«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока литературы в 10 классе "Почему человек в футляре?"

Урок-рассуждение по рассказу А.П. Чехова "Человек в футляре".

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок литературы в 10 классе

Почему человек в футляре?

Урок -рассуждение

Цели урока:

  • совершенствование умения анализировать художественный текст.

  • развитие у учащихся умения выражать и отстаивать свою точку зрения, развитие мышления и устной речи.

  • обогащение словарного запаса учащихся;

  • развитие навыков аналитического мышления, навыков сопоставления и сравнения,

  • развитие умений аргументировать, составлять тексты – рассуждения;

  • развитие таких психических процессов как память, мышление, воображение, сопоставление, наблюдательность.

  • воспитание неприятия к "футлярной жизни", призыв учащихся к деятельной жизни.



Задачи урока:

  • формирование умений грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; развивать монологическую речь, умение работать в группах и парах

Оборудование: иллюстрации к рассказу "Человек в футляре", компьютер, мультимедийный проектор, экран, приложение к уроку – презентация со слайдами по программе Power-point, задания для работы в парах (иллюстрации к рассказу)



Эпиграф к уроку: Не погубите в себе человека!

Ход урока

Вводная часть. – Вы готовы? Какой, на ваш взгляд, цели должен достигнуть каждый школьный урок? Продолжите предложение: Урок должен…. (ученики называют глаголы).

А если это урок – рассуждение? Ответы учеников

Будем считать, что таким образом мы с вами поставили цели урока, которых постараемся достичь.

Начнем.Что, по-вашему, значит слово буктрейлер?(карточку –на доску)

(Справка.Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге с цельюрекламыновых книг и пропаганды чтения, привлечения внимания к книгам.

Тре́йлер — небольшой видеоролик, состоящий из кратких и обычно наиболее зрелищных фрагментов фильма, используемый для анонсирования или рекламы этого фильма.)

Внимание на экран. (Показ буктрейлера по рассказу Чехова «Человек в футляре».1 мин.)

Конечно, вы догадались, по какому произведению снят ролик. Это рассказ А.П. Чехова Человек в футляре».

- Рассказ прочитан. Над чем он лично вас заставил задуматься?

- Какие вопросы вызвал рассказ? Давайте пока просто обозначим для себя круг этих вопросов.

Некоторые были названы в буктрейлере:

  • Может ли человек жить в футляре?

  • Может ли он любить?

  • Какую цену ему придется заплатить?

  • Что значит «человек в футляре»?

  • Почему автор даёт такую формулировку?

  • Это явление единичное или общественное, положительное или отрицательное?

Дополните перечень вопросов.

- Как вы думаете, актуален ли сегодня рассказ, написанный в конце 19 века? (в 1898 году)

Мы перечислили много вопросов, но в качестве главного для обозначения темы урока возьмем один из них – Почему человек в футляре?

Эпиграфом к нашему уроку станут слова: «Не погубите в себе человека!»

Вести урок мы будем с Людмилой Ивановной, объединяя таким образомурок литературы и курс «Социальная безопасность», соотнося рассказ конца 19 века с современностью.

Начнем с рассказа и главным объектом нашего наблюдения (исследования) станет Беликов – «человек в футляре», учитель греческого языка.

Доктор Астров, герой пьесы Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня», говорит:(слайд) «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

В дальнейшей работе нам будут помогать записи, которые мы выполнили, заполняя «Портфолио литературного героя». Активно их используем на уроке.

Соотнесём образ Беликова с чеховским определением.

Если «лицо и одежда» – это портретная характеристика героя, то кто или что поможет раскрыть «душу и мысли» человека в художественном произведении? (речь, интересы, привычки, поступки, чувства, оценка других героев и автора.)

Начнем с портрета. Назовите самые характерные детали впортрете Беликова и в описании его одежды. А мы при этом создадим его образ. Нам помогут Людмила Ивановна и Артём. Включаем воображение. (Создание образа Беликова – одевание ученика)

На улице всегда –теплое пальто с поднятым воротником, калоши, зонт, темные очки на бледном, маленьком лице как у хорька, уши закладывал ватой.

Дома: халат, колпак. Вещи: зонт, часы, нож – в футляре.

Посмотрим, как Беликова изображали разные художники, иллюстрируя рассказ Чехова.

(иллюстрации). Слайд Прекрасен ли внешне Беликов? Какую функцию выполняет его одежда? Зачитайте. «у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».

Как мы уже отметили, душа и мысли героя будут проявляться в его речи, интересах, привычках, поступках. Это мы и постараемся проанализировать. Снова обращаемся к нашей таблице «Портфолио литературного героя».

- Следующая характеристика героя – речевая.

Какая фраза чаще других звучит в речи Беликова? – «Как бы чего не вышло». + «…запрещено – и баста».

- Охарактеризуйте интересы, привычки, поступки Беликова – т. е. его «душу и мысли». (См. записи в портфолио)

- Древние языки =калоши и зонт, куда он прятался от действительной жизни

- действительность его раздражала, пугала, тревожила, испытывал отвращение к настоящему, всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было

- мысль свою старался запрятать в футляр, ясны только циркуляры (Директивное распоряжение, приказ, рассылаемые подведомственным учреждениям или подчиненным должностным лицам) и газетные статьи с запретами (запрещено – и баста), в разрешении видел что-то сомнительное и смутное.

- «ложась спать, укрывался с головой»; страшно под одеялом

- Всего боялся. Чего? (как бы повар Афанасий не зарезал, не забрались воры, как бы не подумали о нем дурно)

- «странное обыкновение – ходить по нашим квартирам (сядет, молчит, высматривает) с целью поддержать добрые отношения, товарищеская обязанность

- гимназия страшна, противна его существу.

- «Угнетал своею осторожностью, «своими вздохами, нытьём … давил нас всех, и мы уступали». Держал в руках гимназию и город целых 15 лет».

Вернемся к цитате Чехова и характеристике героя.

Итак, соотнесём с чеховским идеалом образ героя. Какое слово вы бы вставили на место пропуска.(слайд) « В Беликове всё _____________: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Безобразно – без образа. Почему? Он в футляре, который сам создал. С какой целью? Чего больше всего боялся? Может быть, поэтому у героя нет имени?

Подводя итог первой части нашей работы, поработаем с терминами и постараемся от понимания слова «футляр» прийти к понятию «футлярность».

В словаре мы прочитаем: (щелчок)ФУТЛЯ́Р - коробка, ящик или чехол, куда кладется какая-либо вещь для хранения или для предохранения от порчи, повреждений, пыли.

  • Какое определение вы бы дали к понятию «человек в футляре»?

Человек в футляре — тот, кто замкнулся в кругу узких, обывательских интересов, боится всяких нововведений.

  • Как вы понимаете выражение «футлярная жизнь»? Что ее характеризует?

(Стремление подчинить свою жизнь установленным законам, каким-то нормам и правилам, подчинение ограничениям, соблюдение правил, что не позволяют раскрыться человеческим чувствам, не дающим возможность духовно развиваться и обогащаться, препятствуют свободе личных отношений).

  • Скажите одним словом, что такое футлярность.

Футлярность = замкнутость.

Таким образом, мы с вами определили, что это за явление – «человек в футляре» и дали ему характеристику.

Продолжаем рассуждать. Описание странных и смешных, на наш взгляд, черт характера, внешности, поведения Беликова поначалу может показаться вполне забавным и безобидным. Но это только вначале. Самое страшное, персонаж не только загнал себя в рамки, но он пытается повлиять и на окружающих, подчинять их своим правилам.

Давайте посмотрим, как расширяются границы футляра. Сначала – это одежда Беликова, затем – квартира (вспомним ее описание – спальня маленькая, точно ящик, кровать с пологом, ставни, задвижки), затем – гимназия.Обращаемся к таблице.

Как влиял на учителей?Ответы учеников

- угнетал своей осторожностью, мнительностью, футлярными соображениями

- своими вздохами, нытьем давил на нас всех, и мы уступали

- мы, учителя, боялись его, и даже директор боялся

- этот человечек держал в руках всю гимназию целых 15 лет!

Распространилось ли дальше гимназии влияние Беликова? Да. Держал в страхе весь город! Как об этом пишет Чехов? Зачитайте.

- в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, помогать бедным, учить грамоте, устраивать домашние спектакли

- мыслящие, порядочные люди подчинялись и терпели.

Сделаем вывод. В чем опасность Беликова для окружающих? (Загнал в футляр не только себя, но и гимназию, город). Что он для этого делал? Как один человек (одинокий, странный, чуждый всем) может держать в страхе целый город? Может, в этом есть вина и самих учителей и самого города?Выходит, это скучный, пошлый город, которому и не нужна живая жизнь.

Вспомним, как возмущаетсяКоваленко: «Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке».

Все ли учителя гимназии попали под пагубное воздействие Беликова? Нет.

- новый учитель истории и географии Коваленко, его сестра Варенька. Что про неё говорит автор? (лет 30, разбитная, шумная, всё поет и хохочет).

Происходит испытание литературного героя женщиной. (Онегин, Печорин, Андрий). Варенька сыграла роковую роль в жизни Беликова.

Представить себе вместе Беликова и Вареньку нам сложно.

Варенька- абсолютная противоположность, антифутлярная, но, тем не менее, учителей гимназии осенила одна мысль. Какая?«А хорошо бы их поженить!». Решение женить Беликова принял город, это был бы брак от скуки, недоразумение, закончившееся колоссальным скандалом.

С помощью иллюстраций к рассказу мы рассмотрим, как развивались отношенияБеликова и Вареньки.Выдать листы на парты.

Задача для работы в парах – пронумеровать на листах рисунки в хронологической последовательности и быть готовыми их прокомментировать. 1 минута.

Самопроверка. Слайды презентации, комментирование.

Подвести итог работы с иллюстрациями.

На этом этапе урока мы с вами обсудили, как влиял Беликов на окружающих и как с появления в городе свежего источника жизни (в лице учителя Коваленко) ломается бездушный механизм, кончается век и господство Беликова.

Возвращаемся к событиям рассказа.Чем закончилась история с неудавшейся женитьбой Беликова? (Его смертью)Почему Беликов умер? (от страха стать посмешищем, быть уволенным, не вынес столкновения с жизнью, от внутреннего страха перед чем-то новым.)

Зачитайте описание похорон Беликова.

«Через месяц Беликов умер. Хоронили его все, то есть обе гимназии и семинария. Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала! И как бы в честь его во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами. Варенька тоже была на похоронах и, когда гроб опускали в могилу, всплакнула».

Он ушел в мир иной, так как устал от жизни с ее угрозами и постоянными волнениями по поводу правильности поступков. Только в гробу его черты лица приобрели некое веселое выражение, он обрел умиротворение. Как пишет Чехов, герой был рад оказаться в футляре, в котором он останется навсегда.

Получается, что он достиг своей цели, своего идеала. Тогда, что это за цель?

- Как смерть Беликова воспринимают окружающие? Зачитайте. Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие.Когда мы возвращались с кладбища, то у нас были скромные постные физиономии; никому не хотелось обнаружить этого чувства удовольствия, — чувства, похожего на то, какое мы испытывали давно-давно, еще в детстве, когда старшие уезжали из дому и мы бегали по саду час-другой, наслаждаясь полною свободой».)

А вот теперь Беликову можно только посочувствовать и задуматься над тем, как же надо прожить жизнь, чтобы люди радовались твоей смерти. Встает один из вечных вопросов литературы. Какой? Вопрос о смысле жизни.

- Изменилась ли жизнь в городе после смерти Беликова? (Прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше.И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!)

Буркинведь тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа:"Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках".)

Осталось еще очень много людей, подобных ему. Людей, что живут футлярной жизнью. Футлярные люди имеются и в наше время, а значит, рассказ Чехова "Человек в футляре» (сделаем вывод) актуален и в наше время. При этом мы видим, что люди, живущие в футляре, даже не замечают, как их жизнь пролетает зря, считая свою футлярную жизнь идеальной.

И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Там, где властвует страх, господствует ничтожество, там нет места свободной жизни, и Чехов хотел показать эту гипноз страха. В образе Беликова Чехов раскрывает существенные черты обывателя, отошедшего от жизни, запуганного, дрожащего.

Вернемся к вопросу – теме нашего урока. Ответьте на него: «Почему человек в футляре?»Ответы учеников.

  • Знаете ли вы, каким литературным героям установлены памятники или скульптурные композиции? (Василий Тёркин, Робинзон Крузо, Муму, Шерлок Холмс, Остап Бендер, Буратино и др.)

И вот перед нами знакомый нам «Человек в футляре»(слайд, 3 щелчка - только фотографии) — скульптурная композиция в Таганроге (почему в этом городе?), созданная скульптором Давидом Бегаловым.Установлена перед Таганрогской мужской классической гимназией, в которой учился Антон Чехов и работал один из прообразов Беликова, «человека в футляре».

Каким изобразил Беликова скульптор?

(пытается укрыться не то от дождя и ветра, не то от своих мук и страхов )

Как вы думаете, почему человеку в футляре установлен памятник? Я бы оценила это как предостережение. Тогда от чего нас хотят предостеречь?

Предлагаю вам творческое задание, которое подведет итог нашего урока. Представьте, что рядом с памятником установили школьную доску, на которой нам предложено написать лозунги, воззвания к нашим современникам и потомкам. Что бы вы предложили там написать? К чему призывает Чехов? Работа в группах. (раздать листки)

Например, Больше жить так невозможно! Необходимо изменить жизнь!

К свободной жизни должен стремиться каждый человек!

Не погубите в себе человека!(эпиграф урока)Что для этого надо делать? (назовите глаголы)

Спасибо за урок!





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее