«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект НОД «Ознакомление с природой» в подготовительной к школе группе «Времена года»

Цель: Формирование познавательного интереса детей.

Задачи:

1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.

2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.

3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.

4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.

5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Конспект занятия по разделу «Ознакомление с природой»

в подготовительной к школе группе

Тема: «Времена года»

Цель: Формирование познавательного интереса детей.

Задачи:

1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.

2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.

3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.

4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.

5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.

Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки в течение года; разучивание пословиц и поговорок, подготовка аудиозаписей и презентации.

Материалы, оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран, презентация, глобус. Дидактические игры: «Что лишнее, «Разложи картинки по сезонам», «Времена года»; модель времён года, картины по сезонам: Левитан И. И. «Март», Остроухов И. «Золотая осень», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Герасимов А.М. «После дождя. Мокрая терраса».


Ход занятия:


В оспитатель вносит круг.

- кто догадался, что это?

Ответы детей.


Подходим с детьми к календарю природы.

- Правильно это модель года. Почему она круглая?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: одно время года проходит, наступает следующее за ним и так они сменяют друг друга.

- Как вы думаете, почему круг разделён на 12 частей?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: четыре времени года и у каждого по три месяца. Дети считают.

Воспитатель:

- У вас на столах модели года. Какой скоро наступит праздник? / Новый год/

- Почему он так называется?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: так повели, чтобы знать исчисление года времени. В некоторых странах год начинается летом.

Наш Новый год начинается…? / Зимой/

- Сколько зимних месяцев? Назовите их. Сколько частей надо заштриховать на модели?

Закройте глаза, и представьте, какого цвета вам кажется зима.

Принимаем все ответы, выбираем самый подходящий и заштриховываем «зиму» на модели.

Один ребёнок выполняет задание у доски.

- Какое время года наступает после зимы?

Аналогично выполняем все времена года.


Физкультурная минутка – игра.

Воспитатель:

- Если скажу неправильно, топайте, /приседайте, хлопайте, прыгайте и др./

- Зима, весна, осень…

- Лето, зима…

- Декабрь, январь, июнь… и др.


Игра «Найди ошибку»

На экране появляются картины времён года, но последовательность нарушена. Дети видят и называют ошибку. За правильный ответ – фишка.

Воспитатель:

- Может такое случиться, что после зимы наступит лето? Почему?

Вхождение в картину.

Дети открывают глаза и оказываются в картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Имитируем одевание.

- Расскажите, как вы зиму отличите от других времён года?

Дети называют признаки зимы. /За правильный ответ даётся фишка/.


  • Снег покрывает землю.

  • Солнце опустилось ниже, мало светит и не греет.

  • День короче, ночь длиннее.

  • Мороз.

  • На ветках иней, изморозь.

  • Реки и озёра покрылись льдом.

  • Деревья стоят голые, прекратилось сокодвижение.

  • Метель.

  • Вьюги, позёмка.

  • Снегопад, сосульки, гололёд.

  • Зимующие птицы мало поют.

  • Медведь, ёж, барсук, насекомые в спячке.

  • Люди надевают тёплую одежду.

  • Новый год и др.

Далее дети оказываются в картинах, где изображены весна, лето, осень и называют их признаки.


Весна


  • Солнце поднимается выше, больше светит и греет.

  • Оттепель.

  • Снег, лёд тают, бегут ручьи, ледоход.

  • Проталины.

  • День прибавляется, ночь становится короче.

  • Прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда.

  • Оживают растения, набухают почки, появляется зелень первые цветы.

  • Гроза, туман, роса.

  • Кругом ароматный запах.

  • Начинаются работы на полях, огородах и т. д.

Лето


  • День длинный, ночь короткая.

  • Жарко греет солнце, много зелени, травы, цветов.

  • Дождь тёплый.

  • Летом бывает гроза, роса, радуга.

  • Животным много в лесу еды.

  • Насекомые летают, ползают, птицам много корма, они весело щебечут.

  • Созревают ягоды, растут грибы.

  • Люди надевают лёгкую одежду, купаются, загорают и т. д.

Осень


  • День становится короче, ночь длиннее.

  • Становится холоднее, дуют сильные, холодные ветры.

  • Листья желтеют, краснеют, опадают, гниют. Листопад. Золотая осень.

  • Трава, цветы жухнут.

  • Насекомые прячутся, перелётные птицы улетают в тёплые края.

  • Зимующие птицы перелетают ближе к жилью человека.

  • Животные готовятся к зиме.

  • Часто идут дожди, мокро, грязно, серо, град

  • Небо хмурое, тёмные тучи, бывает снег с дождём.

  • По утрам заморозки.

  • Люди собирают урожай хлеба, овощей, фруктов. Делают заготовки, утепляют дома, квартиры, жилища домашних животных.


Воспитатель вносит глобус.

- Почему после зимы наступает весна, потом лето, осень и снова всё повторяется?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает: Земля кружится вокруг себя и солнца. Солнце не одинаково обогревает землю.

- Давайте изобразим модель Земли и солнца. /Дети образуют пары/.















Игра «Портрет времени года»

Дети предлагают варианты, воспитатель записывает.

Кем может быть зима?

Какое может быть платье?


Волшебница

Девочка

Снежная королева

Старушка

Принцесса



Зелёное

Бархатное

Золотое

Радужное

Блестящее



Воспитатель:

- Может быть зима – волшебница в зелёном платье? Нет.

В бархатном платье? Нет.

В золотом платье? Нет.

В радужном платье? Нет.

В блестящем платье? Да.


- Может быть зима – девочка в зелёном платье? Да и т. д.


Игра «Что лишнее». Используем презентацию.

1. Снеговик, метель, листья

2. Ледоход, цветы, бабочки

3. Ручейки, листопад, проталины

4. Отлёт птиц, заморозки, радуга

5.Снег, ледоход, санки


Воспитатель:

- Люди во все времена года наблюдали за природой, замечали приметы и придумывали пословицы.


Игра – соревнование «Кто больше вспомнит пословиц». Две команды.

  • Что летом родится – зимой пригодится

  • Навоз отвезём, так и хлеб привезём

  • Мороз не велик, да стоять не велит

  • Весной дождь растит, а осенью гноит и др.


Дети подсчитывают фишки и все получают наклейки, а в подарок игру «Времена года».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее