«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Моя Родина".

Материал урока расширяет знания и представления учащихся об истории России. Дети знакомятся с государственной символикой.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки


«Моя Родина»


Цели:

- Расширить круг знаний и представлений об истории России;

- изучение учащимися истории государственной символики России;

- воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов, чувство гордости за свою страну;

- Прививать любовь к своей Родине .


Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу, презентация в Power Point, иллюстрации с изображением герба и флага России, Гимн Российской Федерации.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания по теме «Семейные заботы и традиции»

  3. Работа над новым материалом.

Слайд 1. Тема. С чего начинается Родина…

Слайд 2. Звучит песня сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера “С чего начинается Родина?”


Учитель: Ребята, а с чего, по-вашему начинается Родина?

Слайд 3, 4

Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА.


Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.


Учитель: У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.


- Как называется то место, где вы родились и выросли?


- Для многих из вас Октябрьское – маленькая родина. Моя маленькая родина та деревенька Баткак, , которой в настоящее время уже нет, но детские впечатления сохранились в моей памяти.


Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.


Слайды 5

Учитель: А как называется наша Родина?


Страна, в которой мы живём – Россия.


Наша Родина, наше отечество – матушка Россия.


Отечеством зовём её потому, что испокон веков жили наши отцы и деды.


Родиной зовём её потому, что здесь родились, всё вокруг для нас родное.


А матушкой – потому, что она выкормила, вырастила, выучила языку и как мать защищает и бережёт нас.


Слайд 6.

Карта России

Учитель: Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.


Слайд 7

Учитель: Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!


- Как вы думаете, какова численность населения нашей страны?



Население России составляет более 150 миллионов человек.


Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 100национальностей и народностей.

Слайд 8

Наше государство называется Российской Федерацией.

«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей.


Слайд 9


Главой нашего государства является Президент,
который избирается гражданами для руководства страной.



Слайд 10, 11

Учитель: Ребята, что такое “символ”? Какие государственные символы вы знаете?



Символы – это условные знаки или изображения.


К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн


Слайд 12.

Учитель: Вы видели Государственные символы России?


-Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.


Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.


Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.


Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.


- Кто может описать их?



Герб России


У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный


Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва – столица могучего российского государства. Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображён щит.


- А вот как описан Государственный Герб России в Федеральном конституционном законе: “Государственный Герб Российской федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, а в левой держава. На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона”


Слайд 13


- Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.


Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой.


К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны.


Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.


Одни исследователи полагают, что флаг состоял из четырёх частей. Синий крест делил полотнище по вертикали и горизонтали, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. По краям полотнища шла красная кайма.


В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг – бело-сине-красное полотнище.


11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции президент России подписал указ “О государственном флаге Российской Федерации”. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет. Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также был синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство.


Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников о торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатический представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.


Учитель: А вот как описан Государственный Флаг в Федеральном конституционном законе: “Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета”.


Учитель: Что символизируют цвета флага?

белый – воздух,

синий – вода,

красный – огонь;



Учитель: Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага.


22 августа – День Государственного Флага РФ.


Слайд 14

Учитель: Подошла очередь поговорить о главной песне.


“Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем.


Слайд 15

Учитель: У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.


Учащиеся слушают Государственный гимн России.

IV. Закрепление.

Слайд 16


- Как называется наша страна?

- Как называются люди, живущие в нашей стране?

- Какой город является столицей России?

- Какие символы государства вы знаете?


- Где помещается государственный герб РФ?


- Где размещается государственный флаг РФ?


- Когда исполняется гимн России?


- Почему мы называем Россию нашим Отечеством?


Почему мы зовём Россию матушкой?


- Кто является Президентом Российской Федерации?


  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание


5



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее