Урок русского языка
в 3 классе
Тема: Склонение имен существительных.
Цели: 1. обобщить и систематизировать знания о падежах имен существительных; расширить знания о существительном как о части речи;
2. развивать умение различать падежи по их признакам;
3.использовать и обрабатывать информацию в традиционных источниках при обогащении словарного запаса, развитии монологической речи.
4.развивать умения работать в парах, использовать элементы контроля и взаимоконтроля учащихся, вносить необходимые коррективы.
5.обучать использованиюкарточки достижений для формирования умений объективно оценивать результат своей деятельности;
6. воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока:урок-путешествие.
Оборудование:презентация, интерактивная доска, музыкальная записи звуков леса, пения дрозда, маски или шапочки для театрализации, «Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова», загадки, потешка, стихи.
Раздаточный материал: карточки индивидуального опроса; инструкции для проверки домашнего задания, выполнения самостоятельной работы, работы в парах; толковый и орфографический словарь для учащихся начальных классов; карточка личных достижений.
Таблица формирования универсальных учебных действий
Этапы урока | Формирование предметных умений | Формирование УУД |
Организационный момент | Привитие культуры умственного труда. | Р. Планирование учебного сотрудничества. |
Актуализация знаний | Определение значения слова с помощью толкового словаря, выражение собственного мнения, аргументирование его с учётом ситуации общения. | Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно К. Поиск информации в традиционных источниках. |
Проверка домашнего здания | Соблюдение нормы русского литературного языка в собственной речи, практическое использование знания о падежах. | Р.Выбор для выполнения определённой задачи: справочной литературы, памятки. К. формулирование собственного мнения и позиции, аргументирование своейточки зрения с помощью фактов и дополнительных сведений |
Самостоятельная работа по карточкам | Группировка имён существительных по определённым признакам. Развитие умения распознавать падежи. | Р.Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Р.Самоконтроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном, оценка результатов собственной деятельности. П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем. П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация. |
Словарная работа.
| Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций; Развитие навыка определения категорий числа и рода. | П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез. К.Отстаивание своей точки зрения, соблюдая правила речевого этикета. |
Упражнения в склонении имен существительных. | Развитие умения изменять имена существительные по падежам (или склонять) | Р.Составление плана и последовательности действий. Р. Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном, оценка результатов собственной деятельности. |
Работа в парах. | Отработка навыка определения падежей имён существительных. | К. Умение слушать и вступать в диалог. К. Управление поведением партнёра. К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
Домашнее задание. | Закрепить навык распознавания имён существительных винительного падежа. | Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно. |
Итоговый тест «Найди лишнее слово» | Обобщение знаний о склонении существительных, умение распознавать слова, стоящие в определённом падеже. | П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация. П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем. |
Систематизация имеющихся знаний. | Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне). | П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения Р.Составление плана и последовательности действий |
Итог урока. Обобщение. | Развитие монологической речи учащихся. Обучение детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. | Л. Эмоциональнаясформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. К. Формулировка собственного мнения и позиции |
Ход урока
I. Организационный момент. Слайды 1 -5
-Здравствуйте, ребята! Начнём урок русского языка. Но сначала настроимся на плодотворную работу. (слова стихотворения повторяются хором).
Мы удачливы, здоровы, дети протягивают друг другу руки, здороваясьсодноклассникамиИ к работе все готовы. Голова наша светла,
Отдохнула до утра.
Мышцы стали все сильнее, вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки Каждый орган - здоровее. Нервы крепкие - стальные, повороты головы по часовой стрелке и обратно Как пружинки заводные.в очень медленном темпе
Ноги - руки - все в движенье руки на поясе, наклоны туловища влево, вперед, вправо, Вот и снято напряженье. назад в очень медленном темпеВлево - вправо повернусь, Солнцу низко поклонюсь: поклонв древнерусском стиле «Здравствуй, матушка-природа! Мы с тобой одного рода.
Друг без друга жить не сможем, повернуться к соседу,И друг другу мы поможем.подарить улыбку Мы - частички, ты и я. повернуться к учителю,Это значит, мы семья!» обменяться с ним улыбками и хорошим настроением
II. Актуализация знаний. Слайды 6-7
-Чему мы научились на прошлых уроках? (Пользуясь алгоритмом действий, правильно определять падеж имён существительных).
-На доске записано слово:
ОБОБЩЕНИЕ
-Что по вашему мнению оно обозначает?
-Чем воспользуемся для объяснения значения слова «обобщение»? (Толковыми словарями)
-Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре? (Дети зачитывают объяснение)
ОБОБЩЕНИЕ - общий вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.
- Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня обобщать свои знания? Сформулируйте цель нашего урока. (обобщение знаний о падежах имен существительных).
- А какие знания о существительном нам необходимы для закрепления умения правильно определять падежи? (различать части речи, знать виды имен существительных, уметь определять их род и число).
-Послушайте музыкальный фрагмент и ответьте на вопрос: куда мы сегодня совершим путешествие, обобщая свои знания об имени существительном? (в сказку).
III. Проверка творческого домашнего задания. Слайды 8 - 9
-Сегодня мы совершим путешествие по Стране Падежей. Открыть ворота нам помогут волшебные предложения, каждое слово которых начинается не первую букву названия падежа (дети читают составленные дома предложения).
-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, прочитайте в тетради составленные предложения, проверьте правильность их написания, отметьте в карточке достижений соседакрасным цветом - очень старался и выполнил задание правильно; зелёным старался, но есть недочёты; синим – надо ещё постараться.
-Наш замок открыт. И так, в путь!
-Страну Падежей заколдовала злая волшебница Ошибия. Она всех обманула и провела. Но с нами ей не справиться. Давайте освободим Падежи! Для этого мы должны пройти трудный путь и выполнить много заданий. А победим мы злую волшебницу своими знаниями.
-Что же такое имя существительное? Как его можно отличить от других частей речи?
IV. «В гости к гномам» - самостоятельная работа. Слайды 10-11
- Жили в волшебной стране гномы. Они были очень добрые, а злая волшебница заставила их навсегда забыть свои имена. Чтобы помочь им, вы должны вспомнить все виды существительных. А их тоже четыре.
-Помогайте, ребята! (одушевлённое, неодушевлённое, собственное, нарицательное).
-Прочитайте стихотворения в карточке и запишите из него в два столбика собственные и нарицательные имена существительные (1 вариант), одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 вариант). Приложение 2.
V. Самопроверка выполненных заданий по карточке.( Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения ошибок) Приложение 2.
-Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточке:
красным цветом – умело применил знания, ошибок нет. Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки. Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.
- Дадим гномам новые имена. Какие мужские имена встретились вам в стихах? (Данила, Дима, Саша, Паша)
VI. «Словарный лес» - упражнения в определении числа и рода имён существительных. Слайд 12
- У нас на пути «словарный» лес. Здесь мы с вами наберём полную корзину ягод. Все слова злаяОшибия зашифровала в кроссворде. Нужно не только угадать слово, но и назвать его число и род (ребята вписывают слова в кроссворд на интерактивной доске, устно называют род и число).
Ищи слова не наудачу,
Ответы все в стихах – задачах.
И в клетки, что пока пусты,
Ответы эти впишешь ты.
1.Клубнику, смородину, клюкву, малину
Сорвём и положим в большую …корзину
2.Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч,
Ягоду сорвёшь –
Всю руку обдерешь.крыжовник
3.Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж, -
Вот и назван …ежевика
4.В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? рябина
5.Я – капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.земляника
6. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.калина
7.Чёрных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус! смородина
8. Я похожа на малину,
Только без колючек,
В тундре летом созреваю,
Красной, рыжею бываю.морошка
9.Красненькая матрёшка,
Беленькое сердечко.малина
VII. Зрительная физминутка «Прогулка в лес» Слайд 13-16
Мы отправились гулять. Дрозд на дереве сидит. | Ежик под кустом шуршит. Слева ель растет – старушка, Справа сосенки – подружки. Где вы, ягоды, ау! Все равно я вас найду! Загляни ты снова в лес! Много разных там чудес! |
VIII. «Избушка на курьих ножках» - упражнения в склонении имен существительных. Слайд 17
-Смотрите, избушка на курьих ножках. А в избушке живёт чёрный кот.
Не пропустит он вас, без сомнения,
Пока не объясните ему, что такое склонение?
-Просклоняем слово кот (один ученик выполняет задание на доске, другие в тетради)
-А теперь проверим, и поможет вам в этом стихотворение в рабочей тетради на с.37 в упражнении 4. Я читаю, а вы договариваете слово.
-Подведём итог выполненного задания:
красным цветом – я знаю правильное написание слова в различных падежах, ошибок нет. Зелёным – допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова. Синим – забыл написание слова в некоторых падежах, следует систематически повторять вопросы падежей.
-Вспомните, а какие существительные не склоняются? (метро, кино, пальто и т.д.)
- Послушайте «весёлый урок» РАДИОНЯНИ и постарайтесь запомнить как можно больше несклоняемых существительных. Слайд 18
-А теперь поиграем в парах, называйте по очереди несклоняемые имена существительные, кто назовёт последнее слово, тот и выиграл.
IX. «Замок Падежей» - работа в парах.
- Открыть двери замка можно только при помощи специального буквенного кода. Узнать его поможет ваша работа в парах. Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно обдумайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте, правильно ли всё записано. Приложение 2.
-Определите падежи существительных в стихотворении.
И.п. Сорока-белобока
Д.п. По бережку скакала,
В.п.Детишек скликала,
Т.п.Кашкой угощала.
-Проведите проверку задания в парах(приложение 2):красным цветом – умело применил знания, ошибок нет, верно указаны падежи. Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки. Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.
-И так, Падежи свободны! (к доске выходят ученики, изображающие падежи и читают стихи) – приложение 1.
X. Комментирование, запись домашнего задания.
-«Русский язык – 3класс» с.81, упр. 110.
XI. Итоговый тест «Найди лишнее слово».
Интерактивная игра: найди лишнее слово в «цепочке» слов, определи их общий признак, а также попробуй найти лишнее слово, используя природоведческие знания. Докажи свой ответ.
XII. Итог урока. Систематизация имеющихся знаний.
1.Беседа – обобщение по вопросам:
-Чему сегодня был посвящён урок?
-Что ты открыл для тебя сегодня на уроке?
-Какой вид упражнений был особенно интересен? Чем?
-Каким образом можно применять знания о падежах в практической деятельности? (при написании сочинений, изложений, в письмах, документах и т.д.)
-С какими литературными произведениями ты встретился на уроке? (загадки, потешки, стихи). Для чего они нужны в нашей речи? (они делают нашу речь образной, выразительной).
2.Составление алгоритма определения падежа.
Расставьте последовательность действий по определению падежа на доске:
Находимимя существительное.
Если по вопросу трудно определить падеж, то подставляем слово-помощник или определяем падеж по предлогу.
Определяем слово в предложении, от которого можно поставить вопрос к существительному.
Задаём вопрос.
3. Подведение итога работы по карточке достижений.
-Как оцениваешь свою работу на протяжении всего занятия?
-Ответы каких одноклассников были точны и полны?
-Какие чувства, эмоции испытывал на протяжении всего урока?
-Если бы тебя попросили изобразить эмоции в виде цветового пятна, какой бы цвет ты выбрал? Раскрась гномика на карточке достижений выбранным цветом.