Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе «На птичьем дворе»
«На птичьем дворе»
Задачи:
Расширить и углубить представления детей о домашних птицах, об их приспособлении к среде обитания, о пользе для человека. Рассмотреть стадии роста и развития, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей домашних птиц в процессе роста (системный оператор «Курица»). Упражнять в умении искать черты сходства и различия между птицами. Закрепить названия детенышей домашних птиц. Развивать логическое мышление, воображение детей, фонематический слух. Воспитывать любовь, заботливое отношение к живой природе.
Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображением петуха, гуся, утки, цапли; системный оператор «Курица»; картинки с изображением многозначности слова «крыло» (самолет, бабочка, мельница, летучая мышь, автомобиль, «Разрезные картинки»(с изображением курицы, утки, петуха, индюка).
Ход:
Ребята, любите отгадывать загадки? Если отгадаете, картинка оживет (появится изображение).
1. У него есть красная корона, но не царь,
Любит петь песни, но не певец,
На часы не смотрит, а время знает,
Есть крылья, но не летает (петух).
Как вы догадались?
2. Крылатый, горластый, красные ласты (гусь)
Все картинки «оживают» (петух, гусь, утка, цапля).
Назови одним словом» (птицы).
Кто здесь лишний? (цапля) Почему?
Как одним словом назвать остальных птиц (домашние птицы?
Почему их так назвали? Какую пользу приносят домашние птицы?
Ребята, цапля, хотя здесь и лишняя, но все-таки тоже птица.
Чем похожи цапля и петух? (есть клюв, перья, крылья, дышат, питаются, растут, откладывают яйца, выводят птенцов, умирают)
А чем они отличаются? ( в ходе поиска отличий подвести детей к выводу: птицы приспособились жить в определенной среде обитания).
А как вы думаете, зачем птицам летать? (добывают пищу, спасаются от холода, голода, врагов). А почему не умеет летать курица, петух? (им не надо добывать себе пищу, о них заботится человек, поэтому им не нужно улетать осенью на юг)
А сейчас мы с вами окажемся в деревне. Как называется место, где живут домашние птицы? (птичий двор)
Динамическая пауза:
«1,2, 3 – на птичий двор попади!»
(эмпатия, дети изображают различных домашних птиц со звукоподражанием)
На птичьем дворе можно увидеть курицу с ее…. (цыплятами)
Утку с (утятами)
Гусыню с…. (гусятами)
Индюшку с…. (индюшатами)
Ребята, у меня для вас есть телевизор, но его нужно починить.
Системный оператор «Курица» (работа с девятиэкранкой).
Ребята, у курицы крыло. У кого (у чего) еще могут быть крылья? – (многозначность, картинки)
Проверим ваше внимание. Хлопните, если услышите звук «У»
(Д/и «Будь внимателен!» - утка, цыпленок, курица, петух, гусь, индюк)
Пофантазируем. Ребята, домашние птицы живут рядом с человеком. Но в одной стране появился злой волшебник. Он взмахнул палочкой и все домашние птицы (куры, утки, гуси) вдруг взмахнули крыльями, взлетели в небо и стаей улетели на юг, в теплые страны. Как вы думаете, что было бы потом? (птицы погибнут, они не смогут жить без человека. А что будет с людьми? – у них не будет нужных продуктов: яиц, мяса). Как обо всем этом можно сказать коротко? (домашние птицы не могут жить без человека, а человек без них).
Поэтому, добрый волшебник взмахнул палочкой, и птицы вновь появились. «1,2,3- птиц нам всех верни!» (дети делятся на пары и собирают «Разрезные картинки» с изображением домашних птиц).