Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие по стране « Удивительные звуки»». МОУ Красногуляевская СШ
МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.
Подготовила: Сырова Н.
Цель: Учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходные по звучанию. Развивать моторику речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Совершенствовать тонкую координацию движения рук и пространственное мышление.
Оборудование: маленькое зеркало, счётные палочки, зелёный карандаш \, тетрадь – по числу детей.
Ход занятия:
В. –Мы сегодня отправляемся в путешествие по стране « Удивительные звуки», где узнаем много интересного. Предлагаю занять свои места в поезде (дети встают друг за другом, держась за локти соседа, имитируют движение поезда).
Д. – Вот поезд наш едет, Колёса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу - чу, чу – чу, чу – чу. Но вот остановка, Кто хочет слезать Вставайте, ребята, Пойдёмте гулять.
В. – Остановились мы в волшебном лесу. Послушаем, какие звуки живут в этом лесу. Ой, кто – то страшный живёт в лесу:
В очень громких сапогах Ходит по лесу Ба – бах! И заслышав этот звук, В ветках спрятался тук – тук, На сосну вбежал Цок – цок, В чащу кинулся Прыг – скок; Чик – чиришка в листья – порх! Тихо – тихо все сидят И, хихикая, следят, Как шумит в лесу Ба – бах В очень шумных сапогах. (Дж. Ривз Шумный Ба – баох). (Дети повторяют вслед за воспитателем слова – звукоподражания).
В. – Какие короткие слова – звукоподражания вам запомнились? Д. – Ба – бах, Тук – тук, Цок – цок, Прыг – скок, порх, шорх. В. – Давайте прогоним шумного Ба – баха из леса, завоем грозно: Д. – У- у – у! В. – Тише, тише, тише, тише! И тиха и неслышна На деревья и на крыши Опустилась тишина. (В. Орлов Тишина) (Дети садятся на стульчики и слушают тишину). В. – Скажите, ребята, у вас есть язычок? (Да). – А где он находится? (Во рту). _- Правильно! Язычок у вас находится во рту. Рот – это домик язычка. Домик открывается и закрывается. Посмотрите! Я буду открывать и закрывать домик (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки, верхние и нижние зубы обнажены). – А теперь скажите, чем домик закрывается? ( Домик закрывается зубами). – Верно! Зубы крепко закрывают домик и не выпускают язычок на улицу. Нижние зубы – это крылечко, а верхние – это дверка. – Попробуйте все вместе открыть и закрыть домик язычка. – Улыбнитесь, закрывайте домик так, чтобы и крылечко, и дверка домика были хорошо видны. – А скажите, для чего нам нужен язык? Что мы делаем языком? (Едим, говорим). В. –Правильно! Но чтобы хорошо говорить язык должен быть широким и тонким. Посмотрите, какой у меня язык! (Воспитатель широкий язык, который без напряжения лежит на нижней губе и своими боковыми краями касается уголков рта). – Посмотрите на свой язычок в зеркало. – Смотрите, дети, у Коли тонкий и широкий язык. А какой у Веры? У Веры узкий и толстый язык. – Для того чтобы язычок был тонкий, нужно научиться его ковать. Помните, как кузнец волку ковал тоненький голосок в сказке « Волк и семеро козлят»? Так и мы с вами будем ковать тоненький язычок. Посмотрите! (Воспитатель закусывает широкий, тонкий, ненапряжённый язык между обнажёнными зубами и медленно, раздельно говорит: «та - та - та». Дети повторяют упражнение. (При произнесении слога «та» язык сам по себе принимает широкую форму. Тем детям, которые не могут сознательно расслабить мускулатуру и распластать язык, в данном упражнении распластывание удаётся). Дети повторяют. – А теперь скажите так:
Мы прижимаем язык зубами - та – та – та, А теперь прижмём губами - па – па - па.
В. – Садитесь поудобнее, я хочу рассказать вам «Сказку о Весёлом язычке». Жил Язычок в своём домике, никуда не выходил. Надоело ему сидеть дома без дела. Захотелось ему поиграть и порезвиться. Открыл он свой домик, высунул широкий хвостик и опять спрятался в ломик. (Воспитатель открывает рот, высовывает широкий язык и опять его втягивает. Дети повторяют упражнение, а воспитатель регулирует ритм словами:
Выбежал из домика - спрятался в домик,
Выбежал из домика - спрятался в домик ). – Сначала Язычок бегал медленно, а потом забегал взад – вперёд всё быстрее и быстрее, как будто котёнок лакает молоко. (Воспитатель производит языком быстрые лакательные движения, дети повторяют). – Посмотрите в зеркало и покажите, как кошка лакает молоко. В. – Устал язычок резвиться. Пусть отдыхает в своём домике, а мы с вами поиграем в игру «Назови похожее слово»
В лесу живёт лиса. Послушайте, как я называю игрушку: - Это лиса. Ллиииссааа.
-Какое ещё слово вспомнить, чтобы оно звучало похоже? Не знаете? А я уже вспомнила: коса.
-Слышите, как сходно они звучат? Молодец, Валя, нашла сходное по звучанию слово - оса.
-Валя, произнеси сразу два слова : лиса – оса.
- А какие слова сходны по звучанию со словом лисичка? (сестричка, синичка, невеличка…)
-Найдите слова сходные по звучанию со словом - лиска (киска, миска…)
Работа в тетрадях. – Тихо в лесу зимой Спят все деревья. В тёплые шубы одела их бабушка Зима. А вот ёлкам не страшна зима. Не боится она её даже свои листочки – иголки не сбросила на зиму. Стоит зелёная красавица.
- Предлагаю вам выложить ёлочку из палочек (самостоятельно, без образца).
- А сейчас нарисуем ёлочку в тетради. (Рисование по точкам и самостоятельно).
- Гномы заглянули к нам в тетради и довольно улыбнулись: « Стройные ёлочки «выросли» у ребят в тетрадях, целый сосновый бор. Стоит, шумит своими мохнатыми ветками.
- Ой, а это что за звук? Слышите?
- Ду – ду – ду!
- Это же наш паровозик . Он напоминает нам, что пора возвращаться в детский сад. Садитесь, ребята, скорее в поезд.
Чух – чух, чух – чух, Колёсики стучат Чух – чух, чух – чух, Вагончики везут домой ребят.
-Вот и приехали! Какое интересное путешествие у нас получилось. Дома перед зеркалом покуйте свой язычок и полакайте язычком как кошка.