Музейный урок «Открой свою Конду»
I. Организация. Эмоциональный настрой.
Учитель читает стихотворение о Родине:
Распростерлись в дымке синей
Величавые края –
Это ты, моя Россия
Свет мой, Родина моя!
- Скажите, ребята, о чем это стихотворение? (Выслушиваются ответы детей)
II. Сообщение темы и цели занятия
- Ребята, я не случайно прочитала это стихотворение. Скажите, о чем мы будем вести разговор? (Ответы детей)
- Ребята, а что вы считаете своей Родиной? (отвечают ребята по желанию, предполагаемые ответы: Россия, ХМАО, Кондинский район, д Юмас, с.Ямки и т.д.)
-Да. Согласна с вами. Родина – это и большая страна, это и место, где человек родился и рос, где он познал свои радости и горести.
III. Актуализация знаний обучающихся
- Наша страна велика и разнообразна. В ее состав входят 89 субъектов.
- А в каком регионе живем мы с вами (ХМАО-Югра) Что за край?
Откройте атлас синий,
Вот лежит в короне нефтяной
Черная жемчужина России,
Область со страну величиной!
- Почему наша округ – «черная жемчужина»? Почему «лежит в короне нефтяной»? (Дети отвечают).
- Мы с вами являемся небольшими частичками нашей большой и малой родины. И наш округ, и наш район составляют нашу большую страну.
Ребята, почему наш район назвали – КОНДИНСКИЙ РАЙОН? (По реке Конда).
А вы знаете, что Конда – означает песчаный, возвышенный берег. И правда у нас такие берега – высокие, песчаные.
А еще наш район называют «Край чистых рос»
Почему? Ребята.
Людмила Соколкова «Любовь моя»
Кондинский край – край сосен великанов,
Так сладок плен морошковых болот,
И вечный зов седых твоих урманов.
И звезд осенних призрачный полет.
И в прошлом ты – край сказок и шаманов.
Вот также слушал крики журавлей.
Край чистых рос, край утренних туманов,
Кондинский край – ты всех земель милей.
- Ребята, а как вы думаете, почему сегодня мы ведем разговор о нашем районе?
Посмотрите на эту запись! (Дети обращают внимание на плакат). Какое отношение она имеет к нашему занятию? Что обозначают эти числа? (Дети говорят, что в этом году Кондинскому району исполняется 99 лет. Он был образован 12 ноября 1923 года)
ІV. Богатства нашего района.
- Ребята, знаете ли вы какие муниципальные образования входят в состав Кондинского района? (Дети называют).
- В состав района входят: 5 городских и 5 сельских поселений. (г.п.Междуреченский, г.п.Кондинский, г.п.Луговой, г.п.Куминский, г.п.Мортка, с.п.Половинка, с.п.Шугур, с.п.Болчары, с.п.Леуши, с.п.Мулымья).
Задание из предложенных названий населенных пунктов выбрать те, которые относятся к Кондинскому району. (фото размещены на стенах, находят приклеивают на карту)
- Ребята, обратите внимание на изображение герба Кондинского района. Что означают цвета герба!??
(Зеленый и синий цвет, обозначает принадлежность к Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, эти же цвета - символ обилия озер и лесов; Золотой кедр – символ плодородия, долголетия, богатства лесов; Серебряное поле - символ еще не разработанных земель)
- Ребята, а какими природными ресурсами богат наш район!?? (леса, озера, реки, нефть)
- Молодцы, Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай по описанию».
1. Это – хвойное дерево, не любит солнца, поэтому в таких лесах всегда довольно темно. Из древесины делают бумагу, музыкальные инструменты. (Ель)
2. Это – высокое дерево. Любит солнце, поэтому нижних веток нет. Оно очищает воздух от микробов. Смола очень полезна. (Сосна)
3. Это – лиственное дерево. Белый ствол защищает дерево от солнечных лучей. Сок очень полезен. Из древесины – мебель. (Береза)
4. Это – ягодное дерево. Его ягоды очень полезны, но пригодны в пищу только после осенних заморозков, их любят клевать птицы. (Рябина)
5. Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине и щука не проглотит. (Ёрш)
6. У неё во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)
7. Рыба полосатая, хищная, опасная, ловит маленьких мальков, красный цвет у плавников!
(Окунь)
8. Народные названия этой ягоды: глошина, царь-ягода, арктическая малина, болотный стражник. Считается источником ряда витаминов и микроэлементов. (Морошка)
9. Словно мелкий виноград,
Гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь,
Витамины запасешь.
Средь валежника - смотри-ка! -
Что за ягодка?... (Брусника)
10. Этот гриб появляется в августе, растет во мху под елкой. Он звонче всех хрустит в засолке. Растут эти грибы кучами—грудами, откуда и пошло их название. (Груздь)
11. Разноцветные панамки
Вылезают из землянки,
Вырастают под дождем,
Раскрываются зонтом.
Есть сырыми их нельзя.
Как грибы назвали зря? (Сыроежки)
12.Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь ее. Может, потому и получил гриб своё название. (Белый гриб)
13. Природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, в народе называют «черное золото». (Нефть)
V. Знаменитые люди нашего района.
- Ребята, чем еще богат наш район? (Жители Кондинского района, мы с вами)
- Верно. В нашем районе проживают известные люди, но нельзя забывать и о тех, которые жили и прославляли наш район раньше. А давайте вспомним, какие знаменитости родились, проживали или бывали в нашем крае? Герои, писатели, поэты, спортсмены и т.п. (Дети отвечают).
Герои Советского Союза во время ВОВ
Петр Яковлевич Панов и Кирилл Петрович Механошин.
Знаменитый спортсмен - Устюгов Сергей Александрович.
Краеведы и этнографы, деятели культуры
Конькова Анна Митрофановна, Кузакова Евдокия Александровна, Картина Александра Игнатьевна.
Поэт Андрей Семенович Тарханов, художник Дмитрий Михайлович Змановский, Александр Васильевич Красов.
И много-много других писателей и поэтов.
VI. Подведение итогов занятия.
- Какая замечательная карта у нас получилась! Теперь вы знаете, сколько интересного у нас в районе.
Ребята, говорят если пожелать человеку на день рождения много хорошего, он становится счастливее!!!
Давайте и мы с вами встанем в круг и пожелаем нашему району много хорошего!