Конспект праздничного мероприятия
«Спасём и сохраним. Птицы Ростовской области.»
Цель: формирование целостного представления о малой Родине - Донском крае и понимания места человека в нем; воспитание экологической культуры младшего школьника.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе родного края;
2.Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные:
развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
формирование правил поведения в природе.
Познавательные:
довести до сознания учащихся понятия: Родина, малая Родина, Земля-дом;
формирование разных представлений о природе;
закрепление знаний о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края;
обогащение словарного запаса учащихся, развитие наблюдательности.
Коммуникативные:
умение делиться своими знаниями с одноклассниками;
2. развитие умения обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.
Оборудование: Мультимедийное оборудование (проектор, экран); ствол и ветви березы, вырезанные их ватмана, листья, вырезанные из зеленой бумаги, солнышко без лучиков, заранее вырезанные из желтой бумаги ладошки детей, сигнальные кружки - зеленый и красный (у каждого ребенка); презентация «Птицы Ростовской области».
I Организационный момент.
Учитель:
Звучит песня «Родина»
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это родина моя!
II Введение в тему урока.
Учитель:
- Все вы, ребята знаете, что Земля – наш дом родной!
Но как мы относимся к этому дому, как ведем себя в нем?
Замечательный русский писатель М.М. Пришвин писал «Мы хозяева нашей земли. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – леса, степи и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
Учитель:
- У каждого человека есть своя малая Родина – место, где ты родился и вырос: его дом, город, село, поселок, его край. Как называется наш край? (Ответы детей)
Дети читают стихи о родном крае.
1. . Так ты откуда? Спросят люди –
Где твои заветные края?
Скажу им тихо, как о чуде,
Что Дон широкий – Родина моя!
2. Там утром степь
С росой сребристой
И бесконечна, и вольна.
Лежит, как бы ковер пушистый,
Травы душистой вся полна.
3. И в ней поет со трелью тонкой
Весной в небесной глубине
Родной наш жаворонок звонкий,
Скользя в прохладной синеве.
III. Постановка проблемы.
Учитель:
- Сейчас на улице весна. Оживает природа. Птицы радуют нас своим пением.
А как прекрасна донская степь весной! Но представьте совершенно другую картину, которую можно увидеть–мёртвая степь без птиц, загрязняемые водоемы, вырубленные леса.
Дети читают стихи:
1.Мы чрезмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
2.Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:
3.Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…
4.Птичье царство, и только!
Ну, дрозды, ну, синички…
Где запомнить все клички,
Просто птички – и только!
Презентация «Птицы Ростовской области».
5.Список птиц Ростовской области включает более 300 видов. Среди них есть редкие, в том числе включённые в Красную книгу Российской Федерации: балобан, дрофа, стрепет, обыкновенный фламинго, краснозобая казарка, степной лунь, курганник, филин и другие.
6.Разновидность птиц в Ростовской области также многообразна, как и животных, самые известные и распространенные среди них:
Дрофы
Куропатки
Перепела
Кукушки
Скворца и др.
Птицы-хищники:
Степной орел
Олер-могильние
Пустельга
Сова и др.
Проживающие на водных просторах:
Кроншнеп большой
Чайки
Бакланы
Цапля серая
Цапля белая а др.
Место, где расположен Ростовский заповедник, находится на пути сезонных миграций птиц, поэтому пернатые здесь представлены наиболее широко. Около 130 видов гнездятся на заповедных землях, 61 вид можно наблюдать во время кочевок и перелетов, 16 видов остаются здесь на зимовку. Всего учеными Ростовского заповедника зарегистрировано 217 видов птиц, среди которых наиболее распространены чиж, свиристель, снегирь, рогатый жаворонок. Редкие виды представлены дрофой, кудрявым и розовым пеликаном, фламинго, малым бакланом и малой крачкой, филином, черноголовым хохотуном и др. В последние годы во время перелетов увеличилось количество таких птиц, как белолобая и краснозобая казарка, серый гусь и журавль-красавка.
IV. Учитель:
- Ребята, вы уже знаете, что не всегда деятельность человека идет на благо природы.
И.конечно ,тревожно, что порой мы безбожно
Не храним , что имеем, не щадим, не жалеем.
Звучит песня «Раненая птица»
Раненая птица в руки не давалась.
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Источник text-pesni.com
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц — не небо!
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Дети читают стихи
1.Не верю, что звери не говорят
Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы,
И пчелы не знают, чего творят.
2.Попробуйте в роще уединиться,
Укрыться под хвойный густой наряд
Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг.
Предубежденность на время откинув,
И в сердце не будет места гордыне,
Вас трепет и робость охватят вдруг.
3.Дерево, трава , цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
V. Работа над проектом «Помоги птицам».
Учитель:
- Сейчас все вместе мы поработаем над проектом «Помоги птицам».
Предлагаю сделать дерево, но дерево не простое – а дерево Добра. Вы видите только ствол и ветви одного дерева.
- Чего нет на дереве? (листьев)
Учитель:
- Мы сейчас приклеим листья. Но листья не простые, а листья с добрыми делами людей. Что взрослые или вы, дети, можете сделать доброго для птиц? - (это задание для девочек)
Учитель:
- Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Перед вами солнце. Но на солнце нет лучиков. Вы сделали лучики – ладошки. Напишите ваши пожелания - (это задание выполняют мальчики).
VI. Диагностика урока. Работа с сигнальными кружками.
(Ответ «да» - зеленый кружок, «нет» - красный кружок
Учитель задает вопрос, дети с помощью сигнальных карточек дают ответ.
Человек многие годы оказывал на природу губительное влияние. (да)
Мех и мясо животных и птиц нужны человеку, поэтому надо уничтожать зверей. (нет)
В заповедниках охраняют не только животных, но и растения. (да)
В заповедниках строго запрещена хозяйственная деятельность человека. (да)
Охрана природы – дело каждого человека. (да)
VII. Подведение итогов занятия.
- Так что же значит быть хозяином природы, хозяином родной земли?