АНО Центр поддержки и развития детей с ОВЗ «Я рядом».
Конспект занятия на тему:
«Мы память верную храним!».
Выполнил: Альферова Ольга Геннадьевна
методист Центра поддержки и развития детей
с ОВЗ «Я рядом».
Улан-Удэ
2021г
« Мы память верную храним!»
Цель: патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Задачи:
формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;
формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;
воспитывать уважение к старшему поколению;
способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;
способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;
развивать и углублять знания об истории родного края;
формировать исследовательские навыки, умения самостоятельно добывать новую информацию.
Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной Войне, мультимедия, презентация, фортепиано, компьютер, творческие работы учащихся, плакаты и стенгазеты сделанные руками учащихся совместно с родителями.
Длительность:45 минут.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники:
учащиеся с ОВЗ 1-6 классов.
учителя.
Формы реализации проекта:
непосредственно образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность учащихся;
Ожидаемый результат:
формирование чувства самоуважения и уважения к людям;
выпуск проектного альбома «По страницам истории».
формирование первоначальных представлений о героях-земляках
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Учащиеся входят в аудиторию, располагаются по группам за столами.
Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Во-первых, к нам пришли гости (педагоги,родители,ветераны). Оглянитесь на них, поприветствуйте и подарите свои улыбки. Во-вторых, наше занятие мы решили провести для учащихся начального и среднего звена. Учащиеся среднего звена будут выступать тьюторами в ходе урока, при совместной работе.
Вступительное слово. Монтаж учащихся среднего звена.
Мотивация.
Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что за событие вы видите?
(«Митинг, посвященный празднику 9 мая, который проходил в нашем центре»)
Педагог: Чему посвящен праздник 9 Мая? (Победе в ВОВ, которая длилась с 1941 по 1945 гг).
Педагог: Что вы знаете об этой войне? (ответы учащихся)
Педагог: Ребята, а чем запомнился вам этот митинг? (тем, что на нем присутствовал «бессмертный полк»).
Педагог: А как вы понимаете словосочетание «бессмертный полк»?(ответы учащихся).
Педагог: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – история:
Поклонимся великим тем годам.
Тем самым командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей,
Поклонимся за тот великий бой…
Педагог: Каждый год мы склоняем головы перед павшими в этой борьбе, с чувством глубочайшей благодарности. Отдаем дань защитникам нашей Родины, отстоявшим свободу и независимость нашего народа. Все дальше и дальше от нас трагические события Великой Отечественной войны, все меньше ветеранов этой войны встречают с нами День победы, но не утихает боль, нанесенная войной, и не меркнет подвиг нашего народа, отстоявшего мир от «коричневой чумы» фашизма.
Песня «Баллада о солдате» исполняется учащимися среднего звена.
Педагог: 22 июня 1941 года - одна из самых скорбных дат в истории Отечества, Начался отсчет военного лихолетья, в котором слились воедино трагическое и героическое. В период войны народ ощутил себя гражданином в подлинном смысле этого слова, он почувствовал, что судьба Отечества в его собственных руках. Год 1941.Июнь. Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нас.
3. Целеполагание.
Педагог: Война охватила огромные территории. Для нас большое значение приобретают битва за Москву, Курская и Сталинградская битвы, военные действия в странах заполярья и т. д. В каждой семье сохранилась память о прадедах, дедах, которые защищали нашу страну, но, к сожалению, многие из них не вернулись с этой войны. Память о них живет в наших сердцах. И сегодня, ребята, мы с вами вспомним имена тех героев, которые были в ваших семьях, которые были не только участниками битв, но и трудились в тылу на благо Родины. Скажите ребята в ваших семьях есть такие герои? (ответы учащихся).
Заслушиваем информацию подготовленную учащимися.
Педагог: Мы предлагаем вам поработать в группах, каждая из групп в конце мероприятия представит свой проект. Первая группа будет называться «Исследователи». В неё войдут: ___________________. Вы, ребята соберёте и обработаете необходимую информацию касающуюся ________________________ о событиях, о местности, что это были за войска, то есть отследите путь следования_________________использовав при этом различные источники информации (учебники истории, вырезки из газет, фотографии). Вторая группа будет называться «Патриоты». Третья группа будет называться «Отважные бойцы».Каждый участник группы оформит лист с изучаемой им информацией и в конце мы соберем ваши работы и скрепим в один альбом, который станет символом сохранения исторической памяти о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. А также ваши альбомы останутся в музее нашего центра «Живая нить». На выполнение ваших работ отводится 15 минут. Ну, а чтобы наши гости не скучали мы также предлагаем поучаствовать в нашем мероприятии. Мы приготовили для вас небольшое задание : вам необходимо разбиться на 3 микрогруппы. Каждой группе будет дан конверт, в котором находятся детали, напоминающие пазлы. Вам нужно собрать воедино картинку, на которой запечатлено памятное место одного из городов- героев и подготовить немного информации о том объекте, который у вас получился, а затем презентовать для всех нас.
Выступление учащихся с рассказами о своих героях-предках.( Цыдыпов Михаил, Харчевная Арина, Калашникова Ульяна).
4.Изучение материала. (проводится работа в группах). После презентуются выполненные работы участниками групп «Исследователи», «Патриот», «Отважные бойцы», группы учителей.
Педагог: Жили наши герои, и незаурядными людьми, и нам , своим потомкам, оставили пример горячей любви к Родине, благородного презрения к смертельной опасности во имя свободы и счастья родного народа. Как мы уже говорили, многих нет в живых, так давайте почтим их минутой молчания __________________________.
Педагог: Ребята, а вы бы хотели быть похожими на своих прадедов? (ответы детей).
Ребята начального звена приготовили творческий номер посвященный всем солдатам и воинам.
Исполняется песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
Рефлексия.
Педагог: Скажите ребята, чем запомнилось вам наше занятие? (ответы детей).
Педагог: Если бы была возможность написать письмо вашим прадедушкам и прабабушкам, то что бы вы ему рассказали, что пожелали? (ответы детей). Перед вами листы бумаги, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение.
Практическая работа «Сложи фронтовое письмо - треугольник» (Музыка)
Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо.
Б. Лихарев.
Дети складывают свои письма в почтовый ящик, который остается в музее «Живая нить».
5.Подведение итогов.
Педагог:Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор работают поисковые отряды в местах сражений, ищут и находят и предают с почестями земле, останки солдат, погибших в этой войне. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неизвестных бойцов.
Посмотрите, сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2021. Между ними 76 лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 76 лет! Вернувшиеся с войны заново отстроили города и села, засеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…
Педагог: Во время учебы в своих школах вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. Мы надеемся, что созданные сегодня вами проекты будут началом ваших поисков и исследований о событиях, героях Великой отечественной войны. Вы запомните о подвигах, мужестве, героизме своих близких, подаривших всем нам жизнь. А кто из вас скажет, что является памятным символом Победы в Великой Отечественной войне? (ответы учащихся).Ребята давайте на память о нашей встрече мы подарим сувениры нашим гостям сделанные совместно руками наших ребят и их родителей.(вручение декорированных Георгиевских ленточек).
Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо поработали! В благодарность за проделанную работу я хочу вручить вам памятные призы и сладкое угощение! Всем спасибо! До новых встреч!
Литература
1.С.В.Шевченко, В.Г.Денисова «Классные часы», издательство «Учитель», Волгоград, 2005 г.
2.П.И.Потёмкин «Историко-художественная хрестоматия по великой отечественной войне», Москва «Просвещение», 1987 г.
3. Ресурсы Интернет сайта www.festival.1september.ru
4. Материалы из музея «Живая нить» МБОУ «Октябрьская ООШ»