«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект открытого занятия на тему "Монотипия-мир чудес"

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция. Данная разработка яркий тому пример, работы выполненные в технике монотипия на практическом занятии помогают видеть тонкость цветовых отношений, расположение и дают простор воображению.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр «Юность» городского округа города Салават

Республики Башкортостан











Конспект занятия по изобразительному искусству

на тему: «Монотипия-мир чудес».









Составитель: Кашапова Альбина Алимовна

Педагог дополнительного

образования



Салават, 2018 г

Цель:

Ознакомление с приемами техники рисования «Монотипия» при помощи оттиска.

Задачи

Образовательные:

1. сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы;

2. научить использовать различные способы рисования монотипии.

Развивающие:

1. развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы;

2. развить образное представление, ассоциативно-образное мышление,

3. познавательную активность, зрительную память,

4. воображение, художественную фантазию, интерес,

5. навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.

Воспитательные:

1.воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.

Материалы и оборудование: видеофильм «Монотипия-мир чудес», альбомы, краски, кисти, стаканы, наглядно-иллюстративный материал.


Ход занятия

Вводная часть.

Педагог.

 - Здравствуйте ребята, прежде чем начать наше занятие давайте настроимся на него. Все мы здесь дружные, веселые и умные, давайте поделимся друг с другом своей дружбой и теплом. Слова за мною повторяйте, задания дружно выполняйте!

Педагог проговаривает слова и показывает движения. Учащиеся повторяют и слова, и движения:

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.

В этом зале все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Ты погладь соседа справа, и погладь соседа слева.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Обними соседа справа, обними соседа слева.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Посмотрите на себя - вместе мы сто тысяч "Я"!

Молодцы ребята, этой игрой мы доказали что вместе мы одна большая и дружная семья.

Педагог. Ребята, посмотрите на доску, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?

Учащиеся. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии, о кляксах.

Учитель. Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией.

Кто-нибудь из Вас уже слышал о такой технике или может быть знаком с ней?

Ответы учащихся.

Монотипия –это своеобразная графическая техника художественных оттисков. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. Изобретение монотипии приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне жившему в 17 веке.

Существует множество разновидностей монотипии, одой из простых и распространенных является фрактальная монотипия, когда на в твердую поверхность наносятся краски нужным вам инструментом, сверху накладывается бумага и продавливается. После снятия листа исследуется полученный оттиск. Всматриваясь в получившийся оттиск, нужно увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка его доработать.

Также существуют такие разновидности как декалькомания, фроттаже, флоротипия и тд, давайте посмотрим видеоролик и более подробно познакомимся с этим видом рисования. Слушайте внимательно, после, я задам вопросы.

(Просмотр видеоролика)

Педагог

Ребята, подумайте, во что могут превратиться кляксы?

Учащиеся. (Ответы детей самые разные).

Педагог. А можно ли с помощью кляксы получить какое-либо изображение? (Да)

В какой стране зародилась монотипия?

(В Италии).

Педагог: Ребята, какое сейчас время года?

Учащиеся (осень)

Педагог: Верно, осень – холодное время года, время дождей и грусти, порой, в эти дни очень хочется согреться кусочком далекого лета.

Длинный тонкий стебелек,

Сверху-алый огонек.

Не растенье, а маяк-

Это ярко-красный

(мак)

Педагог.

Правильно, это мак.

Мак очень не простой цветок, не зря о нем сложено много легенд и преданий. Почти у каждой народности есть свое особое отношение к этому цветку.

Например, в Провансе мак считается цветком ангела и в день Сошествия Святого Духа маковыми цветками украшают церкви.

А в южной Англии, до сих пор считается плохой приметой приносить дикий мак в дом.


В России многие любят мак просто за его красоту, и несмотря на запреты, тайком выращивают у себя на клумбах для души этот яркий, такой противоречивый, дерзко красивый цветок.

Сказания о маке уходят своими корнями в глубокую античность.

Однако самая распространенная легенда о маке связана не с язычеством, а с христианством. После создания мира Богом, все были счастливы: и люди, и животные, и растения, и небо, и вода. Только Ночь осталась несчастной. Ее очень печалил тот факт, что ей приходится скрывать под своим покровом природные красоты. Она придумывала разные хитрости – звезды, светлячков, чтобы хоть как-то стать светлее. Но все было напрасно. Ночь недолюбливали и люди, она пугала и навевала тоску. Бог решил сжалиться над бедной Ночью и создал Сновидения. С тех пор Ночь перестала пугать, наоборот, ее стали ждать, как желанную гостью. И на первозданной Земле все было спокойно и замечательно, пока в людях не проснулся грех. Человек задумал убить своего ближнего. Сон старался воспрепятствовать этому, но грех был слишком силен и не подпустил к себе сновидения. Тогда Сон разозлился и ударил оземь своим жезлом, Ночь пришла на помощь и вдохнула в него струю жизни. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую силу, сон превратился в мак.

Так на нашей планете появился мак, который до сих пор сохраняет свою, вызывающую сон, силу.

- Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы выполним с вами картину с маками, используя технику монотипия. Перед тем как приступить к работе мы с вами немного отдохнем и почувствуем себя маками в саду. Тихонечко встаем и повторяем движения за мной.

(Физминутка «Забавный мак»)

На пригорке вырос мак (Руки на поясе, покачиваемся)

Он склонил головку так (голову наклонить)

Бабочка над ним порхает, (качать руками на поясе вперед и назад )

Быстро крыльями мелькает.

Облетели лепестки, (развести руками от себя)

Высох домик от жары

стал греметь как погремушка.

Вот так славная игрушка. (хлопаем)

А теперь, приступаем к работе. Я просила вас предварительно приготовить на занятие по альбомному листу, покрытому черной гуашью, у всех есть черные листы?

Ответы детей.

Этапы выполнения работы:

(Творческая деятельность детей под музыкальное сопровождение).

На ваших столах лежит лист бумаги закрашенный черной гуашью, гуашь, кисточки и чистая вода в стаканчиках, также лежат прозрачные пластмассовые квадраты, на которые мы будем наносить краски.

1) Располагаем перед собой лист бумаги в вертикальном положении.

2) Берем прозрачную плоскость и широкую кисть. Наносим на плоскость большое красное пятно, консистенция накладываемой краски должна быть погуще.

3) После нанесения красного пятна смываем остатки краски в воде и берем белый цвет гуаши. Белой гуашью очерчиваем контур пятна и проводим изогнутую линию по центру.

4) Затем прикладываем наш мазок к бумаге и прижимаем, можно немного надавить пальцами, через прозрачную поверхность вы можете наблюдать как расплываются пятна. Обратите внимание на то, что цветки находятся друг от друга на небольшом расстоянии, и расположены в хаотичном порядке.

5) Следующие цветы выполняем таким же образом. Снова наносим краску на поверхность и отпечатываем.

6) После завершения оттисков на уже высохших цветах прорисовываем серединки при помощи желтой гуаши.

7) Следующий этап изображение стебельков и листочков. Стебли рисуем зеленой краской. Нажим кисти при работе средний, начинаем линию от цветка и продолжаем до конца листа.

8) На завершительным этапе белой краской добавляем штрихи для придания четкости работе. Обозначаем края лепестов, стебельки и листья.


Наша работа готова. Ребята, посмотрите на свои маки, вам понравились ваши работы? Скажите, в какой технике Вы их нарисовали?

(Ответы детей)

Вы настоящие художники. Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать порисовать в этой технике и создать свои новые образы. Желаю вам радости создания и успехов.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее