«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект классного часа "Образы еды"

сценрий классного часа может быть использован как бинарный урок литертуры и технологии, в системе СПО - литературы и МДК

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

МОУ ООШ № 11 села Александровского



План- конспект бинарного урока литературы и технологии

Тема урока: «Образы «еды» на страницах классики».

Разработала: учитель русского языка и литературы Иванова. О.В.,






с. Александровское 2017

Тема: «Образы» еды на страницах классики.»

8 класс

Тип урока: комбинированный с применением элементов ИКТ и элементов арт-педтехнологии.

Форма урока: литературное кафе.

Цели урока:

дидактические - актуализировать знания учащихся о произведениях русской клас­сической литературы, затрагивающих тему «Образы еды» на страницах классики; ак­туализировать знания о технологии приготовления определенных блюд.

Развивающие - способствовать формированию общеучебных умений; умения выразительно читать прозаические и поэтические тексты; умения заполнять техноло­гическую карту.

Воспитывающие - помочь учащимся в формировании культуры приема пищи как части общей культуры; в усвоении образов классической литературы.

Ход урока:

I. Организация внимания учащихся.
Объявление темы урока.

Преподаватель литературы:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необычный урок. (Слайд 1). Эпи­графом к нему будут слова древнегреческого философа Сократа (Слайд 2). Как вы уже, наверное, догадались, тема сегодняшнего занятия связана с едой. Действительно, тема урока - «Образы» еды на страницах классики» (Слайд 3). В эти дни в лицее про­ходит «Неделя поваров», и поэтому мы решили провести совместно урок литературы и технологии и выбрали для него форму литературного кафе.

II. Объявление целей и задач урока.

Цель сегодняшнего урока – вспомнить произведения русской литературы по те ме; коснуться правил культуры приема пищи, повто­рить технологию приготовления некоторых блюд, описанных в литературе.

III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово преподавателя технологии.

Кулинария - искусство приготовления пищи. Во все времена человек старался разнообразить свое питание и изобретал всевозможные способы его приготовления. Уже в четвертом - третьем тысячелетии до нашей эры выпекалось 58 сортов хлеба, готовили мясные рыбные блюда, а чтобы подчеркнуть их вкус, добавляли различные травы и пряности; из молока делали сыры и брынзу, овощи и фрукты занимали на столе почетное место.

(Слайд №4).

Легенда утверждает, что у Эскулапа, прославленного врача древности, были всесильные помощницы: дочь Гигиена и кухарка Кулина, услаждавшая его дни не­сравненной кухней. Молва присвоила Кулине имя десятой музы, которых до нее было девять. У римлян десятая муза так и звалась: «Кулинария».

Искусство кулинарии имеет богатую многовековую историю, отражающую древнейшую отрасль деятельности человека, его материальной культуры, собравшую воедино опыт и приемы приготовления пищи разных народов, дошедшие до нашего времени.

2. Вступительное слово преподавателя литературы.

Приготовление пищи и ее прием постепенно перестали быть физиологическим процессом, обросли правилами, традициями, превратились в этикет, в часть общей культуры человечества. И, конечно, такое серьезное дело не могло не заинтересовать поэтов, писателей и художников. Разговор об «образах» еды можно начать, обратив­шись еще к древней литературе. Уже в античной мифологии, например, Дионис, вос­принимался как апофеоз жизненной силы и чувственного земного бытия. В евангель­ских сюжетах - это широко известная притча о пяти хлебах и двух рыбах, которыми Христос накормил 5 тысяч человек. Здесь же появляется аллегорическое толкование хлеба. Христос называл хлеб своим телом. (Слайд №5)

3. Беседа о роли хлеба.
Вопрос к учащимся:

- А что вам известно о роли хлеба?

Учащийся 1: Хлеб всему голова. Иностранцев, приезжающих в нашу страну, всегда поражает, сколько хлеба мы съедаем в день. Так уж издавна повелось, что без хлеба для нас невкусно любое, даже самое изысканное, блюдо. Это общая черта всех славян. Приятель Пушкина, граф Шереметьев, по возвращению из Франции жаловал­ся поэту: «Худо, брат, жить в Париже, есть нечего: черного хлеба не допросишься»

Учащийся 2: Любовь наших предков к черному хлебу была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Дело в том, что в середине XI (одиннадцатого) века к церкви разгорелся спор о том, что следует употреблять при причастии: квасной (кислый) хлеб, как это было в Византии и на Руси, или пресный -как в практике католической церкви? Папа Лев IX запретил употреблять кислый хлеб, но Византия выступила против этого запрета, так как понимала, что иначе лишится поддержки Руси.

4.Проведение урока - литературной гостиной.

Преподаватель литературы:

- В эпоху Возрождения мысль великих гуманистов о том, что в физиологии че­ловека нет ничего противоестественного и порочного, приводит к своеобразному
культивированию " образов " еды. Эти мотивы, пройдя через столетия, проторили се­бе путь в произведения древней и классической русской литературы.

Сегодняшний урок мы проведем по законам классического обеда. И начнем, ко­нечно, с холодных закусок.

Вспомните роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Учащийся №3.

Уж темно: в санки он садится.

"Пади, пади!" - раздался крик.

Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.

К Талон помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

Перед ним ростбиф окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж Сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Преподаватель технологии:

- Мне кажется, здесь необходимо сделать кулинарный комментарий. Кто из вас
может сказать несколько слово о блюдах и продуктах, которых упоминает А.С. Пушкин?

Учащийся 4

Трюфели - это грибы, растущие под землей. Их ищут с помощью специально обученных собак и свиней.

Учащийся 5

Страсбургский пирог- это паштет из гусиной печенки.

Слайд 6

Преподаватель технологии:

- На этом слайде вы видите паштет из печени и технологию его приготовления. (Рассказывает по слайду преподаватель или учащийся.)

Слайд 7

Учащийся 6

Ананас - южное растения с крупным , ароматным, сочным, толстокожим плодом овальной формы.

Культурный ананас относился к деликатесным блюдом. Самые крупные планта­ции - на Гавайских и Филиппинских островах, в Мексике, Бразилии, на Кубе. В Евро­пе ананас выращивается в теплицах и оранжереях с средины 18 века.

Слайд 8

Учащийся 7 (Читает стихотворение И. Северянина «Ананасы в шампанском».

Преподаватель литературы.

Традиции в древнерусской фольклоре - это различные заклички, загадки, посло­вицы и считалки. Мы переходим к горячему.

Слайд 9

Учащийся 8

При варении борщей

Сколько нужно овощей?

Три картошки , две морковки,

Луку полторы головки.

Да петрушки корешок,

Да капусты кочешок,

Три томата, соль, вода-

Так готовят борщ всегда.

Преподаватель литературы:

«Животное насыщается, человек ест, умный человек питается»,- так говорил ученый- физиолог Брилья- Саварен. Кто, к примеру, не знает фонвизинского Митро­фанушку, у которого голова была слабее, чем брюхо, так как его маменька сводила воспитане сына к пропитанию, а точнее,- к обжорству?

Чтение по ролям отрывка из комедии Д.Фонвизина «Недоросль».

Преподаватель технологии. Сейчас в нашем обеде будет второе блюдо.

-А вы знаете, что любимым блюдом А.С.Пушкина были пельмени? Дословный перевод с финского языка слово "пельмени" такой: "пель"- ухо, "мень"-хлеб, что на русском языке означает «ушки- из теста». Во времена Тридцатилетней войны в Запад­ной Европе в период поста монахи прятали изрубленное мясо в тесто. Отсюда и по­шла современная технология приготовления пельменей.

Вопрос учащимся:

-А какова эта технология? (Слайд №10)

Ответ учащихся:

Просеянную муку насыпать на стол горкой и сделать в ней углубление, в кото­рое налить воду, смешанную с яйцами и солью. Замесить крутое однородное тесто и для облегчения раскатки дать ему полежать около получаса. Приготовленное тесто раскатать длинной полоской толщиной 1-1,5см и шириной 40-50см и смазать яйцом. Во всю длину теста, отступя 3-4см от края, разложить фарш шариками по 5-6г на рас­стоянии 2-Зсм один от другого. Шарики мяса накрыть слоем теста, верхний слой при­жать руками к нижнему и вырезать пельмени специальным приспособлением. При приготовлении большого количества пельменей пользуются формовочными полуав­томатами. Оставшиеся обрезки теста используются при повторной раскатке.

Готовые пельмени положить на посыпанный мукой противень и поставить в хо­лодильник.

Пельмени варить в подсоленной воде (на 1 кг пельменей 4л воды и 40г соли) при слабом кипении. При отпуске поливают маслом, уксусом, сметаной.

Преподаватель литературы:

Не нужно мне твоих шатров,


Ни скучных песен, ни пиров,

Не стану есть-

говорила Людмила Черномору устами А.Пушкина в поэме "Руслан и Людмила".

Учащийся 9:

Не стану слушать пений,

Пока не дашь ты мне пельменей,-

добавили бы создатели современной рекламы.

Преподаватель технологии.

-Самое время перейти к напиткам. Если мы вновь обратимся к фольклору - рус­ским сказкам, то вспомним, что в них часто упоминаются молочные реки с кисельны­ми берегами. Кисели, сбитни - национальные русские напитки.

Преподаватель литературы:

Немалое место отводит « образам » еды и другой писатель- Н. В. Гоголь. А это в свою очередь, является своеобразной характеристикой и места действия, и героев. Прибытие Чичикова в губернский город в "Мертвых душах " начинается с посещения трактира, где ему подают на обед "щи с слоеным пирожком", нарочно оберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей; мозги с горошком, сосиски с капус­той, пулярку жареную, огурец соленый и вечно слоеный сладкий пирожок.

Писатель привык относиться к еде с уважением, но все же резко отделял сы­тость от чревоугодия.

(Фрагмент фильма- эпизода "Чичиков у Собакевича" ( по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души". ( Слайд 12 )

Преподаватель литературы:

В конце февраля - начале марта на Руси отмечают масленицу. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» тоже есть упоминание о древнерусских традициях и об­рядах:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины:

У них на масленице жирной

Водились русские блины.

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Им квас, как воздух, был потребен. (Слайд 14)

Безусловно, вы догадались, что речь пойдет о блинах - традиционном русском блюде, без которого не обходится ни одна масленица. Образную характеристику бли­на как ритуального кушанья дал А.И. Куприн: «Блин кругл , как настоящее круглое солнышко». «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Блины пекли в течение всей масляной недели. Даже поговорка такая была: «Без блина не Маслена, без пирога не именины».

Преподаватель технологии:

- Конечно, вы еще пока не изучали технологию приготовления изделий из теста. Но возможно, кто-то из вас знает, как готовятся блины?

Учащийся 10 (по слайду читает):

Для приготовления блинов используют пшеничную муку, можно добавлять гречневую. Тесто приготовляют опарным или безопарным способом. По консистен­ции тесто жидкое: на 1 кг муки берут 1,5 л жидкости. В подогретой до 350 - 450 с. В жидкости растворяют соль, сахар, разведенные дрожжи, кладут яйца, всыпают муку и перемешивают до однородной консистенции, вводят растопленный маргарин или мас­ло, снова перемешивают и ставят в теплое место для брожения.

Учащийся 11:

Выпекают блины на сковородах диаметром 15 см. Сковороду хорошо разогре­вают, смазывают жиром, мерной ложкой наливают слой теста, жарят с одной стороны, затем переворачивают и жарят с другой стороны. Готовые блины поливают растоп­ленным маслом, отдельно подают сметану, икру, повидло, рыбные гастрономические продукты, мясо.

Преподаватель технологии.

А какое блюдо считается любимым лакомством всех времен и народов? Ко­нечно, мороженое. Мороженое содержит витамины "хорошего настроения"- Д и Е. Китайцы знали об этом его свойстве еще до новой эры. Его изготавливали из фруктов, меда и кусочков льда. У нас мороженое появилось в XVII веке. ( Слайд № 13).



В XIX веке родилась идея " вафельного стаканчика ", а позже мороженое стали нанизывать на палочку - получилось эскимо. Мороженое никого не оставляет равно­душным. Говорят, что одним из тех, кто никогда не мог всласть наесться этим лаком­ством, был американский президент Джордж Вашингтон. Великий полководец Алек­сандр Македонский приказывал перед битвой баловать мороженым своих воинов.

Учащийся 12 читает стихотворение И.Северянина «Мороженое из сирени.»

IV. Инсценирование рассказа М. Зощенко «Аристократка»
Преподаватель литературы: Сейчас мы с вами изучаем литературу 30-40 годов

XX века, в том числе творчество таких сатириков, как Ильф и Петров, М.Булгаков, М.Зощенко. И ребята подготовили инсценировку из рассказа М. Зощенко «Аристо­кратка». Надеюсь, что с вами такого не случалось.

V. Викторина.
Преподаватель литературы:

- Что ж, вот и подошел к концу наш необычный урок. А для того, чтобы прове­рить, насколько вы были внимательны, проведем небольшую викторину. На вопросы отвечайте письменно.

  1. Кто автор высказывания - эпиграфа сегодняшнего урока: «Надо есть, чтобы
    жить, а не жить, чтобы есть»? (Сократ).

  2. Как называется десятая муза римлян? (Кулинария).

  3. Известные вам пословицы и поговорки о хлебе.

  4. Что означает название «пельмени»? («пель» - ухо, «мень» - хлеб, ушки из теста).

5. Сколько граммов фарша нужно на один пельмень? (5- 6 гр.).
пропущено

  1. Сколько воды соли необходимо для приготовления 1 кг. Пельменей ( 4 л. Во­ды, 40 г. соли ).

  2. Какие грибы растут под землей? ( Трюфели )

  3. Как называется паштет из гусиной печенки во время Пушкина? ( Страсбургский пирог )

  4. Каким лакомством угощались воины Александра Македонского? (Мороже­ным ).

10. Каково соотношение муки и жидкости при приготовлении блинов? (1 кг. му­ки- 1,5 кг. жидкости ). .

А теперь мы предлагаем кроссворд.

Задание - сетку к нему вы видите на доске, а ответы напишите на листочках, ко­торые у вас уже есть.

(Кроссворд - слайд 15.)


























1





5























3













































7











6





2









4






































































































































По горизонтали: 2. Грибы, растущие под землей.

  1. Ушки из теста с начинкой.

  2. Фамилия гоголевского помещика, пытавшегося до отвала накормить Чи­чикова.

7 Тропическое растение с крупным толстокожим плодом.

По вертикали: Искусство приготовления пищи.

  1. Какое блюдо А.И. Куприн называл символом солнца

  2. Любимое лакомство Джорджа Вашингтона,
    (по горизонтали: 2-7 клеток ,

№3-8 клеток, №4 - 9 клеток, №7 - 6 клеток;

По вертикали: №1-9 клеток, №5 - 5 клеток, №6 - 9 клеток)













VII. Итог урока.

- Итак, сегодня мы говорили об « образах » еды на страницах классики. Конеч­но, невозможно за один урок вспомнить все произведения на интересующую нас тему. Но, надеюсь, сегодняшнее занятие не прошло даром. Во-первых, мы узнали техноло­гию приготовления некоторых блюд и значение отдельных кулинарных терминов. А во-вторых, вспомним несколько произведений русской и мировой классической лите­ратуры. Это полезно при предэкзаменационном повторении.

А закончить бы я хотела словами великого русского критика, который акценти­ровал внимание на том, что «пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари.» Не будем же уподобляться булгаковскому Шарикову.

(Слайд 16)






Список использованной литературы

  1. Гоголь Н.В. Мертвые души - М.: Сов. Россия, 1988

  2. Пушкин А.С. Евгений Онегин.

  3. Хрестоматия по литературе. 8-9 класс

  4. Северянин И. Избранные стихотворения

  5. Предметная неделя литературы в школе. Авт.- сост. Н.Д.Ильин Ростов н/
    Д.: Феникс-2005.

  6. Анфимова Н.А. Кулинария: учебник для НПО.- М.: Издательский центр
    Академия, 2006.

  7. Простакова Т.М. Технология приготовления пищи.- Ростов н/Д.: Феникс,
    2000.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее