Открытый классный час в 1 классе
Тема: «Добро и зло»
учитель начальных классов Галкина О.Я.
Цели:
1.Способствовать формированию представлений детей о добре и зле;
2.На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло».
3.Расширение кругозора учащихся;
4.Воспитывать доброе отношение к окружающим людям;
5.Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;
6.Развивать самооценку.
Ход классного часа
- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. А о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас с вами узнаем с помощью Дашиной подсказки.
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!
-Итак, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
– Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает!
– Ребята, представим, что к нам на урок пришел ДОКТОР добрых наук. Он делает злых людей добрыми, а добрых еще добрее! Вот он хочет у вас узнать, что же такое доброта? (Ответы детей.)
- Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, -А что такое зло? (ответы детей)
- Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
– А как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей)
– Сейчас послушаем Олесю. Может она нам об этом расскажет
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире Доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, – спросишь, ты, –
В доме столько доброты?
– Так где же мы найдем доброту? (Ответы детей)
– Прежде всего в наших сердцах, наших словах и наших делах, и конечно в наших поступках!
-Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые поступки. Вспомните, когда вы в жизни встречали добро, а когда зло? (ответы детей)
-А теперь давайте послушаем, какие бывают добрые дела на нашей планете.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он... О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился
Из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем —
Галопом сестренка
Помчится на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо —
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: —
Да это как в сказке,
Волшебник ты мой!
С. Погореловский
- Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.)
-Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Тот, кто ухаживает за растениями и за животными.
ДОКТОР предлагает послушать сказку, которая называется «Как белочка дятла спасла».
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько не стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел, плачешь?
- Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И солнышко радуется.
Вопросы:
- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
- Почему радуется Белочка?
- Какое дело совершила Белка?
- Могла ли она поступить иначе?
- Чем бы это обернулось?
-Значит, любой человек имеет право выбора. Вы можете сами решить, как поступить.
-Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, приятно. «От добра добра не ищут»,- гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды для себя.
-А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый – радостно хлопаете.
(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Мальвина, Морозко.)
— А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать весы?
(Учитель показывает самодельные чашечные весы.)
-На одну чашу весов мы будем «класть зло» (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою капельку: приготовленные заранее листочки на которых написаны их добрые дела. Вскоре чаша добра перевешивает чашу зла.)
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
-Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы)
Добро помни, а |
| пожнёшь |
Что посеешь, то и |
| зло забывай |
За добро |
| добра не делает никому |
Худо тому, кто |
| добром плати |
-Доктор предлагает послушать рассказ «Жук на ниточке».
Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.
В общем, вредят, как могут.
Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.
Рано утром, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели.
Тряхнёшь дерево – и жуки вниз посыплются, только собирай.
Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.
Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь. А ниточка не пускает. Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.
Вдруг дедушка как крикнет:
- Сейчас же бросьте жука! Нашли забаву!
Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.
- Это же вредитель!
- Знаю, что вредитель.
- Чего же вам жалко?
- Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!
- Меня?!
- Тебя. Хоть ты не жук, а человек.
- Чего же меня жалеть, если я человек?
- А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей?
Вопросы:
-Какие чувства возникли в вашей душе после прослушивания рассказа?
-Что вы можете сказать о поступке мальчика?
-Давайте послушаем мальчиков по этому поводу, что они нам скажут.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
-Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей)
-Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.
-Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
-В нашем классе светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми.(учитель читает, а дети называют антонимы, на лучиках появляются добрые слова)
Грубый – ласковый
Злой – добрый
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Ненависть – любовь
Лень – труд
-Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленную из цветной бумаги деталь аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)
— Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)
-Наша беседа-праздник подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро — это здорово!
-Правда, Аня.
Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!
-Давайте составим правила Доброты (на дереве появляются листики с отпечатанными правилами)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких, друзей и животных.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Главное правило доброты: Сделал доброе дело – забудь! Сделали тебе доброе дело – помни всю жизнь!
Рефлексия:
-Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок.
– Ребята, как вы думаете, сделал ДОКТОР добрых наук добрее наши сердца?
– Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке?
– Чему вы научились сегодня?
– А где нам пригодятся эти знания?
– Как мы теперь будем поступать в подобных случаях?
– Давайте поблагодарим нашего ДОКТОРА добрых наук за прекрасный урок!
Дети встают на своих местах и говорят «БЛАГОДАРИМ!».
7