Конспект логопедического занятия по развитию
слогового анализа и синтеза слов
Логопедическая тема: упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.
Грамматическая тема: текст, предложение, слово, слог.
Лексическая тема: дикие животные жарких стран и наших лесов.
Цель: совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения, текста.
Задачи:
Образовательные:
• актуализировать знания детей о тексте, предложении, слове, слоге;
• учить выделять предложения из текста, слова из предложения;
• закреплять умение определять в слове количество слогов, ориентируясь на количество гласных букв и звуков.
Коррекционные:
• совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, фразы, текста;
• формирование навыка послоговой записи слов с сопровождением послогового шепотного проговаривания;
• актуализация и обогащение активного словаря детей по теме «Животные»;
• развитие фонематического восприятия, слухоречевого внимания и памяти;
• развитие зрительного внимания, памяти, мелкой ручной моторики.
Воспитательные:
• воспитание навыка самоконтроля;
• воспитание интереса к занятиям.
Оборудование: доска, мел.
Ход занятия.
Организационный этап.
Развитие мелкой ручной моторики, зрительного и слухоречевого внимания, зрительной и слухоречевой памяти
1. Упражнение «Лесенка».
2. Игра «Делай так».
3. Игра «Послушай и повтори».
Основная часть.
1. Развитие фонематического восприятия, слухоречевого внимания: логопед называет пары слогов с одинаковыми гласными звуками и сменой позиции согласных звуков при их стечении: пта-тпа, пка-кпа, фпа- пфа, кта-тка и т. д. Дети повторяют в том же порядке.
2. Слоговой анализ слов. На доске текст: В дупле белка. У белки детки. Белка тащит в дупло грибы, орехи и мох.
— Посмотрите внимательно на доску. Что записано на доске? (текст)
— Из каких частей составляется текст? (из предложений)
— Посчитайте, сколько предложений в этом тексте? (три)
— А из чего составляются предложения? (из слов)
— Давайте прочитаем текст по одному предложению, разделяя все слова на слоги. Почему вы решили, что из этих предложений получился текст? (Они связаны между собой по смыслу.)
— Хорошо. А теперь выпишите из этого текста слова в три столбика по количеству слогов:_ _ _ _ _ __ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _
Слова записывайте по слогам и проговаривайте во время записи шепотом каждый слог. Найдите в каждом слоге гласную букву и подчеркните ее красным карандашом. А какое слово вы не записали ни в какой столбик? (слово в) Почему? (Оно не содержит ни одного слога, так как в нем нет гласных букв.) Молодцы. Сегодня мы будем продолжать учиться делить слова на слоги и составлять слова из слогов.
3. Слоговой синтез слов.
На доске ряды слогов: ан-ло-ти-ди-па-ко-дил-зе-кро-шим-ко-зе-пан-рил-на-мот-ге-бе- раф-е-ги-мур-го-ла-ле-бра-браз-жи
— Послушайте, какая история произошла однажды на празднике. Логопед читает потешку:
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.
— Давайте подумаем, на какие же части «разлетелись» гости слона? (на слоги)
— Верно. Теперь прочитаем эти слоги и постараемся составить из них названия животных, которые были в гостях у слона. Как можно назвать всех этих животных? (животные жарких стран)
— Молодцы. Запишите в тетради все слова, которые вы составили из этих слогов. Слова записывайте по слогам и вовремя записи проговаривайте шепотом каждый слог. Подчеркните в каждом слоге гласную букву красным карандашом. Посчитайте, сколько у вас получилось слов.
4. Слоговой анализ слов на фоне предложения.
— На доске записано предложение: Юра и Аня увидели под елкой ежика.
— Что записано на доске? (предложение)
— Из чего составляется предложение? (из слов)
— Сколько слов в этом предложении? (семь)
— Молодцы. Давайте прочитаем это предложение, разделяя все слова на слоги. Теперь запишите предложение в тетрадь. Все слова записывайте по слогам и во время записи проговаривайте шепотом каждый слог. Подчеркните в каждом слоге гласную букву красным карандашом.
Итог занятия.
— В чем мы сегодня упражнялись? (Делили слова на слоги и составляли слова из слогов.)
— Молодцы.