Конспект логопедического занятия
«Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
Цель: дифференциация звуков [р] -[л] в слогах, словах и предложениях;
Задачи:
Коррекционная:
- упражнять в правильном произношении и различении звуков [р] -[л] в слогах, словах и предложениях;
Образовательная
-дифференцировать звуки [р] -[л] в слогах, словах, словосочетаниях;
-продолжать учить образовывать прилагательные от существительных;
-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;
Развивающая:
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-развивать фонематический слух;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
-формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: игрушка «Русалочка», предметные картинки: карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка; картинки со звуками [р] -[л];
Ход занятия
1. Организационный момент
-Сегодня к нам на занятие приплыла Русалочка и приглашает тебя в морское путешествие, в путешествии встретится много заданий и для этого нам придется сначала сделать гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки.
2. Артикуляционная гимнастика
«Качели»
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь.
А потом спускаюсь вниз.
«Часики»
Влево-вправо, влево-вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
«Дятел»
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
«Гармошка»
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю.
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
«Лошадка»
К нам лошадка прискакала
Стук копыт мы услыхали.
Вверх поднимем язычок,
И поскачем на лужок.
«Лопаточка»
Язычок широкий, гладкий-
Получается лопатка.
«Чьи зубы чище»
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, чтоб они.
«Маляр»
Язык как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Характеристика звука
Что делают наши зубы, горлышко, язык, губы, когда произносим звук [р],[л]?
3. Речевая зарядка
Ра-ла-ра- на дворе стоит гора.
Ра-ла-ра- есть у дерева кора.
Ра-ла-ра- у апельсина кожура.
Ра-ла-ра- футбол-спортивная игра.
4. Игра «Закончи слово»
Помоги Русалочке подобрать нужный слог – ра или ла.
пи… шко… кону… ска…
иг… детво… ды… пасти…
но… аку… жа… у…
5. Игра «Один-много»
Белый парус - белые паруса
Красивое облако-
Морская волна-
Розовое платье-
Голубой карандаш-
Желтая рубашка-
Хрупкий бокал-
Белая ромашка-
6. Игра «Превращай-ка»
-Русалочка рассказала, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Заменив в слове звук [л] на звук [р]. Какое новое слово получилось?
лом лама
лак лозы
лад ложь
лаз ложки
7. Физкультминутка
Я с Русалочкой вдвоем
Делаю зарядку.
Руки поднимаю,
Быстро приседаю,
Руки в стороны и вверх.
Наклонюсь я вправо-влево.
Вот, что делать я умею.
8. Игра «Скажи наоборот»
- Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].
• Дедушка старый, а внук (молодой) .
• Вчера мне было весело, а сегодня (грустно) .
• Зимой снега много, а весной (мало) .
• Баба Яга злая, а фея (добрая) .
• Суп горячий, а компот (холодный) .
• Снег белый, а уголь (черный) .
• Заяц трусливый, а лев (смелый) .
• Ручеек мелкий, а река (глубокая).
9. Игра «Какой? Какая? Какие? »
- Русалочка хочет узнать, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ей. Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].
• Шляпа из соломы какая? - соломенная.
• Юбка в полоску какая? – полосатая.
• Варенье из груш какое? – грушевое.
• Суп из гороха какой? – гороховый.
• Свет от луны какой? – лунный.
• Серьги из серебра какие? – серебряные.
• Цветы на лугу какие? – луговые.
• Компот из фруктов какой? – фруктовый.
• Сок из смородины какой? – смородиновый.
Домашнее задание
Придумай слова и предложения со звуками [Р]-[Л].
10. Итог занятия.
-Молодец! Ты справилась со всеми заданиями.
Что интересного было на занятии?
Что тебе запомнилось?
С какими звуками мы сегодня работали?