2
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||
1 | Организационный момент.
Создание ситуации для оценки готовности к уроку. Видеозаставка к уроку 25 сек. |
-Здравствуйте , ребята. Садитесь. Сегодня вы мои ученики. Зовут меня Елена Юрьевна. Я проведу у вас урок окружающего мира.
Веселиться звонок, я бегу со всех ног, Школа двери открывает, начинается урок. Что? Как? Почему? Только в школе я пойму. Я за партой сижу, я на доску гляжу. Я узнаю все на свете, а потом всем расскажу. Что? Как? Почему? Только в школе я пойму. -А чтобы лучше понять, все, о чем будем сегодня говорить, проведем сначала зарядку для ума. | Проверяют свою готовность к уроку | Личностные УУД Формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности. | |||||||
2 | Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Игра: «Мозговой штурм». Проверка домашнего задания.
В ходе ответов на доске вывешиваю картинки растений и животных, которые занесены в Красную книгу
Организация фронтальной работы, подводящая к теме урока.
2 мин. |
1.Самый крупный жук в нашей стране? (Дровосек реликтовый). 2. Лекарственное растение, корень которого напоминает человеческую фигуру? (Женьшень). 3. Цветок, который назван в честь древнеримской богини красоты? (Венерин башмачок или дамская туфелька). 4. Удивительно красивая и очень редкая птица, с белым оперением (Белый журавль или стерх) 5.Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге. Посмотри, мой юный друг, ПРИРОДА)
- Ребята, посмотрите на фотографии. -Правда , красиво? Ведь только природа может подарить человеку такое разнообразие удивительных растений и животных!
-Но всегда ли наша планета может оставаться такой прекрасной?
|
-Дровосек реликтовый
-Женьшень
-Венерин башмачок или дамская туфелька
-Белый журавль или стерх -Амурский тигр
-Это природа
-Рассматривают на доске фотографии растений и животных |
Познавательные УУД Общеучебные – поиск и выделение информации.
| |||||||
3 | Целеполагание
Цель: создание условий для формулирования детьми цели урока, обсуждение затруднения
На доске карточки (открываются в ходе ответов на вопросы)
Просмотр отрывка видеосюжета Шишкина школа. ( в сюжете рассказывается о том, как пришли в лес и увидели груду мусора в реке, разоренные муравейник, сломанные сучья деревьев)
5-6 мин | -Посмотрите небольшой видеосюжет.
Просмотр видеосюжета Шишкина школа
- Какие картины из видеосюжета увидели жители Лесной школы Волк, Мышонок и Лисенок? -Правильно. Они увидели мусор, который плавает в воде, разрушенное гнездо птицы, муравейник, сломанные ветки деревьев.
- А для чего учительница Анна Сергеевна показала не очень радостные картинки своим ученикам?
(-для того, того, чтобы они увидели, во что может превратиться природа вокруг , если не заботиться о ней)
- Ребята, подумайте, и скажите, кем будет человек по отношению к природе, если он будет бережно к ней относиться, ее охранять и защищать? -Он должен быть ДРУГОМ. Правильно.
-Ребята, по опорным словам на доске, попробуйте сформулировать тему нашего урока "ПРИРОДА", "ДРУГ"
- Я помогу вам. Будь природе другом!
-Какую цель поставим на уроке? (Будем учиться быть природе другом)
-Работать на уроке будем по плану. - Посмотрите на доску. Сегодня мы… 1. Поговорим о поступках человека в природе. 2. Разработаем правила друзей природы. 3. Научимся читать экологические знаки.
| Смотрят видеосюжет
-они увидели мусор, который плавает в воде, разрушенное гнездо птицы, сломанные ветки деревьев.)
-для того, того, чтобы мы увидели, во что может превратиться природа вокруг нас , если мы не будем заботиться о ней
- человек будет природе другом
- быть другом, природа- на друг
-Учиться быть природе другом
|
Познавательные УУД Общеучебные – поиск и выделение информации.
Регулятивные УУД умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя
| |||||||
5 | Открытие нового знания
Организация работы со схемой фронтально
Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения. устранение возникшего затруднения: согласование темы урока, выбор способа и построение плана достижения цели и определение средства – алгоритма, модели и т.д.
Цель: снять эмоциональное и физическое напряжение, погрузиться в новую деятельность.
Работа с интерактивной доской
Работа со схемой
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала -обозначение знаковыми символами)
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала -обозначение знаковыми символами)
Работа в парах с проверкой по эталону
Оценка своей деятельности обратная связь | Итак, сначала поговорим о поступках человека в природе.
-Посмотрите на экран. Внимательно рассмотрите схему. - Расскажите с помощью схемы, почему многие растения и животные встречаются все реже? (- это происходит от того, что человек убивает животных, вырубает леса, ловит рыбу сетями, ловит сачками бабочек, срывает цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы) -Правильно ли ведет себя человек? -Почему нельзя убивать животных, ловить бабочек, вырубать леса? -Сделайте вывод. (Исчезнут животные, насекомые. От вытаптывания травы погибнут многие растения и насекомые. От грязной воды в водоеме погибнет рыба. Этого нельзя делать потому, что природа может заболеть, ведь в природе все взаимосвязано) Вывод: Эти поступки человека разрушают природу!
-Верно, это пример отрицательного воздействия человека на природу. Из-за этого страдают и животные, и растения, и даже болеет человек.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА в небо звездочки отправились спать -Продолжаем работу.
2. Разработаем Правила друзей природы.
-Ребята, давайте еще раз обратимся к схеме и подумаем, а как правильно надо вести себя в природе , чтобы не навредить ей и быть другом?
(не убивать животных, не выпиливать деревья, не ловить сетями рыбу, не ловить насекомых, не вытаптывать растения, не сливать грязную воду в реки и озера)
-Все верно. - Все, что вы сейчас сказали - это правила поведения человека в природе, т.е. то, что приносит окружающей природе пользу.
-Ребята, может быть, вы догадались, как называются эти правила? (их можно назвать Правилами друзей природы.)
-А можно этот список продолжить? (да, можно) - Какие еще правила Друзей природы вы можете предложить? ( запрещается жечь костры, нельзя наступать на насекомых, нельзя разбивать бутылки, нельзя ловить насекомых, нельзя рвать первоцветы)
-Ребята, запомните эти правила! -Конечно же, это только малая часть всех правил Друзей природы. Этот список в течение всей жизни может пополняться.
Итак, мы разработали правила друзей природы.
- Ребята, как вы думаете, а можно эти правила написать и повесить где-нибудь, например, при входе в лес? - Ребята, но,к сожалению, есть люди, которые не любят читать, или не хотят, или не умеют? -Что тогда делать? (можно правила изобразить в виде знаков)
3.Научимся читать экологические знаки.
- Вы правы. Правила можно изобразить в виде знаков. И мы сейчас с ними познакомимся. - Посмотрите на доску. Что вы видите? (знаки) -На какие 2 группы можно их разделить? (дорожные и знаки природы) -Эти знаки еще называют Экологические. - В 1 классе вы познакомились со словом ЭКОЛОГИЯ. Давайте вспомним, что означает это слово? (Экология- это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру.) -В чем сходство дорожных знаков и экологических знаков? (круглой формы, с красной окантовкой) -Что означает красная окантовка на дорожных знаках? -Как вы думаете, что обозначает красная окантовка на знаках природы? -Можете их прочитать?
-Хотите научиться?
-Давайте попробуем это сделать.
-Что показано на первом знаке?
-Прочитайте (и так про каждый) -Не будем……….. разорять гнезда -Не будем ………..ломать деревья -Чему мы сейчас учились? (учились читать экологические знаки) -Итак, вы научились читать экологические знаки и познакомились с Правилами Друзей природы. -А сейчас задача усложняется. -Сейчас будем работать в парах. У вас на партах лежат листочки, на которых записаны ПДП и ЭЗ, но знаки все перепутались. Ваша задача соединить правило Друзей природы и экологический знак. -Выполняйте работу. -Проверьте работу по учебнику на стр.93. -Откройте учебник, проверьте работу . - Ребята, Оцените работу в паре. -Возьмите «Светофорики». Зажгите цветной огонек. |
- человек убивает животных, вырубает леса, ловит рыбу сетями, ловит сачками бабочек, срывает цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы -нет
-может погибнуть все живое Сначала карточка правила друзей закрыта
-Это Правила друзей природы -список правил друзей природы можно продолжить, например: запрещается жечь костры, нельзя наступать на насекомых, нельзя разбивать бутылки, нельзя ловить насекомых, нельзя рвать первоцветы, брать в лес собак, разбрасывать мусор, собирать березовый сок -можно -можно придумать знаки -знаки дорожные знаки и знаки природы -Экология- это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. - они круглой формы, с красной окантовкой -они запрещают водителю выполнять какие-либо действия на дороге (проезд запрещен) -это запрещающие знаки, они запрещает делать плохие поступки в природе -Да, нет
-да хотим
-учились читать экологические знаки
Работа в парах Самопроверка по эталону |
Коммуникативные УУД Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.
| |||||||
6 | Первичное закрепление. Работа в группах (связь с жизнью)
Во время работы групп звучит звукозапись голоса птиц
Оценка работы групп | - Продолжаем работу. А сейчас я предлагаю вам поработать в Обществе по охране природы. -В нашем обществе будет работать 4 отдела. 2 отдела по охране животных и 2 отдела по охране растений. -Каждому отделу необходимо выбрать начальника отдела, который будет регулировать работу всех сотрудников отдела и отчитываться о проделанной работе. – Вам придется самостоятельно составить Правило друзей природы и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке. -А для успешной работы отделов Вспомним правила работы в группе. 1 Выслушать мнение того, с кем работаешь в группе . 2.Работать дружно. 3.Находить общее решение . 4. Уметь его изложить (представить) всему классу. -Можно расходиться по группам. Получите задание в конверте. З адание 1 группы. Отдел охраны животных.
-Какое правило нарушили дети? -Составь экологический знак из деталей. -Почему нельзя громко кричать? Задание 2 группы. Отдел охраны животных. -Какие правила нарушили дети? -Почему нельзя близко подходить к гнездам птиц? -Составь экологический знак из деталей. Задание 3 группы. Отдел охраны растений . -Какое правило нарушили дети? -Составь экологический знак из деталей. Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников?
Задание 4 группы. Отдел охраны растений
-Какое правило нарушили дети? -Составь экологический знак из деталей. -Почему нельзя рвать цветы? -Предлагаю оценить работу групп. Похлопайте в ладошки, если вам понравилась работа 1 группы., 2 группы, 3 группы, 4 группы. -Подведем итог. Чему мы сейчас учились? (составили правила друзей природы и экологические знаки к ним) - я тоже оценю вашу работу. Вы хорошо поработали. Правильно сформулировали Правила Друзей природы и составили экологические знаки. - Вернемся к началу урока. Какую цель ставили в начале урока? (учились быть природе другом) -Достигли мы ее? (Да) -Для чего вам нужны знания, которые вы сегодня получили на уроке? -Если все люди, в том числе, и мы с вами будем выполнять правила друзей природы, то природа сохраниться и будет радовать нас с вами. |
По мере отчета групп правила и знаки вывешиваются на доске
Вывешивают знак Правило :Не шуми в лесу!
-громкая музыка и крик пугают зверей и птиц, они могут покинуть свои норы и гнезда
Вывешивают знак Правило: Не разоряй птичьи гнезда!
-Птицы не вернуться к своим птенцам, они погибнут
Не ломай ветки деревьев! Не разводи костер!
Вывешивают знак
-дерево высохнет и погибнет Не рви в лесу цветы! Срывая цветы, вы не даёте развиться плодам, в них - семенам. Нарушается размножение и расселение. Впрочем, большинство раннецветущих мало размножаются семенами. Лишаете пищи ранних насекомых. Главное, сорванные цветы быстро завянут, и Вы их выбросите. А другие не смогут ими полюбоваться -составляли правила друзей природы и составляли экологические знаки. - учились быть природе другом -для того, чтобы вести себя правильно по отношению к природе и быть ее другом, чтобы рассказать другим детям, взрослым | Коммуникативные УУД Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.
Познавательные УУД Логические Установление причинно – следственных связей. Общеучебные – поиск и выделение информации.
Регулятивные УУД Оценка – выделение и осознание того, что уже освоено.
| |||||||
8 | Связь с жизнью
Фото на экране детей на экране с участием в экологичеких акциях | -Ребята, я знаю, что в прошлом году вы были приняты в Эколята- юные защитники природы. Вы давали клятву, что будете любить и беречь нашу планету. Как знак того, что вы друзья природы, я предлагаю вам сейчас повязать друг другу эти зеленые галстучки, чтобы они напоминали вам о том, как важно беречь окружающую природу, наш Зеленый дом. -Встаньте около своих парт. Повяжите галстуки друг другу.
|
Учащиеся повязывают друг другу зеленые галстучки
|
| |||||||
9
| Домашнее задание | -Домашнее задание будет носить творческий характер. -Вам необходимо предложить 1-2 правила Друзей природы. Сформулировать их. Записать. Придумать и нарисовать к каждому правилу экологический знак. -В классе оформить выставку .Выйти с этой информацией в другие классы. |
|
| |||||||
10 | Рефлексия |
-Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши, если не понравился –потопайте ногами.
|
|
|
Технологическая карта урока
Урок по теме «Будь природе другом» ( Окружающий мир. 2 класс А.А. Плешаков)
Цель: Способствовать формированию у учащихся чувства ответственного отношения к природе.
Задачи:Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение, научиться читать и рисовать экологические знаки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе.
Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение.
Уметь вести себя в природе.
Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе
Метапредметные УУД:
Познавательные: постановка и формулировка проблемы, умение добывать новые знания – находить и использовать необходимую информацию. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, учиться принимать и сохранять учебную задачу, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей, осуществлять пошаговый и итоговый контроль за ходом выполнения задания по предложенному плану.
Коммуникативные: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, слышать собеседника, договариваться, приходить к общему мнению, вести диалог, вступать в речевое общение.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учиться проявлять ценностное отношение к миру природы, осознавать важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.
Оборудование:компьютер, проектор, учебник «Окружающий мир» 2 класс, презентация по теме урока, карточки с опорными словами и объектами живой природы, карточки «Экологические знаки», задания для работы в группах: описание ситуаций.