Конспект логопедического занятия по развитию слогового анализа и синтеза слов

Разработка логопедического занятия направлена на развитие навыка слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения, текста.

Олимпиады: Викторина "Март, апрель и май — праздник каждый день" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия по развитию

слогового анализа и синтеза слов

Логопедическая тема: упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.

Грамматическая тема: текст, предложение, слово, слог.

Лексическая тема: дикие животные жарких стран и наших лесов.

Цель: совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения, текста.

Задачи:

Образовательные:

• актуализировать знания детей о тексте, предложении, слове, слоге;

• учить выделять предложения из текста, слова из предложения;

• закреплять умение определять в слове количество слогов, ориентируясь на количество гласных букв и звуков.

Коррекционные:

• совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, фразы, текста;

• формирование навыка послоговой записи слов с сопровождением послогового шепотного проговаривания;

• актуализация и обогащение активного словаря детей по теме «Животные»;

• развитие фонематического восприятия, слухоречевого внимания и памяти;

• развитие зрительного внимания, памяти, мелкой ручной моторики.

Воспитательные:

• воспитание навыка самоконтроля;

• воспитание интереса к занятиям.

Оборудование: доска, мел.

Ход занятия.

Организационный этап.

Развитие мелкой ручной моторики, зрительного и слухоречевого внимания, зрительной и слухоречевой памяти

1. Упражнение «Лесенка».

2. Игра «Делай так».

3. Игра «Послушай и повтори».

Основная часть.

1. Развитие фонематического восприятия, слухоречевого внимания: логопед называет пары слогов с одинаковыми гласными звуками и сменой позиции согласных звуков при их стечении: пта-тпа, пка-кпа, фпа- пфа, кта-тка и т. д. Дети повторяют в том же порядке.

2. Слоговой анализ слов. На доске текст: В дупле белка. У белки детки. Белка тащит в дупло грибы, орехи и мох.

— Посмотрите внимательно на доску. Что записано на доске? (текст)

— Из каких частей составляется текст? (из предложений)

— Посчитайте, сколько предложений в этом тексте? (три)

— А из чего составляются предложения? (из слов)

— Давайте прочитаем текст по одному предложению, разделяя все слова на слоги. Почему вы решили, что из этих предложений получился текст? (Они связаны между собой по смыслу.)

— Хорошо. А теперь выпишите из этого текста слова в три столбика по количеству слогов:_ _ _ _ _ __ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _

Слова записывайте по слогам и проговаривайте во время записи шепотом каждый слог. Найдите в каждом слоге гласную букву и подчеркните ее красным карандашом. А какое слово вы не записали ни в какой столбик? (слово в) Почему? (Оно не содержит ни одного слога, так как в нем нет гласных букв.) Молодцы. Сегодня мы будем продолжать учиться делить слова на слоги и составлять слова из слогов.

3. Слоговой синтез слов.

На доске ряды слогов: ан-ло-ти-ди-па-ко-дил-зе-кро-шим-ко-зе-пан-рил-на-мот-ге-бе- раф-е-ги-мур-го-ла-ле-бра-браз-жи

— Послушайте, какая история произошла однажды на празднике. Логопед читает потешку:

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать.

— Давайте подумаем, на какие же части «разлетелись» гости слона? (на слоги)

— Верно. Теперь прочитаем эти слоги и постараемся составить из них названия животных, которые были в гостях у слона. Как можно назвать всех этих животных? (животные жарких стран)

— Молодцы. Запишите в тетради все слова, которые вы составили из этих слогов. Слова записывайте по слогам и вовремя записи проговаривайте шепотом каждый слог. Подчеркните в каждом слоге гласную букву красным карандашом. Посчитайте, сколько у вас получилось слов.

4. Слоговой анализ слов на фоне предложения.

— На доске записано предложение: Юра и Аня увидели под елкой ежика.

— Что записано на доске? (предложение)

— Из чего составляется предложение? (из слов)

— Сколько слов в этом предложении? (семь)

— Молодцы. Давайте прочитаем это предложение, разделяя все слова на слоги. Теперь запишите предложение в тетрадь. Все слова записывайте по слогам и во время записи проговаривайте шепотом каждый слог. Подчеркните в каждом слоге гласную букву красным карандашом.

Итог занятия.

— В чем мы сегодня упражнялись? (Делили слова на слоги и составляли слова из слогов.)

— Молодцы.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее