Тема: «Толковые словари».
Цели и задачи: 1. Познавательная: показать, какие бывают словари, дать понятие «словарной статьи», познакомить с создателями толковых словарей.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость, формировать умения работать с толковым словарем.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: лексикология как раздел лингвистики. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари.
Уметь: дать определение лексикологии как науки, объяснять лексическое значение слова разными способами. оценивать устный ответ одноклассника с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения. Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слова.
Метапредметные УУД: Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА.
Эпиграф: Словарь – вселенная в алфавитном порядке.
Вольтер
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
Тест 1. словарный состав языка /лексика/
Словарный состав — это: а) все слова языка. б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.
словарный запас человека /лексикон/
3 То, что обозначает слово, является его: а) грамматическим значением. б) лексическим значением.
Взаимопроверка. 1- а, 2-б, 3- а, 4-б, 5 - в
4- Какие формы речи вы знаете? Устная и письменная
-5 какие виды лексики вы знаете?
6- в чем специфика нейтральной лексики? Они употребляются и книжной, и в разговорной лексике.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация.
Прочитайте тему. О чем сегодня будем с вами говорить?
- Скажите, пожалуйста, каких целей мы должны будем достигнуть на уроке?
- Для чего нам необходимо рассмотреть словари?
Работа с эпиграфом.
Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский мыслитель Вольтер:
Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.
Запишите это высказывание
“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке”, - сказал Вольтер.
- Как вы думаете, что значат слова: «Словарь – вселенная в алфавитном порядке»?
Постановка цели. Сегодня мы с вами выясним, как устроена эта вселенная-словарь, какие законы в ней действуют.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Упр.141 история возникновения словарей
Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:
1) словари энциклопедические и
2) лингвистические (или по-другому — филологические).
Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!
А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто — они помогают быстрее выучить иностранный язык. Ими активно пользуются и школьники, и студенты, и переводчики. Существуют среди них и словари по отдельным отраслям знаний.
Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых ты можешь узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли в русский. Очень интересен фразеологический словарь, в котором объясняется значение устойчивых выражений, украшающих нашу речь. Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей — “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.
Работа с учебником
Чтение теории стр 66-67 (знакомство со словарной статьей)
5. Первичная проверка понимания.
Упражнение 142.
6. Первичное закрепление.
Упражнение 143 144. (групповая работа)
1 группа: чучело; платье (сарафан)
2 группа: корона(кокошник), балалайка.
Найти в словарях значения данных слов, выписать и зачитать.
Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнении.
Пар 19 (знать теорет мат, прв слов слов), Упр 145 или Упр 147 (творческое задание)
Итог. Рефлексия по уроку в целом
- Что такое лексикология?
- Какие значения есть у каждого слова?
- Какие способы определения лексического значения слова вы знаете?
- 4. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре. б) в словаре антонимов русского языка. в) в орфографическом словаре.
Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?
а) А.С.Пушкин. б) К.Г.Паустовский в) В.И.Даль.
- Что такое словарная статья?
- Какое задание для вас окозалось самым сложным?