«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект праздничного мероприятия "Спасём и сохраним. Птицы Ростовской области"

В конспекте собран литературный и краеведческий материал о птицах Ростовской области, о бережном отношении к природе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект праздничного мероприятия

«Спасём и сохраним. Птицы Ростовской области.»


Цель:  формирование целостного представления о малой Родине - Донском крае и понимания места человека в нем; воспитание экологической культуры младшего школьника. 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

  1. воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе родного края;

2.Оценивать характер своего поведения в природе,  поступки по отношению к природе других людей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Регулятивные:

  1. развитие умения  наблюдать, анализировать, делать выводы;

  2. формирование  правил поведения в природе.

Познавательные:

  1. довести до сознания учащихся понятия: Родина, малая Родина,  Земля-дом;

  1. формирование разных представлений о природе;

  1. закрепление знаний о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края;

  1. обогащение словарного запаса учащихся, развитие  наблюдательности.  

Коммуникативные:

  1. умение делиться своими знаниями с одноклассниками;

2. развитие умения обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.

Оборудование: Мультимедийное оборудование (проектор, экран); ствол и ветви березы, вырезанные их ватмана, листья, вырезанные из зеленой бумаги, солнышко без лучиков, заранее вырезанные из желтой бумаги ладошки детей, сигнальные кружки - зеленый и красный (у каждого ребенка); презентация «Птицы Ростовской области».

I   Организационный момент.

Учитель:

Звучит песня «Родина»


Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля!


Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это родина моя!

Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это родина моя!


II Введение в тему урока.

Учитель:

- Все вы, ребята знаете, что Земля – наш дом родной!

Но как мы относимся к этому дому, как ведем себя в нем?

Замечательный русский писатель М.М. Пришвин писал «Мы хозяева нашей земли. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – леса, степи и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Учитель:

- У каждого человека есть своя малая Родина – место, где ты родился и вырос: его дом, город, село, поселок, его край. Как называется наш край? (Ответы детей)

Дети читают стихи о родном крае.      

1. . Так ты откуда? Спросят люди –

    Где твои заветные края?

    Скажу им тихо, как о чуде,

    Что Дон широкий – Родина моя!

2. Там утром степь

    С росой сребристой

    И бесконечна, и вольна.

   Лежит, как бы ковер пушистый,

   Травы душистой вся полна.

3. И в ней поет со трелью тонкой

    Весной в небесной глубине

    Родной наш жаворонок звонкий,

    Скользя в прохладной синеве.

III. Постановка проблемы.

Учитель:

- Сейчас на улице весна. Оживает природа. Птицы радуют нас своим пением.

А как прекрасна донская степь весной! Но представьте совершенно другую картину, которую можно увидеть–мёртвая степь без птиц, загрязняемые водоемы, вырубленные леса.


Дети читают стихи:


1.Мы чрезмерно богаты,

В наших чащах и рощах 
Столько всяких пернатых – 
Просто диву даёшься. 

2.Но спросите иного, 
Что он знает о птицах, 
Пусть ответит толково – 
И, гляди, удивится: 

3.Как же, фауна, дескать, 
Как же, наше богатство – 
На полях, в перелесках, 
Так сказать, птичье царство… 

4.Птичье царство, и только! 
Ну, дрозды, ну, синички… 
Где запомнить все клички, 
Просто птички – и только! 


Презентация «Птицы Ростовской области».

5.Список птиц Ростовской области включает более 300 видов. Среди них есть редкие, в том числе включённые в Красную книгу Российской Федерации: балобандрофастрепетобыкновенный фламингокраснозобая казарка,  степной лунькурганник, филин и другие.

6.Разновидность птиц в Ростовской области также многообразна, как и животных, самые известные и распространенные среди них:
Дрофы
Куропатки
Перепела
Кукушки
Скворца и др.
Птицы-хищники:
Степной орел
Олер-могильние
Пустельга
Сова и др.
Проживающие на водных просторах:
Кроншнеп большой
Чайки
Бакланы
Цапля серая
Цапля белая а др.

Место, где расположен Ростовский заповедник, находится на пути сезонных миграций птиц, поэтому пернатые здесь представлены наиболее широко. Около 130 видов гнездятся на заповедных землях, 61 вид можно наблюдать во время кочевок и перелетов, 16 видов остаются здесь на зимовку. Всего учеными Ростовского заповедника зарегистрировано 217 видов птиц, среди которых наиболее распространены чиж, свиристель, снегирь, рогатый жаворонок. Редкие виды представлены дрофой, кудрявым и розовым пеликаном, фламинго, малым бакланом и малой крачкой, филином, черноголовым хохотуном и др. В последние годы во время перелетов увеличилось количество таких птиц, как белолобая и краснозобая казарка, серый гусь и журавль-красавка.



IV.     Учитель:

 - Ребята, вы уже знаете, что не всегда деятельность человека идет на благо природы.

И.конечно ,тревожно, что порой мы безбожно

Не храним , что имеем, не щадим, не жалеем.





Звучит песня «Раненая птица»


Раненая птица в руки не давалась.
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Источник text-pesni.com

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц — не небо!
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!


Дети читают стихи


1.Не верю, что звери не говорят

Не верю, что звери не говорят,

Что думать не могут певчие птицы,

Что только инстинкты у хитрой лисицы,

И пчелы не знают, чего творят.


2.Попробуйте в роще уединиться,

Укрыться под хвойный густой наряд

Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг.

Предубежденность на время откинув,

И в сердце не будет места гордыне,

Вас трепет и робость охватят вдруг.


3.Дерево, трава , цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


V. Работа над проектом «Помоги птицам».

Учитель:

- Сейчас все вместе мы поработаем над проектом «Помоги птицам».

Предлагаю сделать дерево, но дерево не простое – а дерево Добра. Вы видите только ствол и ветви одного дерева.

- Чего нет на дереве? (листьев)  

Учитель:

 - Мы сейчас приклеим листья. Но листья не простые, а листья с добрыми делами людей. Что взрослые или вы, дети, можете сделать доброго для птиц? - (это задание для девочек)

Учитель:

Без чего невозможна жизнь на Земле?

- Перед вами солнце. Но на солнце нет лучиков. Вы сделали лучики – ладошки. Напишите ваши пожелания - (это задание выполняют мальчики).

VI. Диагностика урока. Работа с сигнальными кружками.  

(Ответ «да» - зеленый кружок, «нет» - красный кружок

Учитель задает вопрос, дети с помощью сигнальных карточек дают ответ.

  1. Человек многие годы оказывал на природу губительное влияние.  (да)

  2. Мех и мясо животных и птиц нужны человеку, поэтому надо уничтожать зверей. (нет)

  3. В заповедниках охраняют не только животных, но и растения. (да)

  4. В заповедниках строго запрещена хозяйственная деятельность человека. (да)

  5. Охрана природы – дело каждого человека. (да)

VII. Подведение итогов занятия.

         

- Так что же значит быть хозяином природы, хозяином родной земли?





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее