Конспект классного часа "Добро и зло"

Через литературные произвдения учащимся объясняется какой смысл люди вкладывают в понятия "добро" и "зло"

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Открытый классный час в 1 классе

Тема: «Добро и зло»

учитель начальных классов Галкина О.Я.


Цели:

1.Способствовать формированию представлений детей о добре и зле;

2.На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло».

3.Расширение кругозора учащихся;

4.Воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

5.Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;

6.Развивать самооценку.




Ход классного часа


- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. А о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас с вами узнаем с помощью Дашиной подсказки.

Добро – это ты!

Добро – это я!

Добро – это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!


-Итак, о чём пойдёт речь на нашем уроке?


– Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает!

– Ребята, представим, что к нам на урок пришел ДОКТОР добрых наук. Он делает злых людей добрыми, а добрых еще добрее! Вот он хочет у вас узнать, что же такое доброта? (Ответы детей.)

- Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, -А что такое зло? (ответы детей)

- Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

– А как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей)
– Сейчас послушаем Олесю. Может она нам об этом расскажет


В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире Доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, – спросишь, ты, – 
В доме столько доброты?


– Так где же мы найдем доброту? (Ответы детей)
– Прежде всего в наших сердцах, наших словах и наших делах, и конечно в наших поступках!


-Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые поступки. Вспомните, когда вы в жизни встречали добро, а когда зло? (ответы детей)


-А теперь давайте послушаем, какие бывают добрые дела на нашей планете.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого —

Одно удовольствие,

Честное слово!


На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он... О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился

Из лейки твоей.


А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем —

Галопом сестренка

Помчится на нем!


Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Ее думы, заботы.

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать...

Да надо с уборкой возиться опять».


И ты совершаешь великое чудо —

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: —

Да это как в сказке,

Волшебник ты мой!

С. Погореловский


- Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.)

-Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Тот, кто ухаживает за растениями и за животными.


ДОКТОР предлагает послушать сказку, которая называется «Как белочка дятла спасла».


Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько не стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

- Почему это ты, Дятел, плачешь?

- Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И солнышко радуется.

Вопросы:

- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

- Почему радуется Белочка?

- Какое дело совершила Белка?

- Могла ли она поступить иначе?

- Чем бы это обернулось?


-Значит, любой человек имеет право выбора. Вы можете сами решить, как поступить.

-Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, приятно. «От добра добра не ищут»,- гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды для себя.


-А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый – радостно хлопаете.


(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Мальвина, Морозко.)


— А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.)

-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать весы?

(Учитель показывает самодельные чашечные весы.)


-На одну чашу весов мы будем «класть зло» (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.


(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою капельку: приготовленные заранее листочки на которых написаны их добрые дела. Вскоре чаша добра перевешивает чашу зла.)


-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

-Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы)

Добро помни, а

       

пожнёшь

Что посеешь, то и

 

зло забывай

За добро

 

добра не делает никому

Худо тому, кто

 

добром плати

-Доктор предлагает послушать рассказ «Жук на ниточке».

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят, как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утром, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели.

Тряхнёшь дерево – и жуки вниз посыплются, только собирай.


Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь. А ниточка не пускает. Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

- Сейчас же бросьте жука! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

- Это же вредитель!

- Знаю, что вредитель.

- Чего же вам жалко?

- Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!

- Меня?!

- Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

- Чего же меня жалеть, если я человек?

- А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей?

Вопросы:

-Какие чувства возникли в вашей душе после прослушивания рассказа?


-Что вы можете сказать о поступке мальчика?


-Давайте послушаем мальчиков по этому поводу, что они нам скажут.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.


И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!


-Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей)

-Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.

-Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

-В нашем классе светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми.(учитель читает, а дети называют антонимы, на лучиках появляются добрые слова)


Грубый – ласковый
Злой – добрый
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Ненависть – любовь
Лень – труд


-Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленную из цветной бумаги деталь аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)

— Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)

— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)


-Наша беседа-праздник подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро — это здорово!

-Правда, Аня.

Добрым быть совсем-совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей!

-Давайте составим правила Доброты (на дереве появляются листики с отпечатанными правилами)


  • Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

  • Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

  • Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

  • Делать добро для близких, друзей и животных.

  • Не завидовать.

  • Не вредничать.

  • Не грубить.

  • Главное правило доброты: Сделал доброе дело – забудь! Сделали тебе доброе дело – помни всю жизнь!


Рефлексия:


-Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок.


– Ребята, как вы думаете, сделал ДОКТОР добрых наук добрее наши сердца? 
– Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке? 
– Чему вы научились сегодня? 
– А где нам пригодятся эти знания? 
– Как мы теперь будем поступать в подобных случаях? 
– Давайте поблагодарим нашего ДОКТОРА добрых наук за прекрасный урок!

Дети встают на своих местах и говорят «БЛАГОДАРИМ!».


7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее