Конспект занятия по разделу «Ознакомление с природой»
в подготовительной к школе группе
Тема: «Времена года»
Цель: Формирование познавательного интереса детей.
Задачи:
1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.
2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.
3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.
4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.
5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.
Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки в течение года; разучивание пословиц и поговорок, подготовка аудиозаписей и презентации.
Материалы, оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран, презентация, глобус. Дидактические игры: «Что лишнее, «Разложи картинки по сезонам», «Времена года»; модель времён года, картины по сезонам: Левитан И. И. «Март», Остроухов И. «Золотая осень», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Герасимов А.М. «После дождя. Мокрая терраса».
Ход занятия:
В
оспитатель вносит круг.
- кто догадался, что это?
Ответы детей.
Подходим с детьми к календарю природы.
- Правильно это модель года. Почему она круглая?
Ответы детей. Воспитатель обобщает: одно время года проходит, наступает следующее за ним и так они сменяют друг друга.
- Как вы думаете, почему круг разделён на 12 частей?
Ответы детей. Воспитатель обобщает: четыре времени года и у каждого по три месяца. Дети считают.
Воспитатель:
- У вас на столах модели года. Какой скоро наступит праздник? / Новый год/
- Почему он так называется?
Ответы детей. Воспитатель обобщает: так повели, чтобы знать исчисление года времени. В некоторых странах год начинается летом.
Наш Новый год начинается…? / Зимой/
- Сколько зимних месяцев? Назовите их. Сколько частей надо заштриховать на модели?
Закройте глаза, и представьте, какого цвета вам кажется зима.
Принимаем все ответы, выбираем самый подходящий и заштриховываем «зиму» на модели.
Один ребёнок выполняет задание у доски.
- Какое время года наступает после зимы?
Аналогично выполняем все времена года.
Физкультурная минутка – игра.
Воспитатель:
- Если скажу неправильно, топайте, /приседайте, хлопайте, прыгайте и др./
- Зима, весна, осень…
- Лето, зима…
- Декабрь, январь, июнь… и др.
Игра «Найди ошибку»
На экране появляются картины времён года, но последовательность нарушена. Дети видят и называют ошибку. За правильный ответ – фишка.
Воспитатель:
- Может такое случиться, что после зимы наступит лето? Почему?
Вхождение в картину.
Дети открывают глаза и оказываются в картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Имитируем одевание.
- Расскажите, как вы зиму отличите от других времён года?
Дети называют признаки зимы. /За правильный ответ даётся фишка/.
-
Снег покрывает землю.
-
Солнце опустилось ниже, мало светит и не греет.
-
День короче, ночь длиннее.
-
Мороз.
-
На ветках иней, изморозь.
-
Реки и озёра покрылись льдом.
-
Деревья стоят голые, прекратилось сокодвижение.
-
Метель.
-
Вьюги, позёмка.
-
Снегопад, сосульки, гололёд.
-
Зимующие птицы мало поют.
-
Медведь, ёж, барсук, насекомые в спячке.
-
Люди надевают тёплую одежду.
-
Новый год и др.
Далее дети оказываются в картинах, где изображены весна, лето, осень и называют их признаки.
Весна
-
Солнце поднимается выше, больше светит и греет.
-
Оттепель.
-
Снег, лёд тают, бегут ручьи, ледоход.
-
Проталины.
-
День прибавляется, ночь становится короче.
-
Прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда.
-
Оживают растения, набухают почки, появляется зелень первые цветы.
-
Гроза, туман, роса.
-
Кругом ароматный запах.
-
Начинаются работы на полях, огородах и т. д.
Лето
-
День длинный, ночь короткая.
-
Жарко греет солнце, много зелени, травы, цветов.
-
Дождь тёплый.
-
Летом бывает гроза, роса, радуга.
-
Животным много в лесу еды.
-
Насекомые летают, ползают, птицам много корма, они весело щебечут.
-
Созревают ягоды, растут грибы.
-
Люди надевают лёгкую одежду, купаются, загорают и т. д.
Осень
-
День становится короче, ночь длиннее.
-
Становится холоднее, дуют сильные, холодные ветры.
-
Листья желтеют, краснеют, опадают, гниют. Листопад. Золотая осень.
-
Трава, цветы жухнут.
-
Насекомые прячутся, перелётные птицы улетают в тёплые края.
-
Зимующие птицы перелетают ближе к жилью человека.
-
Животные готовятся к зиме.
-
Часто идут дожди, мокро, грязно, серо, град
-
Небо хмурое, тёмные тучи, бывает снег с дождём.
-
По утрам заморозки.
-
Люди собирают урожай хлеба, овощей, фруктов. Делают заготовки, утепляют дома, квартиры, жилища домашних животных.
Воспитатель вносит глобус.
- Почему после зимы наступает весна, потом лето, осень и снова всё повторяется?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает: Земля кружится вокруг себя и солнца. Солнце не одинаково обогревает землю.
-
Давайте изобразим модель Земли и солнца. /Дети образуют пары/.
Игра «Портрет времени года»
Дети предлагают варианты, воспитатель записывает.
Кем может быть зима? | Какое может быть платье? |
Волшебница Девочка Снежная королева Старушка Принцесса
|
Зелёное Бархатное Золотое Радужное Блестящее
|
Воспитатель:
- Может быть зима – волшебница в зелёном платье? Нет.
В бархатном платье? Нет.
В золотом платье? Нет.
В радужном платье? Нет.
В блестящем платье? Да.
- Может быть зима – девочка в зелёном платье? Да и т. д.
Игра «Что лишнее». Используем презентацию.
1. Снеговик, метель, листья
2. Ледоход, цветы, бабочки
3. Ручейки, листопад, проталины
4. Отлёт птиц, заморозки, радуга
5.Снег, ледоход, санки
Воспитатель:
- Люди во все времена года наблюдали за природой, замечали приметы и придумывали пословицы.
Игра – соревнование «Кто больше вспомнит пословиц». Две команды.
-
Что летом родится – зимой пригодится
-
Навоз отвезём, так и хлеб привезём
-
Мороз не велик, да стоять не велит
-
Весной дождь растит, а осенью гноит и др.
Дети подсчитывают фишки и все получают наклейки, а в подарок игру «Времена года».