Конспект логопедического занятия по теме «Посуда»
по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР (старшая группа)
Цель: уточнить и расширить знания детей о посуде (кухонной, чайной, столовой) .
Задачи: продолжать учить детей употреблять в речи относительные прилагательные, слова обозначающие посуду от названия продуктов (сахар - сахарница, суп – супница и т. д., закрепить умение исключать лишний предмет из ряда предметов, совершенствовать навыки слогового анализа слов, совершенствовать умение складывать разрезные картинки. Развитие графических навыков, общей моторики, длительного (ротового) выдоха, логического мышления, внимания, памяти. Воспитание бережного отношения к посуде.
Оборудование: картинки – слайды с изображением посуды картинки – слайды «Четвёртый лишний», картинки – слайды с изображением продуктов, картинки – посуда (раздаточные, мяч, разрезные картинки «Чашки», кастрюльки по количеству детей, соломинки для коктейля, картинки с силуэтным изображением чайника, цветные карандаши, указка.
Технические средства обучения: ноутбук, колонки, мультимедийное оборудование.
Ход образовательной деятельности:
В гости приходит Федора и плачет от того, что сбежала вся её посуда.
Федора просит помощи у детей:
- Ребята, помогите мне вернуть посуду. Поможете?
Ответы детей.
Федора:
- Но для того чтобы посуда вернулась ко мне нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы мне помочь?
Ответы детей.
Загадки (при правильном отгадывании загадки на экране появляется картинка-отгадка)
•У меня есть две руки,
Днище вместо ножек.
Из-под шляпы пар идёт,
Им обжечься можно. (Кастрюля)
•Мы им режем мясо,
Овощи, колбасы.
Если он наточен остро,
Резать им легко и просто. (Нож)
•Она совсем небольшая,
Сахар в чашке я ей мешаю. (Чайная ложечка)
•Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник)
•На железный блин похожа,
Всё пожарить я могу.
Чтоб хозяйке не обжечься,
Руку я ей подаю. (Сковорода)
•Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка столовая)
•Не держу в себе воды,
Дырки у меня внутри.
Я умею промывать,
Воду в дырки пропускать. (Дуршлаг)
•На столе стою всегда.
Хлеб кладут в меня не зря.
А ещё люблю печенье,
Пряники и сухари.
К супу вкусен хлеб душистый,
К чаю – пряники бери. (Хлебница)
•Наколоть ей очень просто
Мясо и котлеты,
Макароны накрутить,
Справиться с омлетом. (Вилка)
•В столовом сервизе
Нет толще меня.
Суп, щи и борщи
Заливаю в себя. (Супница)
•Я – ложкин брат,
Но длинноват.
В тарелке щи
Мной не ищи.
До дна кастрюли достаю
И гущу самую беру. (Половник)
•К чаю подают меня,
Сладким сахаром полна. (Сахарница)
•Прячу масло я внутри,
В холодильнике ищи. (Маслёнка)
•Для питья он предназначен,
Хрупок из стекла прозрачен,
Можно сок в него налить,
С удовольствием попить,
Воду можно из-под крана.
Нет нужней чего? (Стакана)
•Чтоб поужинать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую
Для еды … (Тарелку)
•Захочешь чай – любую выбирай!
Вот они – милашки.
Кто такие? (Чашки)
Педагог:
- Молодцы ребята вы справились с этим заданием. А вы знаете, какая бывает посуда?
Ответы детей. (Если дети затрудняются ответить, им помогает педагог наводящими вопросами: «Посуда которая нужна на столе, с помощью этой посуды накрывают на стол и т. д. - СТОЛОВАЯ. Посуда, которая нужна на кухне для приготовления пищи – КУХОННАЯ. Посуда, которая нужна для того чтобы люди могли пить чай – ЧАЙНАЯ»)
Ритмическая разминка
Педагог. Первым чайник выступает,
Плавно, важно он шагает. (Медленная размеренная ходьба, руки на поясе)
Вслед пошли плясать тарелки. (Легкий бег на носках)
Вилки скачут, словно белки. (Остановиться, выполнять поскоки на месте)
Чашки с блюдцами бренчат, (Приставной шаг)
В чашках ложечки стучат. (Топающий шаг)
Вот и ковшик с поварешкой
Скачут на железных ножках. (Боковой галоп)
Резво задом наперед
И кастрюля в пляс идет. (Ходьба в направлении спиной вперед) (В. Кныш)
Федора:
- Вы молодцы справились и с этим заданием. А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний» - помогите убрать лишнюю посуду. (На экране появляются слайды с изображением посуды, а ребёнок должен ответить – указать, какая посуда лишняя и почему). При ответах звучит сигнал, дающий понять, правильно ответил ребёнок или неправильно.
«Раздели на слоги»
Федора:
- А сейчас давайте с вами намного поиграем в мяч. Я буду бросать мяч, и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите, сколько слогов в слове и возвращайте мне мяч.
ЧАШКА, ТАРЕЛКА, БЛЮДЦЕ, ЛОЖКА, НОЖИК, ВИЛКА, ЧАЙНИК, КАСТРЮЛЯ, ХЛЕБНИЦА, САХАРНИЦА, КРУЖКА, ПОЛОВНИК и т. д.
Педагог:
Ребята вы знаете, что посуда сделана из разных материалов. Вот кастрюля, сковорода сделаны из металла – значит они МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ, тарелки, блюдца, чашки – сделаны из фарфора (стекла) – значит они ФАРФОРОВЫЕ (СТЕКЛЯННЫЕ, хлебница, сухарница – сделаны из дерева – значит они – ДЕРЕВЯННЫЕ и т. д.
Федора:
- Вот и начинает моя посуда возвращаться. Ох и нелегко пришлось посуде, посмотрите она вся побилась. Помогите мне собрать разбитую посуду. «Разбитые чашки» (разрезные картинки)
Федора:
- Я ходила в магазин и купила продукты (показ слайдов с изображением продуктов – сахар, фрукты, конфеты и т. д., но забыла какие продукты в какую посуду кладут (обращается внимание детей на картинки с изображением посуды – сахарница фруктовница, конфетница и т. д.)
- Помогите мне разложить продукты «Разложи продукты»
На экране появляется продукт, а дети должны из картинок лежащих на столе выбрать нужную картинку в которую кладут данный продукт (сахар – сахарница, конфеты – конфетница, хлеб – хлебница и т. д.) .
Педагог:
- Пока мы с вами раскладывали продукты к Федоре вернулись кастрюли.
- Для чего нужны кастрюли.
Ответы детей.
- А когда суп варится он … (кипит – ответ детей)
- Перед каждым из вас кастрюлька, опустите туда соломинку. Подуйте в неё, не раздувая щёки, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел». Дети выполняют упражнение на развитие длительного и плавного выдоха «Суп кипит».
Федора:
- А вот и чашки пришли. Раньше на них были красивые рисунки, а сейчас они все стёрлись. Давайте нарисуем на чашках рисунки.
Дети выполняют штриховку чайника.
Подводится итог занятия.
Чем мы занимались сегодня на занятии. Что вам понравилось. Как можно одним словом назвать все эти предметы?