«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока для 3 класса " О гончарном ремесле"

Конспект урока для 3 класса "О гончарном ремесле"

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки




Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект(технологическая карта) пробного урока по окружающему миру

Тема: «О гончарном ремесле».

Проведённого в 3 «А» классе «СОШ № 8»



Практикантка: Туракова Д.Э.

__________(подпись)

Учитель: Ромахова И.Р.

__________(подпись)

Методист: Ванюшина Е.Е.

__________(подпись)

(Оценка за урок)__________



Астрахань, 2022



Цель урока

Сформировать представления детей о гончарном ремесле



Задачи

Образовательная: рассказать, когда появилось гончарное ремесло, как оно развивалось;

Познакомить детей с художественной росписью под гжель


Воспитательная:

Воспитывать  старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, чувство ответственности за работу, выполняемую в коллективе.

Довести до сознания учащихся, что изделия, сделанные руками гончара, уникальны, оригинальны, неповторимы, вечны. Приобщать детей к познанию истории, культуры своего народа, связи поколений.

Развивающая: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, речи


Планируемые образовательные результаты учащихся

Предметные: Формирование представлений о гончарном ремесле и гжельской росписи

Личностные : Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ;

·       Уметь делать выбор;    

Выражать свое мнение.

Метапредметные :

  -Регулятивные 

·        Определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;

·        Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную  задачу;

-Коммуникативные 

·        Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

·        Слушать и понимать речь  других;

·        Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению 

Познавательные 

·        Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта;

·        Уметь выделять необходимую информацию;

·        Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;

·   



Тип урока

Урок открытия нового знания

Форма проведения

Объяснительная-наглядная, фронтальная

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник, раздаточный материал, тетрадь

Учебное оборудование и материалы для учителей

Электронная доска, презентация, ТК

Используемые учителем литература

Учебник окружающего мира 3 класс, интернет ресурсы

Средства ИКТ

Компьютер, проектор. Экран

Дата проведения

02.03.2023

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент


- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я-Диана Эльдаровна. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

- Теперь, давайте начнём.

Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку. Внимательно слушают.

Регулятивные: организация рабочего места. Личностное включение в учебную деятельность.

Познавательные: умение воспринимать речь учителя.

Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- А сейчас, ребята, скажите мне, какую тему вы проходили на прошлом уроке?

- Кто мне скажет, что такое ремесло?




- Как называют людей, которые занимаются ремеслом?

- Как назвались бригады, в которые объединялись ремесленники?

-А теперь скажите, какие ремёсла были на Руси в XVII-XVIII(17-18) веках)

-Молодцы ребята, но вы забыли назвать ещё одно ремесло, кто мне скажет какое?

-Какие игрушки вы знаете?

-Из какого материала изготавливали игрушки?

-Посмотрите на экран и установите соответствие между игрушками и их названиями

-Молодцы ребята, а теперь отгадайте загадку

-Что такое ремесло

-Ремесло – это труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: посуды, одежды, мебели.

-Ремесленник

-Артели


-(Страница 112учебника)


-Игрушки

-Матрёшки, медведи, птицы, кони и другие.


Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: развитие памяти.

III.Самоопределение к деятельности.

- Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи. 

- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня мы будем разговаривать на нашем уроке?

-Молодцы ,правильно, сегодня мы с вами поговорим о гончарном ремесле.

-Итак, тема урока

-Какие цели поставим? Где они?

-Что надо будет сделать, чтобы достичь этих целей?

-Гончар




-О гончарном ремесле





Познавательные: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.

Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения.


IV.Работа по теме урока.


Очень много тебя, а надо задействовать детей












-Гончарное ремесло- одно из самых древних. Об этом говорят археологические находки- гончарные изделия или их черепки сохраняются практически вечно. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Сначала человек становился подмастерьем и лишь после многих лет ученья он мог стать мастером, снабжающим посудой не только свою семью, но и всю округу. Но из глины изготавливали не только посуду, но и глиняные кирпичи. В давние времена, когда глина еще не изучалась, но довольно успешно использовалась в строительстве, ее свойства определить можно было одним способом – на ощупь..

Глина, которая используется, в гончарном деле или иными словами глина для гончарного круга, должна обладать такими свойствами как: жирность, тяжесть, упругость. Качественная глина прекрасно поддается обработке, долго держит форму. Профессиональный гончар сможет определить уровень пластичности глины для гончарного круга по такому признаку – глина будет с определенными усилиями переминаться в руках, но не будет прилипать к ним. Это самый простой и доступный способ определения пластичности глины.

Гончарная глина может быть белого, серого, черного, голубого, зеленого, коричневого, красного и желтого цветов. Зачастую, окраска глины напрямую зависит от влияния органических веществ, некоторые имеют свойство выгорать при обжиге. К примеру, филимоновскую черную глину можно сделать белой, если ее обжечь.

Из глины делаются образцы в виде лепешки и небольшого шарика, которые сушат в естественных условиях, а затем испытывают на падение с высоты одного метра. Качественный образец не раскалывается при падении и лепешка из глины не растрескивается.

Обжиг глины – это сложная химическая реакция. После неё продукт может изменить цвет в белый, желтый или красный. Глина является самым актуальным веществом для гончаров, т.к. она быстрее высыхает.

 -Дети посмотрите на экран, что там?

-А из чего она сделана?. Сейчас я расскажу, как ее сделали, слушайте внимательно.

-Однажды этим людям в руки попал небольшой кусочек глины. Глина была серой и некрасивой. Для чего она нужна, никто не знал. Но умелец взял в руки глину, брызнул на нее водой, она согрелась, стала теплой и мягкой словно ожила. Несколько умелых движений и кусок глины в руках превратился в глиняный сосуд, чашку, бокал. Изделия высушивались на солнце. Вот так ребята, кусок глины оказался волшебным, ведь из него получились такие нужные предметы. Глины было очень много и хватало, что бы изготовить посуду для всех жителей села. Людей, которые стали лепить изделия из глины назвали гончарами. В древности, для того чтобы изготовить самый простой горшок, нужно было потрать очень много времени и сил. Гончары сначала скатывали глину в валики, которые рядами накладывали друг на друга.

После этого старательно сглаживали все неровности, но все равно изделия получались с неровностями.

Через некоторое время гончары придумали деревянный гончарный круг. Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нем можно было расположить глиняную заготовку. Вращая колесо рукой или ногой, ремесленник придавал заготовкам более правильные и сложные формы.

-А сейчас давайте откроем учебник на странице 117 и прочитаем , что же такое гончарное ремесло.

Прочитали, далее организуй беседу о прочитанном

-Давайте посмотрим видеоролик о работе гончара

-Какое изделие изготавливал гончар?

-Что вы можете сказать о данном изделии, какое оно?

- Сейчас в современном мире достаточно часто при виде глиняной посуды можно услышать вопрос: «Это керамика или фарфор?». 

Работа с новыми словами; фиксируем слово на доске, ставим ударение, читаем, потом объясняем значение






























-тарелка

-Сделана она из глины.


-слушают

















-Смотрят ролик

Познавательные: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.








Физкульминутка







-А сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поклонись!

Начинаем мы опять по истории шагать,

Чтобы всё понятным стало

Потрудились мы немало.










V.Объяснение нового материала.











Опять ты, где работа детей?

- ребята, а знали ли вы, что одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.

Худо́жественная ро́спись — это искусство декорирования красками какой-либо поверхности. 

-Теперь посмотрите пожалуйста на экран ,перед вами такой вид росписи как ГЖЕЛЬ.

- Гжель – это изделие народной художественной керамики с сочной синей росписью по белому фону.

-Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья. На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы домашнего обихода, изразцы, черепицу.

- Главный секрет гжели заключается в глине. Сухую глину заливают водой и перемешивают до консистенции сметаны. Глине дают отстояться на протяжении 2 часов, после чего сливают избыток воды. Глину замешивают до того, пока она не станет похожей на пластилин. Главное в приготовлении глины то, чтобы она не приставала к рукам.

При изготовлении керамической посуды используются гипсовые заготовки, в которые вминается глина, а после высыхания аккуратно достается. Более простые предметы вылепливают руками или с использованием гончарного круга. Мастера гжели отлично умеют работать пальцами, придавая глине необходимую форму. С помощью острого предмета глиняному изделию придают рельефность. Готовое изделие отправляют в печь для обжига.

После обжига керамическое изделие проверяют на наличие трещин. Для этого в него наливают воду. Если вода сочится, то изделие намазывают жиром и дают ему прокоптиться. Остается лишь украсить изделие специальной глазурью и акриловой краской.









Познавательные: осуществлять анализ учебного материала.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной точностью выражать свои мысли.



























Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

VI.Закрепление изученного материала.

-В Астрахани есть гончарные мастерские.

1)Такие как «Дом ремесел» — это структурное подразделение Астраханского областного научно-методического центра, который активно занимается сохранением и популяризацией русских традиций в регионе.

2)Гончарная школа | Колокол

3) Гончарное мастерство в Астрахани — занятия в мастерской керамики на гончарном круге. Гончарная студия в Астрахани — уникальный шанс получить новые знания, провести время с пользой и получить в итоге керамику, сделанную своими руками, которая украсит дом или станет необычным подарком. Для детей работа с глиной очень полезна, поскольку развивает мелкую моторику, сосредоточенность и помогает реализовать творческие возможности. Для взрослых керамика — это в основном отдых от повседневных занятий, реализация креативной энергии в осязаемый результат и даже арт-терапия.

-Давайте проверим, как внимательно вы меня слушали. Я раздам вам карточки.

После называю факт, если вы согласны, то поднимаете синюю карточку, не согласны – красную карточку

1.Гончар – это человек, употребляющий пищу из глиняной посуды.

2.Гончар – это мастер, изготавливающий посуду из глины, керамики и т.д.

3. Первая посуда была изготовлена из подручных материалов.

4.Первая посуда была изготовлена из золота.

5. Совсем молодой посудой называют – фарфор.

7.Гончарный круг- это специальный станок для формовки глиняной посуды

8. Гжель – это роспись синим по белому.

9.В начале 19 века в Гжели стали производить Фарфоровую посуду.

10.Артель- это объединение мастеров.

-Посмотрите на экран и проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание. Проверяем сразу, дети же карточки поднимают верно или нет


-Итак, с какой темой познакомились на уроке?

-Кто такой гончар?

-Какой материал использовали в гончарном ремесле?

-Назовите изделия, которые изготавливали гончары.

-Как и для чего их украшали?

-Назовите самую известную художественную роспись?


-Домашнее задание; учебник, стр. 117-118 читать и пересказать

-Творческое задание: нарисовать любой предмет посуды и разукрасить под гжель






Регулятивные: выполнение заданий учителя.

VII.Заключение. Рефлексия

-Ребята, понравился вам сегодняшний урок?

-Как вы думаете, полезная ли информация для вас эта была?
Какие цели ставили? Достигли мы их?

На уроке я узнал…

Я очень удивился…

И тд

-Ели вам урок понравился, было интересно и познавательно – покажите пальчик вверх, и наоборот

-Спасибо вам большое за урок, вы большие молодцы!


Дети слушают учителя и отвечают на вопросы.

Регулятивные: выделение и осознание материала, усвоенного на уроке; актуализация усвоенных знаний; анализирование и самоанализирование проделанной работы.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее