«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока окружающего мира с использованием проектной технологии

коспект урока с ипользованием проектной технологии на уроке

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



Выполнили:

студентки группы ПНК-4А

Питеримова Любовь Васильевна

Шиканова Ксения Сергеевна

Шиканова Алёна Сергеевна



Технологическая карта урока окружающего мира









Проверила: Ким Светлана Николаевна









Дзержинск – 2023

Тема:

Цель:  формирование у учащихся представление о природной зоне степей

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека, экологическими проблемами.

Развивающие:

  1. формировать познавательное УУД – умение проводить анализ и делать выводы посредством выполнения заданий с карточками;

  2. формировать регулятивное УУД – умение осуществлять контроль и самоконтроль на уроке, путём исправления своих ошибок и ошибок одноклассников;

  3. формировать коммуникативное УУД – умение строить монологические высказывания с учетом поставленных коммуникативных задач.

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес к урокам окружающего мира;

  2. Воспитывать уважительное отношение к истории своей Родины.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Знакомы с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека, экологическими проблемами

Метапредметные:

ПУУД: умеют проводить анализ и делать выводы посредством выполнения заданий с карточками;

РУУД: осуществляют контроль и самоконтроль на уроке, путём исправления своих ошибок и ошибок одноклассников;

КУУД: строят монологические высказывания с учетом поставленных коммуникативных задач.

Личностные:

  1. Проявляют интерес к уроку окружающего мира;

  2. Проявляют уважительное отношение к истории своей Родины.

Тип урока: изучение нового

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин

  2. Актуализация знаний и умений – 7 мин

  3. Изучение нового материала – 17 мин

  4. Первичное закрепление – 12 мин

  5. Домашнее задание – 2 мин

  6. Рефлексия. Подведение итогов – 5 мин






Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, формы и средства работы

1.Огр.момент

Создать доброжелательную обстановку на уроке. Организация внимания учащихся.

-Здравствуйте!

- Мы очень рады видеть вас сегодня.

- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Улыбнитесь  друг другу.

С таким замечательным настроением мы начинаем наш урок! Мы верим, что у вас всё сегодня получится. А наш урок будет познавательным и интересным!




Приветствуют учителя.



Словесные (рассказ, объяснение)


Речь учителя и учащихся


Презентация


Фронтальная

2. Актуализация знаний и умений.

Создать условия для повышения интереса перед предстоящей работой.

2 слайд

- Вы любите путешествовать? Кто из вас путешествовал? Куда и с кем вы путешествовали?

- Путешествовать можно в одиночку, как современный российский путешественник, священник Фёдор Филиппович Конюхов, а можно командой. Да и цели путешествий могут быть различными.

- Сегодня мы с вами совершим научную экспедицию в качестве научных сотрудников и проведём своё исследование. Чтобы отправиться в путешествие, надо проверить, достаточно ли у вас  знаний, все ли пройдут отборочный этап.

- Какими чертами характера должен обладать научный сотрудник?



- Именно такие качества вам помогут сегодня на уроке. 



- По какому разделу мы работаем? 4 слайд

- Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились. 5 слайд



- Почему на Земле разные природные зоны? Отчего это зависит?

 













- Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? 7 слайд

- Из скольких частей она состоит? Назовите эти части.





Самостоятельная работа (взаимопроверка)

- Исправьте географические ошибки в тексте.

        Лесная зона расположена к северу (правильно-к югу)  от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно-богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно – редкими) животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно – является) домом для растений, животных, грибов.

- обменяйтесь листочками с соседом по парте. Если исправлено, верно, ставим «+», если неправильно, то «-».


- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, в которую было отправлено письмо.


1. Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)


2.  Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)


3. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)


4.Здесь климат теплее, чем в тайге. Наряду с хвойными деревьями растёт берёза, осина, ольха. (Зона смешанных лесов)


Ну что ж, я вижу, вы неплохо подготовились и готовы к экспедиции.

- Давайте определим тему урока.

Определение темы урока.

Вопросы к кроссворду: 9 СЛАЙД

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму. Растёт в тундре и лесной зоне.

2. Вроде сосны, вроде ёлок,

    А зимою без иголок.

3.Хозяин лесной

    Просыпается весной.

    А зимой под снежный вой

    Спит в избушке снеговой.

4. В народе это дерево называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.

5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.

Ответы:

1. Брусника.

2. Лиственница.

3. Медведь.        ,

4. Липа.

5. Ольха.

Ключевое слово: Степь.


Определите тему урока.


- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?


- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Составим план

наших действий.


План работы: 11 СЛАЙД

  1. Географическое положение

  2. Климатические условия (сочетание тепла и влаги) зоны степей.

  3. Растительный мир степи.

  4. Животный мир степи.

  5. Влияние деятельности человека на зону степей

  6. Экологические проблемы.


- Какие источники нам помогут добыть информацию?




 







 (Он должен быть умным,  рассудительным, внимательным и наблюдательным…)



(Природные зоны России)

(зона арктических пустынь, тундра, леса России)


(От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир также зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность).




Лес

(Зона тайги, зона смешанных лесов, зона широколиственных лесов)










































































(Зона степей)



(Изучить природу зоны  степей.)










(Учебник, карта природных зон, информация в интернете, атлас-определитель)

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные


Речь учителя и учащихся


Презентация


Фронтальная

3. Изучение нового материала

Оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия нового материала

- Да, действительно, наш класс отправляется в экспедицию для исследования  зоны степей.  Сейчас вам предстоит исследовательская работа, работа в группах. Каждая группа будет изучать свой вопрос, а помогут вам для этого карточки, учебник, энциклопедии и др материалы, которые лежат на столах.

-Давайте вспомним правила работы в группах.

- У вас у каждой группы на столах свой файл с заданиями и всем необходимым материалом. Давайте посмотрим. У вас есть большие таблицы у каждого, вы заполняете пока что только свой вопрос, который изучаете. Также у вас лист с дополнительным материалом, вы его можете прочитать и найти то, что вам будет нужно. У каждой группы есть свои материалы для работы (текста, карточки, картинки). Также у вас есть вопросы, которые вам нужно изучить.


1 группа «Расположение зоны степей» Эти сотрудники расскажут нам о географическом положении

  • Отметить на карте зону степей

  • Описать расположение этой зоны и показать на большой карте природных зон (На юге умеренного пояса.)

  • Рассмотреть рельеф (Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью)

  • Рассмотреть, какие современные гос-ва находятся в зоне степей (Украина, Казахстана)

Степи можно увидеть на территории России, Украины, Казахстана, Монголии, Китая. на территории США и Мексики расположены прерии, в Аргентине - пампасы, в Южной Африке и Австралии - саванны.



Учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир". 4 класс, I ч. (стр.110-111; стр.72-73).

 Карта природных зон.   На карте степи обозначены жёлтым цветом…

Степь располагается на юге Сибири, на территории республики Башкортостан, Хакассии, степные пространства находятся также и на стыке границ России, Китая и Монголии, на территории Забайкалья.



2 группа «Климат»

  • Найти в учебнике описание климата природной зоны степей; дать его характеристику (климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи)

  • Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны  (самое благоприятное время года – весна.)

  • Определить, какие почвы преобладают в этой зоне (глинозём, чернозём)



Текст с описанием климатических условий

        Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно - Сибирской равнине.
       Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Средняя температура июля +22– 23 °С (местами +40°).Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Степь в этот период сухая. Горячие ветры – суховеи перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Быстро испаряется влага.

Зима здесь короче и теплее, но достаточно холодная – 20–30 °С. Снега очень мало. Для этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны.

Весна в степи начинается рано. Очень красива степь весной. Почва степей не везде одинакова. Во многих местах богата перегноем, имеет черную окраску - чернозёмы.


 Климатические условия.

Средняя температура летом        +22ᵒ-25ᵒ

Средняя температура зимой        -20ᵒ-30ᵒ

Осадки летом:  малочисленные, ливневый характер дождей.

Осадки зимой: снежный покров низкий. 


3 группа-  «Растительный мир» Эти сотрудники помогут разобраться в растительном мире зоны степей.


  • Найти описание в учебнике растительного мира степей

  • Отгадать зашифрованные названия растений и соотнести их с рисунками

Тюльпан. Ирис. Гиацинт. Таволга. Ковыль. Типчак. Пырей



  • Заполнить таблицу

РАСТЕНИЯ

Деревья

Травы и цветы

Кустарники


Травы

Цветы




  • Определить особенности растений данной зоны и дать их характеристику




Текст с описанием степи

      Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья. Здесь слишком сухо для деревьев, но достаточно влаги для трав. В феврале-марте снег тает, в апреле расцветает ковер из тюльпанов, ирисовКрасива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтовСтепь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковер.        

Источник 3.

Гербарий растений степи.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Многие ковыли – ценное кормовое растение, некоторые - сырьё для бумажной промышленности.

Источник 5.

  Под травами образовались богатые черноземные почвы. Это позволяет выращивать в степной зоне ценнейшие культурные растения (пшеницу, кукурузу, свёклу, подсолнечник, арбузы, дыни), разводить огороды и сады.

       В засушливых южных степях преобладает злаковая растительность, широко представленная травами: пырей, типчак, ковыль, житняк, зопник колючий, качим метельчатый, синеголовник полевой. 

      В степи встречаются: ветреница, гусиный лук, шалфей, полынь, пахучий тимьян, лапчатка, перекати-поле. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие корневища или луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.





4 группа - «Животный мир» расскажут о животном мире зоны степей.

  • Найти описание в учебнике животного мира степей

  • Выбрать из рисунков животных, относящихся к этой зоне







Каракал. Волк. Лиса Корсак

  • Заполнить таблицу

  •  Определить особенности животных и дать их характеристику

Учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир". 4 класс, I ч. (стр.112-115)

Источник 3.

Дрофа - самая крупная птица в России. Тяжелая, длинноногая, но быстрая в полете. Небольшими стаями или поодиночке дрофы прилетают на свои кормовые участки - ковыльные и полынные степи. Там есть муравейники, а в них - корм для птенцов - «муравьиные яйца». Здесь же можно найти множество насекомых. Водится и пища покрупнее: ящерицы, лягушки, грызуны. А уж молодых сочных побегов и семян - видимо-невидимо! На земле, в высокой траве, самка выводит птенцов. Дрофа-мать заботлива и осторожна. Если грозит опасность, птица притворяется раненой и, хромая, убегает - отвлекает внимание от выводка. 

Сайгаки - степные антилопы - тонконогие, быстрые. Их стада мчатся со скоростью 70-80 километров в час, поднимая тучи пыли, но животные не задыхаются, ведь у них есть устройство для очистки воздуха - короткий нос, нависающий над ртом. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках корни проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов.

Источник 3.

       В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. Много змей, ящериц. Богат растительный и животный мир степи, когда достаточно влаги. Страшно же выглядит степь в период засухи. Все выжжено солнцем. Некоторые суслики и сурки впадают в спячку. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности.

       В степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.


5 группа- «Занятия населения» нам поведают об основных занятиях населения зоны степей

    1. Какие основные занятия населения зоны степей?



2) Какие растения и животные внесены в Красную книгу?



Основные занятия населения степи.

       В степной зоне население занимается земледелием и животноводством. Но всё же основное занятие населения в зоне степей - это земледелие, так как земли степей очень плодородны.


Учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир". 4 класс, I ч. (стр.115-116)


Растения и животные степей, занесенные в Красную книгу.

        Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают перед вспашкой полей и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда подрастут, выпускают в степь.


Под травами образовались почвы, богатые чернозёмом. Чернозёмные почвы тёплое солнечное лето позволяют выращивать культурные ценнейшие растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник. Большие площади заняты в степи бахчами, огородами, и садами. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и другие травы, распаханы и поныне представляют интерес для сельского хозяйства. Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней.


6 группа «Экологические проблемы» раскроют экологические проблемы этой зоны.

  1. Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?

  1. Что делается для охраны природы?

Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.118-119)

ПРИЧИНЫ СЛЕДСТВИЯ

1. Вырубка лесных полос 3. Ветры - суховеи

2. Неправильная распашка почвы 4. Разрушение почвы, рост оврагов, нарушение почвы, смыв потоками перегноя

3. Суховеи 2. Ветер будет выдувать верхний плодородный слой. Пыльные бури

4.Смыв почвы водными потоками 1. Нарушение почвы, смыв потоками перегноя.


– К нам поступили жалобы. Разберитесь, кто жалуется, чем помочь.

Я живу в тропической степи, не умею летать, хотя и птица, зато я умею быстро бегать. Длина моего шага 2 метра, но все равно нас догоняют и истребляют. Всему виной наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста.

Летом мы любим греться на солнышке. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью – оставляем свой хвост в руках “ напавшего” на нас. Интересно? А они нас палкой по голове

Мы всем мешаем. Вот я – всего 16 кг зерна припас в норку и сплю, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо!

– На кого жалуются эти животные?  Как следует называть таких людей?


Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина - в распашке степных земель Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик, степная дыбка. Растения: пион тонколистый.

Есть ещё одна проблема - это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Как решать экологические проблемы?

Ограничить распашку степей:

Ограничить выпас скота,

Бороться с браконьерством;

Создавать заповедники;







Вспоминают правила работы








Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные


Речь учителя и учащихся


Презентация


Фронтальная


Групповая


4. Первичное закрепление

Формировать умение понимать информацию для установления причинно-следственных связей.

Формировать умение объяснять, сравнивать и обобщать данные.


Каждая группа выходит, прикрепляет на плакат. После как все группы закончат, ученики рассказывают по очереди. После каждого рассказа заполняют таблицу.


Географическое положение


Природные условия


Растительный мир


Животный мир


Деятельность человека






Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные


Речь учителя и учащихся


Презентация


Фронтальная


Парная

5. Домашнее задание




Словесные (рассказ, объяснение, беседа)


Речь учителя


Фронтальная


6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Подвести итоги урока

- Как называется природная зона России, о которой вы узнали сегодня на уроке?

- Какие животные встречаются в степях? Какие из них занесены в Красную книгу?

- Почему необходимо оберегать сохранившиеся участки степей и создавать заповедники?

- Давайте подведем итог нашего урока и напишем синквейн. Что такое синквейн?

Синквейн – это пятистрочная строфа.


1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).




Словесные (рассказ, беседа)

Наглядные


Речь учителя и учащихся


Презентация


Фронтальная













Дополнительный материал

Степи — обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Травянистые равнины (степи) занимают огромные пространства в Америке, Азии, Австралии и России.

Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Средняя температура июля +22-23,5 °C (жара местами достигает +40 °C). Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Поэтому потоки воды, стекающие в низины, не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхают местные речки. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до — 20—30 °C. Снеговой покров очень маленький.

Степи — это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания! стеблей сохраняются. Поэтому у одних растений стебли и листья сильно опушены или имеют восковой налет, у других жесткие стебли покрыты узкими листьями, свертывающимися в сухое время года, третьи имеют мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги. У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы.

Весна в степи начинается рано, в феврале — марте снег уже стаивает, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. В мае, когда становится жарко, луковичные растения заканчивают свой рост. Растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения, типчак, ковыль, полынь.

Богат и своеобразен животный мир степей, причем разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи и термиты. Насекомые служат пищей более крупным животным, таким, как муравьеды и броненосцы австралийской степи.

Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Например, сайгаки быстро бегают, спасаясь таким образом от преследования волков, преодолевая большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве. Многочисленные мышевидные грызуны (мыши-полевки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода. Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле (жаворонки, дрофы, перепела, степные орлы, болотные совы).

Некоторые животные на период зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи и ящерицы). Большинство птиц улетает на зиму в более теплые края. Постоянно живут в степи мыши-полевки, лисицы, волки, зайцы, серые куропатки.

Под травами образовались почвы, богатые черноземом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами.

Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней, снабжая мясными и молочными продуктами многие другие районы страны. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и другие травы, распаханы и поныне представляют интерес для сельского хозяйства.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее