Согласовано
Старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 31 «Теремок»
_______________________С.А. Кочерга
«______»_____ 2022г.
Конспект НОД по теме «Ателье» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по формированию навыков лексико – грамматической стороны речи.
Подготовили и провели:
Учитель – логопед:
Тодорова Ольга Алексеевна
Воспитатель:
Односталко Галина Анатольевна
Цели: закрепить и обобщить знания детей об одежде, формировать навык лексико – грамматической стороны речи.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
— учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
—упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
—активизировать и расширять словарь по теме;
— развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать в игровой ситуации навыки поведения в общественных местах.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов одежды, головных уборов, шляпа для «директора» ателье, презентация.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Сегодня у нас необычный день! Мы отправляемся на экскурсию. А куда, вы догадаетесь сами, после того как я расскажу стихотворение.
Объявление темы.
Чтение стихотворения:
Мастера пустили в дело Иглы, ножницы, утюг.
За шитье взялись умело много быстрых, ловких рук.
Получайте свой заказ! Все по мерке, в самый раз.
Скажите, кто этот мастер, который пустил в дело иглы, ножницы, утюг? (Портной.) А как сказать о женщине этой профессии? (Портниха.) Где они работают и где мы можем получить готовый заказ? Так куда мы отправляемся на экскурсию? (В ателье.)
Вводная беседа.
Логопед: Мы отправляемся в ателье по пошиву одежды, обуви и головных уборов. А еще можно сказать, что это Дом моды. А у Дома моды должен быть директор. Директором сегодня буду я. И для этого мне нужно вот что. (Логопед достает модную шляпку.)
Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» (проводит воспитатель)
Логопед: В нашем Доме моды много разных моделей одежды.
Вы можете заказать себе что-нибудь по выбору. (Выставляются предметные картинки с изображением одежды.)
Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Но сначала мы узнаем, из каких материалов можно изготовить одежду.
Игра «Что из чего — какое?».
Платье из шелка (какое?) — ... (Шелковое.) Юбка из ситца — ... (Ситцевая.) Свитер из шерсти - шерстяной, плащ из кожи — кожаный, шуба из меха — меховая, пальто из драпа — драповое.
Логопед: Я думаю, что теперь вы готовы сделать заказ.
Игра «На заказ». Предварительно логопед проводит с ребенком следующий диалог.
Ребенок: Здравствуйте.
Логопед: Здравствуйте. Что вы хотите заказать?
Ребенок: Я хочу заказать у вас платье. (Ребенок может назвать любой другой предмет одежды.)
Логопед: Хорошо. А какое оно должно быть? Расскажите.
Ребенок рассказывает, какое платье ему нужно. Логопед (директор Дома моды) направляет его и помогает в составлении заказа.
Логопед: Для себя вы заказ сделали, а теперь давайте сделаем заказ для Маши и Машеньки.
Игра «Одень Машу и Машеньку».
Дети упражняются в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Логопед: Для Маши я закажу шапку, а для Машеньки - шапочку (платье— платьице, штаны — штанишки, юбка — юбочка и т.д.).
Физкультминутка. (проводит воспитатель)
Логопед: Ребята! В ателье, в магазине, у вас дома - много одежды. Давайте попробуем её сосчитать. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.
Игра «Закончи предложение».
Упражнять детей в согласовании числительных и существительных.
Одна рубашка, а на вешалке пять ... (рубашек.)
Одна шапка, а на полке пять ... (шапок.)
Одно платье, а в шкафу пять ... (платьев.)
Одна юбка, а на полке пять ... (юбок.)
Одна шуба, а в ателье сшили пять…. (шуб.)
Одна футболка, а мама купила пять… (футболок.)
Один шарф, а бабушка связала пять… (шарфов.)
Логопед: Ребята! Одежду можно сшить, а можно связать. Посмотрите на картинки, которые находятся перед вами, и расскажите, что шьют, а что вяжут.
Игра «Подбери слова». «Что шьют, а что вяжут?».
Шьют — платье, юбку, плащ, пальто, костюм.
Вяжут — носки, шапку, свитер, варежки, шарф.
Игра: «Мой, моя» Согласование существительных с притяжательными местоимениями. (Рубашка, свитер, жилет, шапка, куртка.)
«Скажи как называется?» с мячом.
Как называется одежда для женщин – женская, для мужчин – мужская, для детей – детская, для зимы - зимняя, для лета – летняя, для осени – осеняя, для весны – весенняя.
Ребята, поступил заказ, помогите пожалуйста раскрасить модель куртки. Наша задача раскрасить детали в определенный цвет: воротник – желтого цвета, карманы – оранжевого цвета, рукава – зеленым, замок – синим цветом. (дети садятся за столы)
Игра: «Собери картинку» (разрезные картинки) Развитие внимания, мелкой моторики.
Логопед: Что ты собрал? (полным ответ)
Беседа. Что нужно делать, что бы одежда лучше сохранилась?
(ответы детей)
Итог занятия. Логопед: Где вы сегодня делали заказы? Какие предметы одежды заказывали в ателье? Кто работает в ателье? (Портные, мастера.)
Ребята я предлагаю вам выбрать смайлик вашего настроения, в завершении нашего путешествия.