Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Пять помощников человека» для детей средней группы.
составила воспитатель
МБДОУ детского сада № 20 «Красная шапочка»
Нестеренко Е.Ю.
Программное содержание:
Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов чувств с помощью опытов;
Формировать умение объяснять полученные данные, развивать разговорную речь, расширять кругозор;
Развивать фонематический слух и слуховое внимание.
Закреплять гигиенические навыки;
Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни, воспитывать любознательность, сообразительность, умение внимательно слушать.
Словарная работа: орган слуха, зрения, осязания.
Материал: непрозрачные емкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (лимон, чеснок и духи.) и вкусами (огурец, банан, лимон и др.); аудиозаписи различных звуков (шум моря, скрип двери, лай собаки и т.п.); «Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, наждачная бумага, резиновый мяч)
Ход занятия
Организационный момент:
Дети , проводится упражнение «С добрым утром»
-Здравствуйте, ребята! Вы проснулись?
С добрым утром!
- С добрым утром, глазки!
(поглаживаем веки)
- Вы проснулись?
(смотрим в бинокль)
- С добрым утром, ушки!
(поглаживаем уши)
- Вы проснулись?
(прикладываем ладони к ушам)
С добрым утром носик! (подышать носом)
Ты проснулся?
С добрым утром язычок! (показать язычок)
Ты проснулся?
- С добрым утром, ручки!
(поглаживаем кисти рук)
- Вы проснулись?
(хлопки)
- С добрым утром, ножки!
(поглаживаем ноги)
- Вы проснулись?
(притопываем)
- С добрым утром, солнце!
(показываем)
- Я проснулась!
(голову слегка запрокинуть, широко улыбнуться)
(В это время воспитатель выносит большой рисунок Колобка)
Педагог:- Ой, ребята, что это? На что это похоже? (ответы детей)
Играет музыка «Я Колобок»
- Да это Колобок! Но что-то я не вижу у него ни глаз, ни ушек, ни носа, ни язычка – ничего нет. Видно дед с бабкой забыли ему слепить. А может это Колобку и не нужно? (ответы).
- А для чего нужно?
- Да, ребята, называется всё это – органы чувств. И сейчас мы отправимся в необычное путешествие, я вам предлагаю посетить « Институт Здоровья». Мы сможем там найти органы чувств для нашего Колобка. Но для этого вы должны быть внимательными, сообразительными, находчивыми. Итак, в путь!
Щиплет Дедушка Мороз
Ребятишек всех за ...
(нос)
Педагог показывает нос на картинке.
Педагог: Ребята, а для чего нам нужен нос? (ответы детей: дышать, различать запахи).
А теперь давайте поиграем в игру «Узнай по запаху». В этих баночках находятся некоторые продукты. А вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать по запаху, что находится в одной из баночек (Дети по очереди определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, лимон, духи).
Педагог: Как вы думаете можно ли дышать ртом? (Да, нет)
Давайте сделаем дыхательное упражнение.(Дети делают дыхательное упражнение.)
Педагог: Так зачем человеку нужен нос и как он помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Педагог предлагает нарисовать колобку нос.
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…
Ответ: Ушки
Педагог показывает ухо на рисунке.
Педагог: Ребята, а для чего нам нужны уши? (ответы детей: слышать звуки). Правильно, а сейчас давайте немного поиграем.
А сейчас присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. Педагог включает аудиозапись различных звуков. Какие звуки вы слышите? (ответы детей). Педагог благодарит детей за правильные ответы.
Педагог: Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.)
Педагог: Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки.
Воспитатель: Дети давайте нарисуем нашему колобку уши.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза.)
Педагог показывает глаза на рисунке.
Педагог: Ребята, а для чего нам нужны глаза? (ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги и т.д.). Правильно, а сейчас проверим, так ли это. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу (педагог имитирует различные движения). Глаза не открывайте. Скажите, что я делала? Откройте глаза. Вот что я делала (педагог дублирует показанное движение). Зачем нужны глаза? (ответы детей, обобщение педагога).
Давайте проведем эксперимент, проверим могут ли ваши глаза видеть фигуры (показывает карточки с фигурами).
- Это что за фигура (Круг), а это (Квадрат).Правильно, сделаем вывод: глаза могут видеть форму предмета.
- Интересно, что еще могут наши глаза? (ответы детей).
-Скажите, а какого цвета треугольник, круг? Это значит, что глаза могут определять цвет предмета.
Интересно, а могут ли глаза определять расстояния? Давайте проведем эксперимент, определите какая фигура находится ближе к вам, та что у меня в руках или та которая стоит на столе? Ответы.
Давайте вспомним, что же могут делать наши глазки? (ответы)
Педагог: Как вы думаете, что нужно делать чтобы не болели глаза?
Дети: Не смотреть долго телевизор, Делать гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика:
1. Быстро поморгать в течение 10-15 сек. Повторить 3р.
2. Потереть ладони друг о друга и легко положить их на закрытые глаза на 30-40сек. И открыть глаза. Рисуем глазки колобку.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
Педагог показывает язык на картинке.
Педагог: Ребята, а для чего нам нужен язык? (ответы детей: определять различные вкусы). Поверхность языка имеет участки, они называются рецепторы, каждый из которых воспринимает определённый вкус.
Педагог: Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, солёным? (Ответы детей.)
Педагог: Давайте поиграем. Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом)
Педагог: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. (Рисуем колобку язычок).
А, здесь изучают орган чувств, которые отвечают за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение?
Дети: кожей.
Педагог: А где самая чувствительная кожа? (ответы детей: на пальцах).
Педагог: Проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка». По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание).
Педагог: Как мы с вами будем ухаживать за органами осязания?
Дети: Одевать перчатки когда холодно, мыть руки с мылом.
Педагог: Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья.
Понравилось ли вам путешествовать? Что вы сегодня узнали нового?
Дети: Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.
Педагог: Что больше всего вам запомнилось из нашего путешествия?
Дети: Делать гимнастику для глаз, проводить опыты.
Педагог:
Одна дана нам голова,
А глаза два, и уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука, —
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!
(С. Маршак.)
Мы должны беречь наши органы чувств, ухаживать за ними.