Конспект урока 3 класс "Склонение имен существительных"

Урок разаработан в помощь педагогам начальной школы.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Урок русского языка

в 3 классе


Тема: Склонение имен существительных.

Цели: 1. обобщить и систематизировать знания о падежах имен существительных; расширить знания о существительном как о части речи;

2. развивать умение различать падежи по их признакам;

3.использовать и обрабатывать информацию в традиционных источниках при обогащении словарного запаса, развитии монологической речи.

4.развивать умения работать в парах, использовать элементы контроля и взаимоконтроля учащихся, вносить необходимые коррективы.

5.обучать использованиюкарточки достижений для формирования умений объективно оценивать результат своей деятельности;

6. воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока:урок-путешествие.

Оборудование:презентация, интерактивная доска, музыкальная записи звуков леса, пения дрозда, маски или шапочки для театрализации, «Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова», загадки, потешка, стихи.

Раздаточный материал: карточки индивидуального опроса; инструкции для проверки домашнего задания, выполнения самостоятельной работы, работы в парах; толковый и орфографический словарь для учащихся начальных классов; карточка личных достижений.

Таблица формирования универсальных учебных действий


Этапы урока

Формирование предметных умений


Формирование УУД

Организационный

момент

Привитие культуры умственного труда.


Р. Планирование учебного сотрудничества.

Актуализация знаний

Определение значения слова с помощью толкового словаря,

выражение собственного мнения, аргументирование его с учётом ситуации общения.

Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно

К. Поиск информации в традиционных источниках.


Проверка домашнего здания

Соблюдение нормы русского литературного языка в собственной речи, практическое использование знания о падежах.

Р.Выбор для выполнения определённой задачи: справочной литературы, памятки.

К. формулирование собственного мнения и позиции, аргументирование своейточки зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Самостоятельная работа по карточкам




Группировка имён существительных по определённым признакам.

Развитие умения распознавать падежи.

Р.Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Р.Самоконтроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном, оценка результатов собственной деятельности.

П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.

П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация.

Словарная работа.


Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций;

Развитие навыка определения категорий числа и рода.


П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.

К.Отстаивание своей точки зрения, соблюдая правила речевого этикета.


Упражнения в склонении имен существительных.


Развитие умения изменять имена существительные по падежам (или склонять)


Р.Составление плана и последовательности действий.

Р. Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном, оценка результатов собственной деятельности.

Работа в парах.

Отработка навыка определения падежей имён существительных.

К. Умение слушать и вступать в диалог.

К. Управление поведением партнёра.

К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Домашнее задание.

Закрепить навык распознавания имён существительных винительного падежа.

Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.


Итоговый тест «Найди лишнее слово»

Обобщение знаний о склонении существительных, умение распознавать слова, стоящие в определённом падеже.

П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация.

П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.

Систематизация имеющихся знаний.

Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне).


П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения

Р.Составление плана и последовательности действий


Итог урока. Обобщение.

Развитие монологической речи учащихся.

Обучение детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу.

Л. Эмоциональнаясформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

К. Формулировка собственного мнения и позиции



Ход урока


I. Организационный момент. Слайды 1 -5

-Здравствуйте, ребята! Начнём урок русского языка. Но сначала настроимся на плодотворную работу. (слова стихотворения повторяются хором).

Мы удачливы, здоровы, дети протягивают друг другу руки, здороваясьсодноклассникамиИ к работе все готовы. Голова наша светла,

Отдохнула до утра.



Мышцы стали все сильнее, вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки Каждый орган - здоровее. Нервы крепкие - стальные, повороты головы по часовой стрелке и обратно Как пружинки заводные.в очень медленном темпе

Ноги - руки - все в движенье ­ руки на поясе, наклоны туловища влево, вперед, вправо, Вот и снято напряженье. назад в очень медленном темпеВлево - вправо повернусь, Солнцу низко поклонюсь: поклонв древнерусском стиле «Здравствуй, матушка-природа! Мы с тобой одного рода.

Друг без друга жить не сможем, повернуться к соседу,И друг другу мы поможем.подарить улыбку Мы - частички, ты и я. повернуться к учителю,Это значит, мы семья!» обменяться с ним улыбками и хорошим настроением


II. Актуализация знаний. Слайды 6-7

-Чему мы научились на прошлых уроках? (Пользуясь алгоритмом действий, правильно определять падеж имён существительных).

-На доске записано слово:

ОБОБЩЕНИЕ

-Что по вашему мнению оно обозначает?

-Чем воспользуемся для объяснения значения слова «обобщение»? (Толковыми словарями)

-Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре? (Дети зачитывают объяснение)

ОБОБЩЕНИЕ - общий вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня обобщать свои знания? Сформулируйте цель нашего урока. (обобщение знаний о падежах имен существительных).

- А какие знания о существительном нам необходимы для закрепления умения правильно определять падежи? (различать части речи, знать виды имен существительных, уметь определять их род и число).

-Послушайте музыкальный фрагмент и ответьте на вопрос: куда мы сегодня совершим путешествие, обобщая свои знания об имени существительном? (в сказку).

III. Проверка творческого домашнего задания. Слайды 8 - 9

-Сегодня мы совершим путешествие по Стране Падежей. Открыть ворота нам помогут волшебные предложения, каждое слово которых начинается не первую букву названия падежа (дети читают составленные дома предложения).

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, прочитайте в тетради составленные предложения, проверьте правильность их написания, отметьте в карточке достижений соседакрасным цветом - очень старался и выполнил задание правильно; зелёным старался, но есть недочёты; синим – надо ещё постараться.

-Наш замок открыт. И так, в путь!

-Страну Падежей заколдовала злая волшебница Ошибия. Она всех обманула и провела. Но с нами ей не справиться. Давайте освободим Падежи! Для этого мы должны пройти трудный путь и выполнить много заданий. А победим мы злую волшебницу своими знаниями.

-Что же такое имя существительное? Как его можно отличить от других частей речи?

IV. «В гости к гномам» - самостоятельная работа. Слайды 10-11

- Жили в волшебной стране гномы. Они были очень добрые, а злая волшебница заставила их навсегда забыть свои имена. Чтобы помочь им, вы должны вспомнить все виды существительных. А их тоже четыре.

-Помогайте, ребята! (одушевлённое, неодушевлённое, собственное, нарицательное).

-Прочитайте стихотворения в карточке и запишите из него в два столбика собственные и нарицательные имена существительные (1 вариант), одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 вариант). Приложение 2.

V. Самопроверка выполненных заданий по карточке.( Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения ошибок) Приложение 2.

-Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточке:

красным цветом – умело применил знания, ошибок нет. Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки. Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.

- Дадим гномам новые имена. Какие мужские имена встретились вам в стихах? (Данила, Дима, Саша, Паша)

VI. «Словарный лес» - упражнения в определении числа и рода имён существительных. Слайд 12

- У нас на пути «словарный» лес. Здесь мы с вами наберём полную корзину ягод. Все слова злаяОшибия зашифровала в кроссворде. Нужно не только угадать слово, но и назвать его число и род (ребята вписывают слова в кроссворд на интерактивной доске, устно называют род и число).

Ищи слова не наудачу,

Ответы все в стихах – задачах.

И в клетки, что пока пусты,

Ответы эти впишешь ты.

1.Клубнику, смородину, клюкву, малину

Сорвём и положим в большую …корзину

2.Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч,

Ягоду сорвёшь –

Всю руку обдерешь.крыжовник

3.Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках, будто ёж, -

Вот и назван …ежевика

4.В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? рябина

5.Я – капелька лета

На тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.земляника

6. Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.калина

7.Чёрных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус! смородина

8. Я похожа на малину,

Только без колючек,

В тундре летом созреваю,

Красной, рыжею бываю.морошка

9.Красненькая матрёшка,

Беленькое сердечко.малина

VII. Зрительная физминутка «Прогулка в лес» Слайд 13-16

Мы отправились гулять.
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.Светит солнце в вышине! Вот грибы растут на пне.

Дрозд на дереве сидит.

Ежик под кустом шуршит.

Слева ель растет – старушка,

Справа сосенки – подружки.

Где вы, ягоды, ау!

Все равно я вас найду! Загляни ты снова в лес! Много разных там чудес!


VIII. «Избушка на курьих ножках» - упражнения в склонении имен существительных. Слайд 17

-Смотрите, избушка на курьих ножках. А в избушке живёт чёрный кот.

Не пропустит он вас, без сомнения,

Пока не объясните ему, что такое склонение?

-Просклоняем слово кот (один ученик выполняет задание на доске, другие в тетради)

-А теперь проверим, и поможет вам в этом стихотворение в рабочей тетради на с.37 в упражнении 4. Я читаю, а вы договариваете слово.

-Подведём итог выполненного задания:

красным цветом – я знаю правильное написание слова в различных падежах, ошибок нет. Зелёным – допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова. Синим – забыл написание слова в некоторых падежах, следует систематически повторять вопросы падежей.

-Вспомните, а какие существительные не склоняются? (метро, кино, пальто и т.д.)

- Послушайте «весёлый урок» РАДИОНЯНИ и постарайтесь запомнить как можно больше несклоняемых существительных. Слайд 18

-А теперь поиграем в парах, называйте по очереди несклоняемые имена существительные, кто назовёт последнее слово, тот и выиграл.

IX. «Замок Падежей» - работа в парах.

- Открыть двери замка можно только при помощи специального буквенного кода. Узнать его поможет ваша работа в парах. Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно обдумайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте, правильно ли всё записано. Приложение 2.

-Определите падежи существительных в стихотворении.

И.п. Сорока-белобока

Д.п. По бережку скакала,

В.п.Детишек скликала,

Т.п.Кашкой угощала.

-Проведите проверку задания в парах(приложение 2):красным цветом – умело применил знания, ошибок нет, верно указаны падежи. Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки. Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.


-И так, Падежи свободны! (к доске выходят ученики, изображающие падежи и читают стихи) – приложение 1.


X. Комментирование, запись домашнего задания.

-«Русский язык – 3класс» с.81, упр. 110.

XI. Итоговый тест «Найди лишнее слово».

Интерактивная игра: найди лишнее слово в «цепочке» слов, определи их общий признак, а также попробуй найти лишнее слово, используя природоведческие знания. Докажи свой ответ.

XII. Итог урока. Систематизация имеющихся знаний.

1.Беседа – обобщение по вопросам:

-Чему сегодня был посвящён урок?

-Что ты открыл для тебя сегодня на уроке?

-Какой вид упражнений был особенно интересен? Чем?

-Каким образом можно применять знания о падежах в практической деятельности? (при написании сочинений, изложений, в письмах, документах и т.д.)

-С какими литературными произведениями ты встретился на уроке? (загадки, потешки, стихи). Для чего они нужны в нашей речи? (они делают нашу речь образной, выразительной).

2.Составление алгоритма определения падежа.

Расставьте последовательность действий по определению падежа на доске:

Находимимя существительное.

Если по вопросу трудно определить падеж, то подставляем слово-помощник или определяем падеж по предлогу.

Определяем слово в предложении, от которого можно поставить вопрос к существительному.

Задаём вопрос.

3. Подведение итога работы по карточке достижений.

-Как оцениваешь свою работу на протяжении всего занятия?

-Ответы каких одноклассников были точны и полны?

-Какие чувства, эмоции испытывал на протяжении всего урока?

-Если бы тебя попросили изобразить эмоции в виде цветового пятна, какой бы цвет ты выбрал? Раскрась гномика на карточке достижений выбранным цветом.












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее