Конспект НОД по ФЭМП для детей 4-5 лет «Сказочное путешествие»
Цель: выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно-проверочных занятий.
Задачи:
- Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Закрепить знание количественного и порядкового счета до 5, умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов.
- Закрепить умение определять лишний предмет в ряду похожих.
- Закрепить умение определять предметы по величине узкий - широкий, длинный - короткий.
- Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Демонстрационный материал: печь, печенье, дерево, яблоки, две полоски (узкая и широкая), дощечки (длинные и короткие), избушка Бабы-Яги, интерактивная доска, портативная аудиоколонка.
Раздаточный материал: ножницы, клей карандаш, геометрические фигуры из цветной бумаги.
1.Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
- Здравствуй дружок, (предложить руку ребенку справа)
- Здравствуй дружок! (предложить руку ребенку слева)
- Скорей становитесь со мною в кружок!
- Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»
А теперь ребята оглянитесь и посмотрите на нашу группу, что она вам напоминает, где это бывает?
Дети: В сказке.
Воспитатель: Вокруг все сказочно красиво! Интересно, в какую сказку мы с вами попали? Ой, а нас кто-то встречает.
(Выходит девочка - Аленушка)
Аленушка: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку, и вы узнаете в какую сказку вы попали.
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: Гуси – лебеди
Воспитатель: Гуси- лебеди герои из какой сказки?
Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».
Воспитатель: молодцы ребята, правильно.
- Алёнушка, а ты хочешь с ребятками поиграть?
Алёнушка: Я бы поиграла, но случилась беда. Баба - Яга забрала моего братика Иванушку, а я никак не могу найти дорогу до избушки.
Воспитатель: Мы тебя в беде не оставим. Ребята, поможем Алёнушке?
Дети: Да. Поможем.
2.Актуализация знаний.
Воспитатель: Ну, тогда в путь! (Воспитатель и дети добираются до печки)
Физкультминутка.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки Топ-топ-топ!
По камешкам, по камешкам Прыг-прыг-прыг!
Шли, шли, шли, шли и до печки мы дошли!
Воспитатель: Ребята давайте попросим печку показать дорогу до избушки Бабы- Яги.
Печка в ответ: (аудиозапись)
Я вам, дети, подскажу
И дорогу покажу.
Но пока вы не спешите,
Вынуть печенье мне помогите.
И по разным корзинкам его разложите.
Воспитатель: Ребята, поможем. ( Да).
Дети достают печенье и видят, что оно разной формы (круглое, квадратное, прямоугольное).
Ребята делят его по форме и раскладывают по корзинам.
Печка: ( аудиозапись)
Спасибо вам ребятки, а теперь слушайте внимательно и запоминайте.
Нужно к ней идти все прямо,
А затем свернуть налево.
Там увидите избушку,
Стоит задом – наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят…
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят.
Но путь к ней не близок и вам еще на своем пути придется встретить реку и яблоню, и не раз столкнуться с трудностями.
Дети благодарят печку и продолжают свой путь. И встречают на пути яблоню.
Воспитатель и дети: Яблоня, яблоня покажи нам, пожалуйста, дорогу до избушки Бабы-Яги?
Яблоня: Покажу, если вы поможете сосчитать мои яблочки. Сколько у меня красных и сколько зеленых яблок?
Воспитатель: Наши ребята готовы тебе помочь.
Дети: 5 красных, 4 зеленых
Воспитатель: Каких яблок больше?
Дети: Красных яблок больше.
Воспитатель: Каких яблок меньше?
Дети: Зеленых яблок меньше.
Воспитатель: Ребята. Вы справились.
Яблонька благодарит детей и дает яблочко. (аудиозапись)
«Куда яблочко покатится, туда и следуйте».
Воспитатель:
Пусть дорога нелегка,
Знаем без подсказки,
Что добро сильнее зла
На яву и в сказке.
Дидактическая игра «Собери мостик».
Воспитатель: Ребята, яблочко нас привело к речке. Но их здесь две. Какие они ?
Дети: Одна — широкая, вторая – узкая.
Воспитатель: Чтобы перейти реки нам нужно построить мосты, а из чего можно построить мост?
Дети: Из дощечек.
Воспитатель: На берегу лежит строительный материал разного размера для постройки мостов. Выберите материал нужного размера и постройте сначала один мост, затем другой. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Даша, какую ты выбрала доску, короткую или длинную, и почему?
Даша: Я выбрала длинную доску, потому что я ставила на широкую речку.
Воспитатель: А ты, Рома, какую дощечку выбрал?
Рома: А я выбрал короткую, потому что ставил на узкую речку.
Воспитатель: А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая?
Дети: Способом наложения.
После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку к избушке Бабы-Яги.
Выходит Баба –Яга (взрослый).
Баба-Яга: Кто такие? Чего расшумелись? Спать мне не даете?
Воспитатель: Полно тебе Баба- Яга спать. Отдавай нам Иванушку.
Баба-Яга: Нет, просто так я вам его не отдам, сначала выполните мои задания.
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадку,
Кто смышлёней погляжу.
Задания на магнитной доске
Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой,
Столько ты выполни наклонов. (3)
Сколько на тарелке овальных пирожков,
Столько же выполни прыжков. (5)
Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)
На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз. (1)
Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. ( 2)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Баба-Яга: ну хорошо, считать вы умеете, да и фигуры все знаете, а теперь я вам дам очень хитрое задание и посмотрю как вы с ним справитесь. У меня есть любимый коврик, в котором мыши прогрызли дырки, но мыши оказались математические и поэтому дырки похожи на геометрические фигуры.
Дети рассматривают коврик и называют все геометрические фигуры – дырки. (4 треугольника, 4 квадрата и 4 полукруга).
Баба – Яга: я вам даю два квадрата, два прямоугольника и два круга. И с помощью этих фигур вам надо залатать дырки на ковре, можете приступать. И вот вам клей и моя подсказка (дает детям ножницы).
Дети затрудняются в сложившейся ситуации, но не все.
4. Открытие нового знания.
Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»
Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?
Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?
Как из круга сделать два полукруга?
Воспитатель показывает как с помощью ножниц из квадрата получаются два треугольника, из прямоугольника два квадрата, а из круга два полукруга. И ребята приступают к выполнению задания.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Аппликация. (коллективная работа)
Красивый коврик для Бабы-Яги из геометрических фигур.
Баба-Яга: Ой, какие вы умненькие. Всё про математику знаете. Ладно, верну я вам Иванушку. (Баба- Яга возвращает куклу - Иванушку девочке - Аленушке)
Дети: Спасибо, Баба- Яга. Угощайся печеньем.
Баба-Яга: У меня для вас тоже есть угощения.
Дети: Спасибо.
Баба-Яга угощает детей и всех гостей.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.
6. Итог:
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: Кому вы сегодня помогли? (Аленушке). Как мы ей помогали? Какие нам задания давала Баба-Яга?
Воспитатель хвалит детей и говорит им, что они молодцы, справились со всеми заданиями и смогли помочь сестрице – Аленушке.