«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема. Квест – путешествие «Донбасс – мой край родной»

воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину,-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет; -формировать умения правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша.

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;

развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия городов;

-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста



Тема. Квест – путешествие «Донбасс – мой край родной»

Цель: воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.

Задачи:

Образовательная:

-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет; -формировать умения правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша.

Развивающая:

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;

развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия городов;

-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.

Воспитательная:

-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально­коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно­эстетическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная; использование игровой ситуации на протяжении всей совместной деятельности.

Словарная работа: Донбасс, Донецкая Народная Республика, символика, полезные ископаемые

Индивидуальная работа: Помощь затрудняющимся воспитанникам в выборе и описании знака полезного ископаемого, в уточнении и формулировке ответа на поставленный вопрос.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

-беседы: «Наша Родина Донецкий край», «Символика Донецкой Народной Республики и г.Шахтёрска»;

-чтение художественной литературы (А. А. Мытарев, Л.М. Савельева «Наш край родной», стихи о Донбассе, г.Донецке);

-рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы, экскурсии;

-создание в группе познавательного центра «Наш родной край»

-игровая ситуация, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений.

—динамические упражнения — речь с движением.

-прослушивание музыкальных произведений.

Технические средства: Музыкальный центр,проэктор,ноутбук.



Ход НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный день, солнышко улыбается нам давайте и мы поделимся со всеми хорошим настроением и поздороваемся с нашим родным краем и гостями.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живём в родном краю!

Всех я вас приветствую!

Покажите мне свои ладошки, а теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? А теперь давайте вместе приложим свои ладошки и передадим тепло друг другу. Вы очень дружные и ласковые ребята, и только такие живут в нашем городе.

Воспитатель:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём

И берёзки у дороги

По которой мы идём

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня будем говорить? Правильно, мы будем говорить о Родине.

- Ребята, а что такое «малая Родина»? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, молодцы, малая Родина - это наш город, где мы родились, живем и растем, где живут наши родные: мама, папа, братья и сестры, наш детский сад.

Восп-ль: Ребята, а что такое «большая Родина»?

Дети: Большая Родина - это наш Донецкий край.

Под музыку («Маленький гном») входит Гном-Шахтарик .

Гном: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня узнали? Я гномик-Шахтарик. Как вы думаете, где я живу? (ответы). Правильно живу я под землёй, но иногда я выхожу на поверхность, чтобы посмотреть как живут люди. Я узнал от вас много интересного о крае и городе, в котором вы живёте. Хочу открыть вам секрет: у каждого города есть хранитель. Он бережёт покой города, мир, следит за порядком, заботится о жителях. А мне так понравился ваш город, что я решил остаться здесь и стать хранителем вашего города. Знаю, что вы сочинили про меня сказки, я их читал. Мне они очень понравились, спасибо вам! Я вам приготовил подарок. Но просто так я никому ничего не дарю. Я предлагаю вам отправиться в квест-путешествие. Вы знаете что это такое? Вам нужно пройти несколько испытаний и тогда вы соберёте карту и она укажет вам где мой подарок. По пути вы будете встречать моих друзей и они вам помогут. И первое испытание от меня. Я хочу, чтоб вы мне ещё рассказали о своем крае и городе. Лови мяч не зевай и на мой вопрос ты отвечай!

Блиц опрос:

Назовите главный город вашего края.

Как называется ваша молодая республика?

Назовите города вашего края?

Назовите город в котором вы живёте?

Как раньше назывался ваш город?

Что такое символы государства, края,города?

Что изображено на гербе ДНР?

Что символизирует двухглавый орёл?

Какие цвета на флаге ДНР и что они обозначают?

Что изображено на гербе города Донецка?

Какие особенности вашего города символизирует герб?

Чем славен ваш город? (достопримечательности: шахты, терриконы,шахтёрский труд,горящие камни)

Гном: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Букет красивых слов» Каждый из вас говорит по одному красивому слову и ставит в вазу.

(современный,трудолюбивый,харизматичный,ароматный,родной,любимый,гостеприимный, тёплый, добрый, зелёный и т.д )

Гном: Вот, какой красивый букет мы собрали. Молодцы, вы прошли моё испытание и за это получаете часть карты и подсказку куда двигаться дальше. До свидания, я желаю вам успеха.

Воспитатель: Спасибо тебе гномик! А части карты мы будем складывать в наш мешочек и когда соберём всю карту сложим её. Ну что ,ребята, давайте посмотрим куда нам двигаться дальше. Посмотрите, дети, это спортивный участок, а вот и подсказка, о чём будет наше задание.

Воспитатель: «Профессии»

  • Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки Будут Родине нужны!

  • Ребята, о чём мы будем говорить? (ответы детей). Гномик нам оставил «чудесный мешочек», а что в нём мы сейчас узнаем.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Вам предлагается поочередно достать предмет из мешочка и назвать, к какой профессии он относится, и показать, как им работают.

Воспитатель: Молодцы! Благодаря какой профессии наш город называют городом горняков. (Ответы детей.)

Воспитатель: Ну, где же следующая подсказка? Посмотрите внимательно, вы нигде её не видите? Так, правильно, шарика у нас не было на участке. Как же мы её достанем? (ответы детей, лопают шарик). Смотрите вот и следующая часть карты-маршрута и подсказка. Посмотрите, дети куда нам нужно попасть (ответы детей).Так, правильно, на участок младшей группы. А что в подсказке?

Очень странный старичок,

Вместо носика -сучок!

Дружит с Бабушкой Ягой!

По лесу гуляет- Лес он охраняет.

А зовётся старичок...

Старичок.. .(ЛЕСОВИЧОК)

Воспитатель: Значит, наш путь лежит в гости к старичку - лесовичку. Дети, я предлагаю вам немного передохнуть перед дорогой.

Физминутка «Родина»

Утром рано мы встаём,

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город видим за окном.

(показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт,

(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовёт.

(ходьба на месте)

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

(поднять руки вверх и опустить)

Далёкие и близкие,

(вытянуть руки и приблизить к себе)

Деревянные, панельные, кирпичные,

(передвигать одной рукой как будто бы считаем)

Вроде бы обычные.

(развести руками)

Мы живём, мы растём

В нашем городе родном.

(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)

Для кого-то - небольшой, - (показать руками маленький предмет)

А для нас - огромный.

(поднять руки вверх и опустить через стороны).

Воспитатель: Отдохнули! Чтобы попасть к лесовичку нужно преодолеть полосу препятствий.

(Полоса препятствий. Пройти по следам, попрыгать в классики, пройти змейкой, перейти мостик)

Звучит музыка леса.

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего края! Это бескрайняя степь, луга с ароматом полевых цветов, это курганы— все это создает неповторимую красоту нашего края. (Тихо звучит музыка с пением птиц).

-Ребята, а для чего человеку нужна природа? (Ответы воспитанников).

-А теперь, представьте себе, что вы находитесь на лесной поляне.

-Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.

Упражнение на дыхание «Аромат леса».

(Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А — ах!»)

-Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу? (Свежестью, травою, цветами и т.д.).

-А, что мы услышим в лесу? (Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.).

-Как вы думаете, каких птиц мы увидим? (Дятла, сову, фазана, ворону, воробья и т. д.). -Назовите, какие деревья растут в наших лесах? (Березы, дубы, ивы, сосны и т. д.).

Звучит музыка (звуки леса) появляется лесовичок.

Старик-лесовик: Кто это ко мне пожаловал? Потревожил мой покой!(ответы детей) Ну, здравствуйте, друзья!В нашем лесу много секретов. Я разрешаю их искать только самым смелым и сильным. А кто слабенький, может просто по лесу пройтись. Среди вас есть сильные и смелые, на солнце загорелые? Вы готовы к поиску секретов? (ответы детей)

Игра «Найди животное».

- Тогда слушаем задание. Где-то на полянке спрятаны восемь масок с изображением разных лесных жителей. Попробуйте их найти. Кто нашел маску, надевайте ее и бегите ко мне. Только не шумите, двигайтесь тихо, чтобы не тревожить лес.

Старик-лесовик: Молодцы! Все маски нашли! Кто из зверей здесь собрался?

Дети: Лиса, заяц, белка, медведь, волк, еж, мышь, рысь.

Старик-лесовик: А все ли звери, которых вы нашли, живут в нашем лесу? (ответы детей). Молодцы! Но в моём лесном царстве не только звери живут, но и птицы, а в речке и ставке водится разная рыба. Я хочу проверить вас ещё.

Игра «Выбери верную картинку»

Лесовичок: Разделитесь на команды. Одна команды выбирает животных нашего края, другая птиц, а третья рыб.

(на столах лежат картинки, детям нужно выбрать верную картинку и повесить на свой мольберт)

Да, хорошая у вас команда. Я вами доволен. До свидание, ребята, продолжайте свое путешествие. Но не забывайте как нужно себя вести в лесу, соблюдайте тишину, не кричите. А вот от меня часть карты-маршрута и подсказка.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Вам понравилось играть с лесовичком? Ну что, посмотрим куда нам дальше идти и кого мы встретим на пути.

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень - листьям, нам - тепло,

Волшебство - чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица -... (весна)

Воспитатель: Путь наш лежит в гости к весне.

Звучит музыка и появляется весна.(участок подготовительной группы)

Весна: Здравствуйте ребята! Мне гномик сказал,что вы ищете место,где спрятан подарок от него. Вы уже прошли несколько испытаний и получили части карты? Я тоже хочу с вами поиграть.

Игра «Такой листок, лети ко мне»

Весна: Хочу узнать знаете ли вы деревья нашей местности. Я раздам вам листочки и у кого будет листочек какой покажу я по сигналу: «У кого такой листок -ко мне» подбегает ко мне. Будьте внимательны.

(весна спрашивает у детей с какого дерева листочек она показала)

Весна: Молодцы! А сейчас пойдём в огород, да расскажем, что в Донецке на грядках растёт. У меня овощи такие проказники все «вершки» и «корешки» перепутались. Помогите мне. По сигналу: «Раз, два, три - свою пару найди!» подберите себе пару.

Дидактическая игра «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

(Весна делит детей на две группы. Одной из них она дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой - вершки - ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три - свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.)

Весна: Давайте мы еще в одну игру поиграем на лесной полянке. Называется она:

«Назови, одним словом»

  • Волк, лиса, кабан, олень.. .это (звери)

  • Ель, сосна, береза, ива... (деревья)

  • Воробей, голубь, синица, сорока, сова... (оседлые птицы)

  • Соловей, иволга, кукушка, ласточка,перепел,журавль... (перелетные птицы)

  • Роза, тюльпан, астра, гладиолус... (сад, цветы)

  • Кузнечик, муха, стрекоза, майский жук.. .(насекомые).

Весна: Все эти звери, птицы, насекомые обитают на нашей «малой Родине», и так же цветы и деревья растут в наших лесах.

- Ребята, вот ваша часть карты и подсказка куда двигаться дальше. Вы молодцы! До свидания!

Воспитатель: Что у нас в подсказке?

И в лесу, и на болоте

Старушонка ходит вроде.

У нее нелепый вид,

Всех вокруг она смешит,

Но она совсем не зла –

Это ведь (кикимора)

Мы оправляемся дальше, в гости к кикиморе. А чтобы к ней попасть, нужно пройти по кочкам.

Звучит музыка Кикимора сидит возле болота.

Кикимора: Ой кто это ко мне пожаловал! Какие деточки! И зачем вы пришли? (ответы детей). Ах, да я со всем забыла, точно-точно, просил меня Гном, что-то вам отдать. Но от меня так просто вы не уйдёте. Говорят вы такие умные, всё знаете. Наш край хранит множество самых настоящих сокровищ. Скажите, почему природные богатства называют «полезными ископаемыми?»

Ответы детей. (Потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные - потому что они приносят большую пользу людям.)

А для чего они нужны?

Какие полезные ископаемые есть в нашем Донецком крае?

Отгадайте мои загадки и назовите полезные ископаемые нашего Донецкого края?(ответы детей)

Он несёт в дома тепло, от него кругом светло

Чёрный, блестящий-труженик настоящий, (уголь)

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу, она понадобиться сразу, (глина)

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе.

Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже, (песок)

Кикимора: Ой, да молодцы! Ну всё знают! Сейчас я превращу вас в настоящих следопытов и исследователей. Вы будете искать полезные ископаемые спрятанные у меня на болоте.

(дети ищут контейнеры с полезными ископаемыми в судочках с солью)

Кикимора: А теперь откройте и посмотрите, что вы нашли. Назовите полезные ископаемые. Я предлагаю вам провести и опыты и узнать какими свойствами обладают эти полезные ископаемые.

Опыты

Опыт1 с углём. Воспитатель предлагает взять кусочек угля и рассмотреть его. Порисовать на листе бумаги. Воспитатель обращает внимание детей, какой уголь красивый - чёрный, блестит, сверкает на солнце. Опустить уголь в стакан с водой, растворяется или нет. Вывод: уголь блестит, твердый, не растворяется в воде, оставляет след, уголь не впитывает воду.

Опыт2 с песком и глиной. Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок - сыпучий. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок - рыхлый в отличие от глины.

ОпытЗ .Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине. Для большей наглядности модно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду.

Кикимора: Молодцы! Я очень люблю веселиться, давайте поиграем в игру «Пожалуйста». Если вы услышите слово «пожалуйста», то выполняете движение, которое я вам говорю, (просит игроков выполнять разные движения - поднять руки вверх, попрыгать, присесть. Но игроки выполняют команду, только если водящий произносит слово "пожалуйста". Если водящий забыл произнести вежливое слово то движение выполнять не надо)

Кикимора: Ох и повеселилась я с вами, спасибо, что зашли ко мне. Вот вам часть карты и подсказка. До свидания!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, куда дальше лежит наш путь. На части карты обозначен участок средней группы. Ну что следуем маршрутом.

Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли.

(Шаг марша).

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв.

(Ходьба змейкой).

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

(Прыжки с продвижением вперед).

Впереди течет ручей, подходите поскорей.

(Ходьба на носках, руки — в стороны).

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

Раз-два, раз-два — (прыжки).

Позади теперь вода! (маршировать).

Раз-два, раз-два — (прыжки).

Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).

Вот и участок недалеко.

Воспитатель: Ребята, давайте сложим карту, интересно узнать все ли испытания гномика мы выполнили.(дети складывают карту и делают вывод, что все-это последняя остановка) А что нужно найти здесь узнаем из подсказки.

Загадка про сундук.

Прячет гномик вещи там:

Сапоги, кафтан,сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут.. ..сундук.

Воспитатель: Посмотрите вокруг, есть ли где сундук? Но как же нам его открыть?

Смотрите вот письмо! От кого же оно как вы думаете?

Читает письмо: «Дорогие друзья! Мои помощники рассказали мне, что вы отлично справились с испытаниями. Вы молодцы! Мой подарок в сундуке, я думаю он вам очень пригодиться, и у меня к вам есть просьба - подберите пословицы о Родине и родном крае . А ваш воспитатель запишет их на телефон и пришлёт мне голосовой почтой! Хранитель города и ваш друг Гномик-Шахтарик»

Дети говорят пословицы.

Родной край - сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Всякому мила своя сторона.

В своём ломе и стены помогают.

Жить - Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Родину-мать учись защищать.

Воспитатель: Ой, ребята, я не заметила, а в конверте ключик от сундучка. Вот он. Давайте откроем и посмотрим, что за подарок оставил нам Гномик-Шахтарик.

Воспитатель: Посмотрите, какой чудесный подарок! Это лэпбук о нашем родном Донецком крае. Он поможет вам ещё лучше познакомиться с родным краем, а в играх вы будете закреплять знания о родном городе и крае в котором вы живёте. (Дети достают лэпбук о родном крае, а на дне конфеты кристаллики.)











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее