Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида»
Конспект
итоговой организованной
образовательной деятельности
по формированию познавательно - исследовательской деятельности
на тему: «Школа волшебства»
в старшей группе компенсирующего обучения № 5
Подготовила:
воспитатель:
Мишина И.А.
Саранск, 2023 г.
Тема «« Школа волшебства»»
Образовательные области: Познание, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.
Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию познавательно – исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
Закрепить представления детей о свойствах льда (тает в тепле).
Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Закрепить накопленные знания детей о магните и его свойстве притягивать металлические предметы.
Закрепить знания о изменениях агрегатного состояния твердых веществ.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать мелкую моторику рук, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись, Цифровая лаборатория «Нуараша» (блок «Температура»), бусинки, замороженные в кубиках льда, контейнер, стакан с холодной водой, пустой стакан, термос, горячая вода, магнит, магнитная удочка, салфетки для рук, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы, коктейльные трубочки, подкрашенная вода в шприцах, семечко подсолнечника.
Ход ООД
1. Организационный момент
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас сегодня на необычное занятие. Каким бы вы хотели видеть наше занятие? (Ответы детей). Вы хотите, чтобы оно было волшебным?
Дети: Да!
Воспитатель: А что такое волшебство? (Ответы детей).
Тогда я приглашаю вас в школу волшебства. (Звучит “волшебная” музыка). Закройте глаза, повернитесь через левое плечо.
В руку палочку возьму,
Ей тихонько я взмахну,
Превращаемся сейчас
Мы в волшебный, дружный класс.
2. Основная часть
В групповой комнате заранее приготовлен стол с материалами для опытов.
Воспитатель: Смотрите, мы с вами попали в волшебную комнату, где будем совершать волшебство
Но чтобы оно получилось, вам нужно сделать добрый поступок. А какой — я вам сейчас расскажу.
Создание проблемной ситуации.
Я несла вам на занятие бусы, нечаянно уронила их в воду, а злой чародей заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?
Дети: Нужно освободить бусинки.
Воспитатель: А как можно освободить бусинки из плена?
(Дети высказывают свои гипотезы)
Можно погреть в кулачке.
Можно положить на батарею.
Можно залить горячей водой.
Воспитатель: Дети, вы выдвинули много интересных предположений. Как вы думаете, какой из предложенных способов самый быстрый? (Дети: залить горячей водой) Давайте проверим и узнаем.
Опытно-исследовательская деятельность. Опыт с водой.
Воспитатель достает термос
Воспитатель: Кто знает, что это такое? Правильно дети, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос?
Дети: Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.
Воспитатель: Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите?
Дети: Из термоса идет пар.
Воспитатель: Если из термоса идет пар, так горячая вода или холодная?
Дети: Горячая.
Воспитатель: Давайте вспомним правила обращения с горячей водой.
А теперь попробуем освободить наши бусинки.
Воспитатель заливает воду в контейнер со льдом.
Дети наблюдают и делают вывод, что лед тает под воздействием горячей воды.
Воспитатель: Пока наше волшебство с бусинками совершается, и лед тает, я предлагаю и вам побыть немного волшебниками.
Давайте поиграем с разноцветными капельками воды. Я вам капну на лист бумаги цветные капельки. Возьмите трубочку для коктейля и подуйте на них, можете дуть на капельки в разных направлениях. Нарисуйте любой узор.
Творческая деятельность детей.
Воспитатель: Пофантазируйте немножко. Скажите, что у вас получилось. (Ответы детей)
Какие вы замечательные волшебники. Давайте немного отдохнем перед следующим волшебством.
3. Физкультурная минутка «Где водятся волшебники»
Где водятся волшебники - там делают зарядку:
Раз, два, три четыре – топаем ногами.
Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире –
Раз, два, три четыре!
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
Воспитатель: Посмотрите, наш лед практически растаял, скажите, можем ли мы сейчас достать бусинки руками? (Ответы детей) А от чего зависит, горячий предмет или холодный?
Дети: От температуры.
Воспитатель: Каким образом можно точно измерить температуру?
Дети: Термометром.
Работа в цифровой лаборатории.
Воспитатель предлагает детям начать работу по измерению температуры воды.
Подумайте, если температура воды холодная, что будет происходить с жидкостью в термометре? А если вода горячая?
У нас два стакана с холодной и горячей водой. Давайте проверим наши предположения.
Ребенок измеряет температуру холодной воды с помощью датчика. Остальные дети следят за изменениями на экране и за уровнем жидкости в термометре.
Воспитатель опускает датчик в емкость с горячей водой. Дети следят за изменениями на экране и за уровнем жидкости в термометре.
Ребенок опускает датчик в контейнер с бусинками.
Воспитатель предлагает детям сделать вывод.
Дети делают вывод: «Жидкость в термометре опустилась вниз, значит, вода холодная».
Можем ли мы с вами теперь достать бусинки? Разомнем наши пальчики.
4. Пальчиковая гимнастика
Бусинка за бусинкой.
Улыбнись-ка, крошка.
Будут тебе бусики,
Обожди немножко.
Беленькую с красненькой
Мы нанижем снова.
Бусинка за бусинкой
Бусики готовы.
5. Опытно-исследовательская деятельность. Опыт с магнитом.
Воспитатель: Я предлагаю вам вынуть наши бусинки при помощи волшебного камня. Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Ответы детей). Правильно, магнит. А теперь я хочу, чтобы вы мне показали это волшебство сами при помощи магнитных удочек.
(Дети достают бусинки магнитными удочками).
Воспитатель: Вы видели, как интересно, часть бусинок попадалась на удочку, а часть нет. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
А получится ли наше волшебство с пластмассовыми и деревянными предметами? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте соберем наши бусинки в красивые бусы, нанижем их на ниточку, считая сколько их всего.
(Дети собираю бусы)
6. Рефлексия
Вот и закончилось наше занятие в школе волшебников.
Вам было интересно? Что вам понравилось больше всего?
Напоследок я подарю вам волшебное семечко, которое вы посадите и посмотрите, что из него вырастет - это будет новая и очень интересная история.