 г.
5.Алгебра, 7класс, Задания для обучения и развития, Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю.,Интеллект центр, 2013
Эпиграф:
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь».
М. В. Ломоносов
I. Организация урока.
II. Устная работа.
Гимнастика для ума:
Решить анаграммы и исключить лишнее слово
ЛПААЬОЗКТЕ
(показатель)
НСТЬЕЕП
(степень)
ВНАОЕСНИО (основание)
КУФНЦЯЙ (Функция).
III. Объяснение нового материала.
Актуализация знаний.
Давайте вычислим площадь квадрата, используя новый способ, изученный в школе.
Вернемся в прошлое. Как только вы начали изучать математику, вы познакомились с первыми арифметическими действиями «+» и « ». К какому выводу вы пришли, решая примеры типа .
Итак, вы стали использовать еще одно действие.
Какие свойства квадрата вы знаете?
Найдите площадь квадрата со стороной 5см
Запишите выражение и найдите его значение.
5 5 = 25
Следующее задание:
Что интересного в данном ряду выражений?
5; 5· 5: 5· 5· 5: 5· 5· 5· 5; 5· 5· 5· 5· 5.
Какое выражение лишнее?
Все выражения составлены из одинаковых цифр. В каждом следующем на один множитель больше. Первое, т.к. в выражении нет множителей.
Запишите выражение, которое стоит в данном ряду на 1000-ом месте.
Почему вы не смогли выполнить задание?
-В таком произведении будет 1000 множителей, которые не поместятся в тетради.
Как же записать выражение короче?
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Как можно сформулировать тему нашего урока?
Какие есть идеи?
Традиционную математическую запись придумать сложно, в математике принято записывать:
5· 5= 52
Как записать второе произведение?
Третье? И т. д.
Что означает цифра 5 в каждой записи?
Что означают числа 2, 3, 4, 5?
Определение. Степенью числа а с натуральным показателем n называют произведение n натуральных множителей, каждый из которых равен а.
а – основание степени, n – показатель степени
Итак, записанные выражения в математике называются степенью числа.
Основные понятия урока: степень, основание, показатель.
52: вторая степень числа 5, 5 во второй степени.
Прочитайте записанные степени:
53 ; 54
Итак, давайте сформулируем с вами тему сегодняшнего урока.
У нас записаны разные степени. Что показывает число 5? – это число называется основанием степени.
Что показывают числа 2,3,4? – эти числа называются показателями степени.
Квадрат числа
Произведение n и n называютквадратом числа записывают .
Примеры
Куб числа
Произведение n, n и n называюткубомчисла записывают .
Примеры:
11
А теперь давайте вспомним, как называются степени числа 10. (Дети называют по очереди)
102 = 100 сто
103 = 1000 тысяча
104 = 10000 десять тысяч
105 = 100000 сто тысяч
106 = 1000000 миллион
А вы знаете, кто первый придумал слово миллион?
Великий путешественник Марко Поло.
IV.Первичное закрепление изученного материала.
Метод координат.
V. Физминутка.
VI. Объяснение нового материала
Открытие первое. Вычислить: а)
Решение. а) Имеем:
3 множителя 5 множителей
8 множителей
б)
1 4 множителя
Умножение степеней.
Теорема :Для любого числа а и произвольных чисел m и n выполняется:
aman = am + n .
Доказательство:
Правило: При умножении степеней с одинаковыми основаниями основания оставляют прежним, а показатели степеней складывают.
amanak = am + nak = a( m + n ) + k = am + n + k
Итак, при умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают.
Открытие второе. Вычислить: а)
Решение. а) Запишем частное в виде дроби и сократим её:
б) Имеем:
Деление степеней.
Теорема:Для любого числа а 0 и произвольных натуральных чисел m и n, таких, что mn выполняется:
am : an = am - n
Доказательство:
am - n an = a( m - n ) + n = am - n + n = am
по определению частного:
am :an = am - n .
Правило: При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.
Определение: Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна единице:
а0 = 1
т.к. аn :an = 1 при а 0 .
, где
Итак, при делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель делителя.Открытие третье. Вычислить: а) б)
Решение. а) Имеем:
б) Имеем:
Возведение в степень степени.
Теорема:Для любого числа а и произвольных натуральных чисел m и n:
( аm)n = аm n
Доказательство:
По определению степени
( аm)n =
Правило:При возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают.
Итак, при возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают.
VII.Закрепление.
1)Выполните преобразования. Используя найденные ответы, запишите в таблицах два высказывания Козьмы Пруткова.
Дополнительное задание:
VIII. Домашнее задание
IX.Итоги урока
9