Конспект "Толковые словари"

В ходе урока учащиеся знакомятся со строением словаря, учатся пользоваться им, знакомятся с создателями толковых словарей.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: «Толковые словари».

Цели и задачи: 1. Познавательная: показать, какие бывают словари, дать понятие «словарной статьи», познакомить с создателями толковых словарей.

2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость, формировать умения работать с толковым словарем.

Ожидаемые результаты:

Предметные УУД: Знать: лексикология как раздел лингвистики. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари.

Уметь: дать определение лексикологии как науки, объяснять лексическое значение слова разными способами. оценивать устный ответ одноклассника с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения. Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слова.

Метапредметные УУД: Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА.

Эпиграф: Словарь – вселенная в алфавитном порядке.

Вольтер

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

Тест 1. словарный состав языка /лексика/

  1. Словарный состав — это: а) все слова языка. б) слова, которые даны в толковом словаре.
    в) слова, которые я знаю.

  2. словарный запас человека /лексикон/

3 То, что обозначает слово, является его: а) грамматическим значением. б) лексическим значением.

Взаимопроверка. 1- а, 2-б, 3- а, 4-б, 5 - в

4- Какие формы речи вы знаете? Устная и письменная

-5 какие виды лексики вы знаете?

6- в чем специфика нейтральной лексики? Они употребляются и книжной, и в разговорной лексике.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация.


Прочитайте тему. О чем сегодня будем с вами говорить?

- Скажите, пожалуйста, каких целей мы должны будем достигнуть на уроке?

- Для чего нам необходимо рассмотреть словари?

Работа с эпиграфом.

Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский мыслитель Вольтер:

Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.

Запишите это высказывание

“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке”, - сказал Вольтер.

- Как вы думаете, что значат слова: «Словарь – вселенная в алфавитном порядке»?

Постановка цели. Сегодня мы с вами выясним, как устроена эта вселенная-словарь, какие законы в ней действуют.

4. Первичное усвоение новых знаний.

  • Упр.141 история возникновения словарей

  • Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:

1) словари энциклопедические и

2) лингвистические (или по-другому — филологические).

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто — они помогают быстрее выучить иностранный язык. Ими активно пользуются и школьники, и студенты, и переводчики. Существуют среди них и словари по отдельным отраслям знаний.
Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых ты можешь узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли в русский. Очень интересен фразеологический словарь, в котором объясняется значение устойчивых выражений, украшающих нашу речь. Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей — “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.

  • Работа с учебником

Чтение теории стр 66-67 (знакомство со словарной статьей)

5. Первичная проверка понимания.

Упражнение 142.

6. Первичное закрепление.

Упражнение 143 144. (групповая работа)

1 группа: чучело; платье (сарафан)

2 группа: корона(кокошник), балалайка.

Найти в словарях значения данных слов, выписать и зачитать.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнении.

Пар 19 (знать теорет мат, прв слов слов), Упр 145 или Упр 147 (творческое задание)

  1. Итог. Рефлексия по уроку в целом

- Что такое лексикология?

- Какие значения есть у каждого слова?

- Какие способы определения лексического значения слова вы знаете?

- 4. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре. б) в словаре антонимов русского языка. в) в орфографическом словаре.

Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?
а) А.С.Пушкин. б) К.Г.Паустовский в) В.И.Даль.


- Что такое словарная статья?

- Какое задание для вас окозалось самым сложным?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее