Министерство науки и образования Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани
Класс: 2 «В», Тема: «Корень как часть слова »
Студентка:
_________ Джумалиева Р.А
Учитель:
_________ Акаева Т.П.
Методист:
__________ Руднева Л. М
Оценка за урок: ______________
Методист: Руднева Л. М
Астрахань, 2023 г.
Программа: Начальная школа 21 века.
Учебник, автор: Русский язык ч.1, Иванов С.В., Евдокимова А.О.
Класс: 2
Тема:«Корень как часть слова »
Тип урока:открытие новых знаний
Форма урока: Традиционный урок
Цель урока: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова
Планируемые результаты:
Предметные:
-способствовать формированию понятия «корень»;
- содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова;
-находить общую часть в группах слов;
- познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся;
Метапредметные:
Познавательные:
-уметь анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом;
-уметь выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы
использовать полученные знания в практической деятельности;
-структурирование знаний.
Регулятивные:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составление плана и последовательности действий;
-внесение дополнений в способ действия;
-выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-распределение функций в системе “ученик-учитель”
-распределение функций участников во время парной работы;
-владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.
Личностные:
-воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников, бережное отношение к слову, интерес к получению
Оборудование:
Для учителя: Иванов С.В., Евдокимова А.О. «Русский язык», 2класс 1 часть, конспект урока, интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация.
Для учащихся: Иванов С.В., Евдокимова А.О. «Русский язык», 2 класс 1 часть, рабочая тетрадь, письменные принадлежности.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
1. Организационный момент. | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Райгуль Амангельдыевна , и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Начинается урок, Постарайтесь все понять, -Ребята, какими мы будем сегодня на уроке? -Проверьте, все ли у вас готово к уроку: учебник, тонкая тетрадь, пенал. | Приветствуют учителя.
Слушают учителя.
-Любознательными, внимательными, активными и т.д. Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) Личностные УУД (правильная посадка за партой) | |||||||||||||||
2.Минутка чистописания Пальчиковая гимнастика
Формулировка темы минутки чистописания
К, к, Ка
| -Начнём урок с минутки чистописания. Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.
-Какое сегодня число? -Подчеркиваем в слове “октябрь” букву о, в слове “классная” удвоенную с.
-Подготовим наши пальчики перед работой. Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки Распускают лепестки – раскрыть пальцы Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук
-Послушайте загадку и определите, с какой буквой мы будем работать. Кошка, миленькая кошка, -Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма буквы «к» -Показываю на доске запись заглавной и строчной буквы «к», сочетание «Ка». - Что видите на доске?
-Какое соединение в сочетании «Ка»? -Ребята запишите заглавную и строчную букву «к», сочетание «Ка» до конца строки, сохраняя последовательность. -При письме не забываем соблюдать правила письма. Напомните, как нужно сидеть за партой? Как располагаем тетрадь на парте? (На доске правила письма) -Хорошо. | Слушают учителя. Открывают тетради. Записывают число, классная работа. -26 октября. Подчеркивают в слове «октябрь» букву о, в слове «классная» удвоенную с. Выполняют пальчиковую гимнастику вместе с учителем.
-К!
-На доске записана заглавная и строчная буква «к», сочетание «Ка». -В сочетании «Ка» верхнее соединение. Записывают до конца строки.
-Сидеть нужно прямо. -Тетрадь располагаем под наклоном. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
| |||||||||||||||
Словарная работа
Определение темы. Постановка цели. | -Ребята, запишем слово Словарь: и проведем словарную работу. Ребята, сейчас обратите внимание на слайд. Вам представлены слова. Транскрипция каких слов вам представлена, назовите слова? [м а с к ва], [а х о т а], [ п л а т о к] , [ с к о р а ], [ с п а с’ и б а ]( на слайде выведена транскрипция слов для словарной работы) - Что общего у этих слов ? -Верно! Давайте запишем первое слово. Первое слово- Москва. Один ученик с места комментирует как будем писать.
- Какое второе слово? Ученик комментирует с места.
-Третий слово прочитайте ? Ученик комментирует с места.
-Четвертое слово? Ученик комментирует с места.
- И последнее слово у нас ? Ученик комментирует с места.
-Ребята, у меня для вас есть еще одно слово. Для начала отгадайте загадку Когда за грибами Ты в рощу идешь, Ее непременно С собою берешь? -Что же это ребята? -Верно ребята . Это словарное слово. -Давайте вместе проговорим это слово -Давайте произнесем это слово с ударением
-Ребята , как вы думаете , где в этом слове ошибкоопасное место ? Почему вы так думаете? -Ребята , посмотрите на слайд. Запишите это слово в тетрадь с окошком (это слово дети записывают в тетрадь с окошком ) К рзина -Ребята , а теперь давайте узнаем какую букву мы вставим в слово «корзина».Для этого мы откроем словарь в конце учебника -Кто нашел это слово? Какую букву мы поставим в это слово? -Ребята давайте напишем это слово , проговаривая его по слогам -Давайте, попробуем составить предложение со словом "корзина".
-Теперь запишите это слово "корзина" строчку в тетради , выделяя ошибко опасные места
-Молодцы ребята ! Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны родного языка. -Посмотрите внимательно на экран и скажите что вы видите?
- Может ли жить растение без корня? -Можем ли мы считать корень самой главной частью растения ? - Получается, что без корня деревце жить не сможет. Так и в русском языке у слова есть часть, которая называется корень. Без него слово не сможет существовать. - Сформулируете тему нашего урока ?
-Хорошо! Какую цель поставим на урок?
-Поставьте личную цель. |
Москва, охота, платок, скоро спасибо.
Это словарные слова
Ударный второй слог. Подчеркиваем и запоминаем букву «о» в первом слоге. Слово «Охота» Ударные второй слог. Подчеркиваем и запоминаем букву «о» в первом слоге. Слово «Платок» Ударный второй слог. Подчеркиваем и запоминаем букву «а» в первом слоге. Слово « Скоро» Ударный первый слог. Подчеркиваем и запоминаем букву «о» во втором слоге. Слово «Спасибо» Ударный второй слог. Подчеркиваем и запоминаем букву «о» в третьем слоге.
Корзина
проговаривают вместе с учителем корзина
В первом слоге так как гласная в этом слове в слабой позиции, она безударная
Поставим букву о
Кор(пишу букву о)-зи(пишу букву и)- на ( пишу букву а ) Саша собрал полную корзину грибов
Дети прописывают слово корзина в строчку
Дерево
Нет Да, ведь без корня растение не сможет питаться, расти, жить
Тема урока: «Корень как часть слова » Узнать что такое корень слова, как выделяется . Ставят личные цели.
| Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации)
Личностные:
| |||||||||||||||
Открытие нового знания
Наблюдение над языковым материалом
Работа с правилом Самостоятельная формулировка правила
Работа с формулировкой правила
Закрепление в практической работе способа действия, описанного в правиле
| -Откройте учебник на странице 80. Рубрика «Давай подумаем » Прочитай слова под картинками. ( - Что обозначают эти слова?
- Одинаковое ли значение у этих слов?
- Чем эти дома отличаются друг от друга? - Значит, домик –это…, а домище - …. значение
- Можно ли сказать, что слова дом, домик и домище –это три формы одного и того же слова? Докажите - Что их еще объединяет ?
-Ребята, а может кто из вас знает как называется эта общая часть слова ? Подчеркиваем эту общую часть.
- Ребята, сейчас поработаем с упражнением под номером один. (Слова появляются на слайде) -Давайте, прочитаем слова в первом ряду. (Один ученик читает первый ряд слов ) -Ребята, что общего в этих словах? -А чем они еще похожи, кроме того что у них есть общая часть? -Ребята, мы с вами общую часть будем выделять дугой ( ученик выходит к доске и выделяет маркером общую часть слов) -Давайте, прочитаем слова во втором ряду. -Найдите и назовите общую часть в группах слов? - Чем еще они похожи?
( ученик выходит к доске и выделяет маркером общую часть слов) - Прочитайте третий ряд слов - Какая будет общая часть в третим ряду? - Какие это слова?
( ученик выходит к доске и выделяет маркером общую часть слов)
- Прочитаем четвертый ряд слов - Найдите и назовите общую часть в группах слов? - Как называют эти слов ?
-Ребята, а оставшийся 3 ряда, выполните самостоятельно. После мы с вами проверим. ( Проверка будет осуществляться следующим способом: ребенок читает называет общую часть слов, , выходит к доске и выделяет на слайде общую часть)
-Ребята, мы с вами выполнили упражнение. Сделаем вывод. Скажите, что во всех этих словах было общего? - А чем еще похожи эти слова, кроме того что у них есть общая часть? - Верно, ребята, в русском языке есть такие слова в которых есть общие части и они близкие по значению. -Давайте проверим, правильно ли мы сделали наш вывод. Для этого прочитаем правило на странице 78.
-Давайте теперь разделим правило на части. -На сколько частей разделим это правило? На какие части?
-Теперь давайте поработаем с каждой частью. -Прочитайте первую часть.
-Ответьте мне на вопрос: 1. Какие слова мы называем родственными? -Кто перескажет первую часть?
-Прочитайте вторую часть. -Ответьте мне на вопрос: 2 – Как называют общую часть родственных слов? -Где содержится основное значение слова? - Как обозначается корень ? -Кто перескажет 2 часть?
-Теперь еще раз внимательно прочитайте правило. Кто желает пересказать полностью правило?
-Ребята, мы с вами выполнили упражнение 1 и узнали правило. Какие слова нам даны в упражнение 1? - Почему они родственные? - Мы с вами выделяли общую часть дугой, как называется эта общая часть? - Давайте еще раз назовем во всех группах слов корень? - Как выделяется корень во всех эти словах? -Верно! Молодцы! - После правила, ребята, на стр 82 у вас даны примеры. Давайте прочитаем.
- Назовите корень в первом примере? -Какие это слова? -Почему?
- Как выделяется корень?
-Прочитайте второй пример и назовите корень? - Можно ли сказать, что эти слова родственные ? Как выделяется?
- Третий пример зачитайте и назовите корень, скажите являются ли они родственными словами? - Чем выделяется? - Последний пример так же.
-Давайте закрепим изученное правило. -Найдите упражнение 2 на стр 82. -Сейчас я прочитаю текст под номером 1, а вы внимательно слушайте. Учитель читает текст. -Теперь ответь на следующие вопросы: 1. В какое время автор ходил за грибами? 2. Что увидел автор первый? 3. Что нашел Сережа?
4. Что приготовили из грибов? -Прочитайте заголовок текста? - Как вы думаете подходит ли этот заголовок к данному тексту?
-Верно! Молодцы!
-Ребята, прочитайте 2 первых предложения от начала текста до слова "грибы.." и найдите слова с одинаковым корнем? -Какие слова с одинаковым корнем вы нашли в этих предложениях? (Слова появляются на слайде) -Давайте прочитаем дальше 3-4 предложения: от слов "иногда" до слов "подосиновика" -Какие слова с одинаковым корнем вы нашли? - Читаем следующее предложения: от слов "потом" до конца. Какие слова с одинаковым корнем вы нашли ? - Какой корень в найденных словах? - Ребята, а какие слова называются родственными?
- А какие слова являются формами одного и того же слова?
-Ребята, давайте поделим данные слова на два столбика. В одном столбике будут родственные слова, а в другом слова с формами одного и того же слова. -Какие слова мы отнесем к родственным и запишем в первый столбик? Выделите корень в данных словах Записывают -А какие слова являются формами одного и того же слова ? Выделите корень в данных словах Записывают во второй столбик. -Молодцы!
| Открывают учебник на странице 80 Дом, домик, домище
Дом- место, где живет человек , домик-тоже самое, только маленький дом, домище-большой дом Да, одинаковое значение , то есть определенное место, где живут . Своим размером Домик- маленький дом, а домище- большой дом. Нет. Это 3 разных слова.
Они имеют общую часть «Дом» Предполагаемые ответы детей: корень
Гриб-грибок-грибник
Общая часть «гриб» Они близкие по значению.. Гриб- это растение, грибок- маленький гриб, грибник- это человек, которые собирает грибы.
Город- городок- пригород Общая часть «город»
Они близкие по значению. Город- населенный пункт, городок- малый населенный пункт, пригород- поселок, который примыкает к территории большого города. Правда- правдивый- неправда Общая часть «правд» Слова близкие по значению. Правда- то есть истина, , правдивый- то что содержит правду, неправда- то есть ложь. Лес- лесной- лесок Общая часть «лес»
Близкими по значению Лес- территория с множеством деревьев, лесной – то есть расположенный в лесу, лесок- небольшой лес 5 ряд. Общая часть слов «брос» Являются близкими по значению. Бросить- выпустить что то из руки, бросок- быстрое короткое движение, выбросить- то есть освободиться от чего то 6 ряд. Общая часть слова «трав». Являются близкими по значению. Трава- растение, у которых сочные зеленые стебли, травяной- сделанное что то из травы, травушка- маленькая трава. 7 ряд. Общая часть слов «рыб».. Являются близкими по значению. Рыба- водное животное, рыбак- человек, который ловит рыбу, рыбный- сделанное что то из рыбы.
Общая часть, которая была одинаковая во всех трех словах. Слова близкие по значению.
Чтение правила учащимися.
Учащиеся делят правило на части. -Разделим на 2 части. Первая часть до слов «Общую часть», вторая часть до конца.
Ученик читает первую часть до слов «Корень это главная часть слова…» Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Ученик пересказывает первую часть. Ученик читает вторую часть. Общую часть родственных слов называют корнем. В корне содержится основное значение слова. Обозначается дугой. . Ученик пересказывает вторую часть. Ученик полностью пересказывает правило. Родственные слова
Они близкие по значению Общая часть называется корнем. Дети называют корень «гриб», «город», «правд», «лес», «брос», «трав», «рыб» Корень выделять дугой
Слушают учителя. Один ученик читает примеры слов Лес-лесок. Корень лес. Родственные Потому что они близкие по значению Выделяется дугой. Дерево- деревянный. Корень дерев Да, они имеют общую часть и являются близкими по значению. Выделяется дугой. Луг- Луговой. Корень луг. Да, имеют общую часть и являются близкими по значению. Выделяется дугой. Поле- полюшко. Корень пол. Имею общую часть и являются близкими по значению. . Выделяется дугой.
Слушают учителя
Осенью Красную шляпу подосиновика Целый пень с маленькими грибами, это были опята. Грибной суп. Грибники Да, так как грибник- человек, который собирает грибы. В тексте как раз описывается о том, как собрали грибы и приготовили суп.
Читают
За грибами, грибы
Грибов
Грибочками, грибной
Корень "гриб" Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными Одно и то же слово, в которых изменяется только окончание.
Родственными словами являются: грибы- грибочками-грибной. А формы одного и того же слова: за грибами, грибы, грибов. .
| Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)
Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)
| |||||||||||||||
Физминутка | -Давайте немного отдохнем. Раз – на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. 2 – нагнулись до земли И не раз, а раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки, Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора.
| Выполняют движения под музыкальное видео.
| Регулятивные УУД (умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные УУД (умение слушать). | |||||||||||||||
Упражнение на этапе первичного закрепления
Обобщающая беседа | - Ребята , сейчас у вас будет работа в парах. Давайте для начала вспомним правила работы в парах? (Вывожу правило работы в парах на слайд) -Ребята, у вас на парте лежит карточка с заданием. Ваша задача вместе с товарищем по парте составить цепочку родственных слов, исключив лишнее. Запишите данную цепочку однокоренных слов в тетрадь и выделите корень. Желток, железо, желтый, желтеть. Носильщик, нос, носовой, носатый. Часовщик, часть, час, часики. - Какие слова лишние в первой строчке? Почему? -Какое слово лишние во второй строчке? -Почему? -А в третьей строчке? -Почему? -Молодцы! -Ребята, давайте, выполним еще одно очень интересное задание в парах. Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики. З
- Ребята, какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? - Какие слова вы выселили? -Почему слово «лист» , не подходит? - Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему? -Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите. - Молодцы! -Ребята, как называются слова имеющие общую часть и близкие по значению? - Как называется главная часть слова? - Как выделяется корень в словах? | Слушают учителя. Вспоминают правило работы в парах Выписывают первый ряд. Лишние слова железо Потому все остальные слова обозначают желтый цвет, являются близкими по значению. А слово «железо» имеет другое значение. Лишние слово будет носильщик. Потому что все остальные слова имеют общее значение со словом нос. А носильщик имеет другое значение- человек, занимающиеся переноской багажа. Лишние слово будет часть. Так как остальные слова имеют общее значение с часами. А часть имеет другое значение- часть чего то, половина. Лиса, лисичка, лисий. Слово лист У него другое значение, поэтому оно не является родственным, так как имеет другое значение Морской, моряк, море, Лишнее мороз, , не является родственными словами, имеет другое значение Вода, водный, водичка Лишнее водитель. . Не имеет общее значения с другими словами в этом доме. Называются родственными Главная часть слова -корень Выделяется дугой. | Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
Регулятивные УУД | |||||||||||||||
Рефлексия | -Какая тема была нашего урока? -Какую цель мы ставили на урок? - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? -Ребята, сейчас у нас за окном время года осень. Как правило осенью собирают грибы. И я вам тоже приготовила гриб. У вас на парте лежит гриб. . Нарисуйте радостный гриб, если тема вам понятна, вы можете ее рассказать другому. Нарисуйте грустный гриб, если тема вам еще недостаточно понятна, у вас были трудности при выполнении заданий. -Покажите, у кого сегодня радостный гриб . У кого грустный -На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. | -Тема урока: «Корень как часть слова» -Узнать что такое корень слова, как выделяется на письме -Мы узнали, что такое родственные слова, что такое корень и как выделяется корень в словах. Оценивают свою деятельность. | Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения) |