Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: начальное общее образование
Класс(ы): 3 класс
Предмет(ы): Русский язык
Тема: Личные местоимения
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: Развитие критического мышления
Приемы:
Обращение к личному опыту учащихся;
Прогнозирование;
Составление исследовательской карточки.
Проблемный вопрос.
Чтение с пометками.
Тема урока: Личные местоимения
Обучающие цели:
Создать условия для работы над понятием «Личные местоимения».
Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.
Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
Развивающая цель:
Развитие внимания, памяти, культуры общения.
Цели воспитательные:
Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в паре и группе.
Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.
Задачи:
1. создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
2. создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
3. формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.
Оборудование:
учебник В. Г, Горецкий, “Русский язык” 3 класс, 2 часть;
карточки для исследовательской работы;
проектор.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь.
А теперь, заряженные хорошим настроением, приступим к работе.
Слайд 1. Пилу точат чтобы стала острее, человека учат чтобы стал умнее.
Как вы понимаете смысл данной пословицы?
3.Стадия вызова
- Тогда за работу.
День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
- Прочитайте название частей речи. СЛАЙД 2
- Интересно, а какая часть речи скрывается под знаком вопроса?
- Хотите узнать?
3 Определение темы урока.
- Чтобы определить тему урока и открыть знак вопроса, мы должны выполнить следующее задание.
- Прочитайте текст. СЛАЙД 3
Я уже давно мечтаю о нем. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться.
Как вы думаете, какую часть речи будем изучать на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?
Краткие сведения о местоимении:
Местоимения встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Местоимений в русском языке много, но сегодня мы познакомимся только с личными местоимениями.
Давайте поставим цель нашего урока с помощью исследовательской карточки.
Исследовательская карточка
Местоимение – это _________________________________________.
Личные местоимения__________________________________________.
Употребляется вместо _______________________________________.
Не называют предмет, а________________________________________.
4. Стадия осмысления. Новый материал.
– Начнем наше исследование.
Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.
Во 2 классе мы свами уже знакомились с частью речи- местоимением. Давайте вспомним какие местоимения мы знаем со 2 класса.
(Дети называют, учитель прикрепляет на доске местоимения.)
Ученики работают по карточкам.
Распределите данные местоимения в таблице.
Таблица со вспомогательными словами.
| Ед.ч. | Мн.ч. |
Указывают на того, кто говорит |
|
|
Указывают на того, к кому обращаются с речью |
|
|
Указывают на того, о ком или о чем говорят |
|
|
Проверка работы. Один ученик выходит к доске, восстанавливают таблицу с помощью карточек. Остальные проверяют по шаблону.
В исследовательских карточках заполним первые 2 пункта.
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? ( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
- В руссом языке личные местоимения имеют 3 лица.
К 1 лицу относятся местоимения я, мы, ко 2 лицу местоимения ты, вы, к 3 лицу местоимения он, она, оно, они.
Задание №1 (у каждой группы свое)
Работаем по желтым карточкам. Прочитайте предложения.
1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.
Снегирь – очень маленький.
2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.
Ласточка любит лакомиться насекомыми.
3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.
Журавли летят и громко курлычут.
О ком идет речь в них? Какие из этих птиц живут в Удмуртии?
– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?
– Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и замените лишнее слово другой частью речи.
– Какой напрашивается вывод?
Заполним в исследовательскую карточку пункт 3.
ФИЗМИНУТКА
– Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте - ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения
Учебник, стр. 93, упр. 158. Выполняем в тетради.
Возвращаемся к исследовательским карточкам, заполняем 4 пункт.
Наши исследования сравним с правилом в учебнике на стр.92-93. Если у вас пункт совпал с правилом, ставим «+», если небольшое разногласие «V» , если ответа нет или неправильно ставим знак «?»
Исправляем неточности.
Исследовательская карточка. (Показать на слайде).
1 ученик читает.
Местоимение – это часть речи
Личные местоимения- я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Употребляется вместо имен существительных.
Не называет предмет, а только указывает на него.
Задание № 3
Стр. 94 упр.159, в учебнике.
Индивидуальная работа.
Стадия рефлексии
– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями.
Выберите в паре 1 пословицу с доски , которая больше подходит по смыслу к вашей сегодняшней работе.(слайд)
Без муки нет науки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Бился, колотился и ни до чего не добился.
Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.
Домашнее задание (на выбор): Стр. 94, упр. 160
5