«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока 3 класс по теме "Местоимение"

Урок-открытие новых знаний. Урок построен с применением технологии критического мышления.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: начальное общее образование

Класс(ы): 3 класс

Предмет(ы): Русский язык

Тема: Личные местоимения

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: Развитие критического мышления

Приемы:

  • Обращение к личному опыту учащихся;

  • Прогнозирование;

  • Составление исследовательской карточки.

  • Проблемный вопрос.

  • Чтение с пометками.


Тема урока: Личные местоимения


Обучающие цели:

  • Создать условия для работы над понятием «Личные местоимения».

  • Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.

  • Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Развивающая цель:

Развитие внимания, памяти, культуры общения.

Цели воспитательные:

Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в паре и группе.


Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.


Задачи:

1. создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

2. создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

3. формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.


Оборудование:

  1. учебник В. Г, Горецкий, “Русский язык” 3 класс, 2 часть;

  2. карточки для исследовательской работы;

  3. проектор.


ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

  • Вот и прозвенел звонок,

  • Нужно нам начать урок.

  • Встаньте прямо, подтянитесь,

  • И друг другу улыбнитесь.

  • А теперь садитесь.

А теперь, заряженные хорошим настроением, приступим к работе.

Слайд 1. Пилу точат чтобы стала острее, человека учат чтобы стал умнее.


Как вы понимаете смысл данной пословицы?


3.Стадия вызова

- Тогда за работу.

День вступил в свои права,

Снова в дверь стучат слова.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка.

- Прочитайте название частей речи. СЛАЙД 2

- Интересно, а какая часть речи скрывается под знаком вопроса?

- Хотите узнать?

3 Определение темы урока.

- Чтобы определить тему урока и открыть знак вопроса, мы должны выполнить следующее задание.

- Прочитайте текст. СЛАЙД 3

Я уже давно мечтаю о нем. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться.


Как вы думаете, какую часть речи будем изучать на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?


Краткие сведения о местоимении:

Местоимения встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Местоимений в русском языке много, но сегодня мы познакомимся только с личными местоимениями.

Давайте поставим цель нашего урока с помощью исследовательской карточки.


Исследовательская карточка

  1. Местоимение – это _________________________________________.

  2. Личные местоимения__________________________________________.

  3. Употребляется вместо _______________________________________.

  4. Не называют предмет, а________________________________________.



4. Стадия осмысления. Новый материал.

– Начнем наше исследование.

Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

Во 2 классе мы свами уже знакомились с частью речи- местоимением. Давайте вспомним какие местоимения мы знаем со 2 класса.

(Дети называют, учитель прикрепляет на доске местоимения.)

Ученики работают по карточкам.

Распределите данные местоимения в таблице.

Таблица со вспомогательными словами.


Ед.ч.

Мн.ч.

Указывают на того, кто говорит



Указывают на того, к кому обращаются с речью



Указывают на того, о ком или о чем говорят



Проверка работы. Один ученик выходит к доске, восстанавливают таблицу с помощью карточек. Остальные проверяют по шаблону.

В исследовательских карточках заполним первые 2 пункта.

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? ( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

- В руссом языке личные местоимения имеют 3 лица.

К 1 лицу относятся местоимения я, мы, ко 2 лицу местоимения ты, вы, к 3 лицу местоимения он, она, оно, они.



Задание №1 (у каждой группы свое)

Работаем по желтым карточкам. Прочитайте предложения.

1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.

Снегирь – очень маленький.

2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.

Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.

Журавли летят и громко курлычут.

О ком идет речь в них? Какие из этих птиц живут в Удмуртии?

– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

– Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и замените лишнее слово другой частью речи.

– Какой напрашивается вывод?

Заполним в исследовательскую карточку пункт 3.

ФИЗМИНУТКА


Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте - ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения


Учебник, стр. 93, упр. 158. Выполняем в тетради.

Возвращаемся к исследовательским карточкам, заполняем 4 пункт.


Наши исследования сравним с правилом в учебнике на стр.92-93. Если у вас пункт совпал с правилом, ставим «+», если небольшое разногласие «V» , если ответа нет или неправильно ставим знак «?»

Исправляем неточности.

Исследовательская карточка. (Показать на слайде).

1 ученик читает.

  1. Местоимение – это часть речи

  2. Личные местоимения- я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

  3. Употребляется вместо имен существительных.

  4. Не называет предмет, а только указывает на него.

Задание № 3

Стр. 94 упр.159, в учебнике.

Индивидуальная работа.


Стадия рефлексии

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями.

Выберите в паре 1 пословицу с доски , которая больше подходит по смыслу к вашей сегодняшней работе.(слайд)

  • Без муки нет науки.

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

  • Бился, колотился и ни до чего не добился.

Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

Домашнее задание (на выбор): Стр. 94, упр. 160


5


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее