Конспект занятия по разделу «Ознакомление с природой»
в подготовительной к школе группе
Тема: «Времена года»
Цель: Формирование познавательного интереса детей.
Задачи:
1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.
2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.
3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.
4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.
5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.
Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки в течение года; разучивание пословиц и поговорок, подготовка аудиозаписей и презентации.
Материалы, оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран, презентация, глобус. Дидактические игры: «Что лишнее, «Разложи картинки по сезонам», «Времена года»; модель времён года, картины по сезонам: Левитан И. И. «Март», Остроухов И. «Золотая осень», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Герасимов А.М. «После дождя. Мокрая терраса».
Ход занятия:
В оспитатель вносит круг.
- кто догадался, что это?
Ответы детей.
Подходим с детьми к календарю природы.
- Правильно это модель года. Почему она круглая?
Ответы детей. Воспитатель обобщает: одно время года проходит, наступает следующее за ним и так они сменяют друг друга.
- Как вы думаете, почему круг разделён на 12 частей?
Ответы детей. Воспитатель обобщает: четыре времени года и у каждого по три месяца. Дети считают.
Воспитатель:
- У вас на столах модели года. Какой скоро наступит праздник? / Новый год/
- Почему он так называется?
Ответы детей. Воспитатель обобщает: так повели, чтобы знать исчисление года времени. В некоторых странах год начинается летом.
Наш Новый год начинается…? / Зимой/
- Сколько зимних месяцев? Назовите их. Сколько частей надо заштриховать на модели?
Закройте глаза, и представьте, какого цвета вам кажется зима.
Принимаем все ответы, выбираем самый подходящий и заштриховываем «зиму» на модели.
Один ребёнок выполняет задание у доски.
- Какое время года наступает после зимы?
Аналогично выполняем все времена года.
Физкультурная минутка – игра.
Воспитатель:
- Если скажу неправильно, топайте, /приседайте, хлопайте, прыгайте и др./
- Зима, весна, осень…
- Лето, зима…
- Декабрь, январь, июнь… и др.
Игра «Найди ошибку»
На экране появляются картины времён года, но последовательность нарушена. Дети видят и называют ошибку. За правильный ответ – фишка.
Воспитатель:
- Может такое случиться, что после зимы наступит лето? Почему?
Вхождение в картину.
Дети открывают глаза и оказываются в картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Имитируем одевание.
- Расскажите, как вы зиму отличите от других времён года?
Дети называют признаки зимы. /За правильный ответ даётся фишка/.
Снег покрывает землю.
Солнце опустилось ниже, мало светит и не греет.
День короче, ночь длиннее.
Мороз.
На ветках иней, изморозь.
Реки и озёра покрылись льдом.
Деревья стоят голые, прекратилось сокодвижение.
Метель.
Вьюги, позёмка.
Снегопад, сосульки, гололёд.
Зимующие птицы мало поют.
Медведь, ёж, барсук, насекомые в спячке.
Люди надевают тёплую одежду.
Новый год и др.
Далее дети оказываются в картинах, где изображены весна, лето, осень и называют их признаки.
Весна
Солнце поднимается выше, больше светит и греет.
Оттепель.
Снег, лёд тают, бегут ручьи, ледоход.
Проталины.
День прибавляется, ночь становится короче.
Прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда.
Оживают растения, набухают почки, появляется зелень первые цветы.
Гроза, туман, роса.
Кругом ароматный запах.
Начинаются работы на полях, огородах и т. д.
Лето
День длинный, ночь короткая.
Жарко греет солнце, много зелени, травы, цветов.
Дождь тёплый.
Летом бывает гроза, роса, радуга.
Животным много в лесу еды.
Насекомые летают, ползают, птицам много корма, они весело щебечут.
Созревают ягоды, растут грибы.
Люди надевают лёгкую одежду, купаются, загорают и т. д.
Осень
День становится короче, ночь длиннее.
Становится холоднее, дуют сильные, холодные ветры.
Листья желтеют, краснеют, опадают, гниют. Листопад. Золотая осень.
Трава, цветы жухнут.
Насекомые прячутся, перелётные птицы улетают в тёплые края.
Зимующие птицы перелетают ближе к жилью человека.
Животные готовятся к зиме.
Часто идут дожди, мокро, грязно, серо, град
Небо хмурое, тёмные тучи, бывает снег с дождём.
По утрам заморозки.
Люди собирают урожай хлеба, овощей, фруктов. Делают заготовки, утепляют дома, квартиры, жилища домашних животных.
Воспитатель вносит глобус.
- Почему после зимы наступает весна, потом лето, осень и снова всё повторяется?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает: Земля кружится вокруг себя и солнца. Солнце не одинаково обогревает землю.
- Давайте изобразим модель Земли и солнца. /Дети образуют пары/.
Игра «Портрет времени года»
Дети предлагают варианты, воспитатель записывает.
Кем может быть зима? | Какое может быть платье? |
Волшебница Девочка Снежная королева Старушка Принцесса
|
Зелёное Бархатное Золотое Радужное Блестящее
|
Воспитатель:
- Может быть зима – волшебница в зелёном платье? Нет.
В бархатном платье? Нет.
В золотом платье? Нет.
В радужном платье? Нет.
В блестящем платье? Да.
- Может быть зима – девочка в зелёном платье? Да и т. д.
Игра «Что лишнее». Используем презентацию.
1. Снеговик, метель, листья
2. Ледоход, цветы, бабочки
3. Ручейки, листопад, проталины
4. Отлёт птиц, заморозки, радуга
5.Снег, ледоход, санки
Воспитатель:
- Люди во все времена года наблюдали за природой, замечали приметы и придумывали пословицы.
Игра – соревнование «Кто больше вспомнит пословиц». Две команды.
Что летом родится – зимой пригодится
Навоз отвезём, так и хлеб привезём
Мороз не велик, да стоять не велит
Весной дождь растит, а осенью гноит и др.
Дети подсчитывают фишки и все получают наклейки, а в подарок игру «Времена года».