Конспект фронтального логопедического занятия, проведенного учителем-логопедом в 1 классе.
ТЕМА: Звуки Ж-З.
Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З.
2. Упражнение в употреблении предлогов за, из-за, из-под, через,
между.
3. Словообразование сложного прилагательного железнодорожный.
4. Упражнение в согласовании с существительными прилагательных
железнодорожный, -ая, -ое.
5. Упражнение в печатании и чтении.
Оборудование: предметные картинки на Ж, З, карточки для чтения( предложения), таблица для чтения слов с пропущенными буквами Ж, З, наборы для составления схем, тетради, ручки.
Ход занятия.
1. Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков Ж-З.
2. Дифференциация Ж-З- игра»Жуки и комары»- 2 команды:
а) упражнение на внимание – попеременное произнесение
ж-ж-ж – з-з-з
б) различение в слогах: за, жа, жла, азл, ужл, злу, жно, озн…;
в) различение в словах: незабудки, гвоздики, дирижабль, зоопарк, жаровня, абажур, занавеска, этажерка, оранжерея, затмение, жаворонок, стрекоза, пирожное, зубочистка.
г) по картинкам на панно( с дополнительным заданием – определение слогового состава);
д) игра»Наоборот»:
за-за-за- -жа-жа-жа ужи - узы
зо-зо-зо- - жо-жо-жо жал -зал
зу-зу-зу- - жу-жу-жу кожа-коза
зы-зы-зы- - жы-жы-жы рожок --разок
зла-зла-зла- - жла-жла-жла жевать—зевать
озл-озл-озл- - ожл-ожл-ожл
е) чтение слов по таблице с пропущенными буквами Ж-З
.аба,.акат, .ро.ы, .абор, е.ата, кру.ок, парово., .амок, ва.а, ко.а, .ивут, гне.до, но., по.ар, та., лы.и, мимо.а, .ираф, .атва, у., гара., бар.а, лу.а, .асмин, ве.ут, оде.да, е., .авод, лу.ок, пид.ак, ро.ок, .ве.да, мор., обо. .
3) Составление схем по индивидуальным картинкам.
4) Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам, деление их на слова.
5) Печатание пар слогов, слов наЗ-Ж:
за-жа зу- -жу
зо- -жо зы- -жи
6)Физкульмитутка
7) Упражнение в словообразовании сложного прилагательного железнодорожный, согласование его с существительными:
а)билет для поездке по железной дороге- железнодорожный билет,
форма работников железной дороги – железнодорожная форма,
транспорт на железной дороге - железнодорожный транспорт,
расписание движения на железной дороге,
поездка по железной дороге,
станция на железной дороге-
вагон на железной дороге-
касса на железной дороге-
платформа на железной дороге-
б)подбор предметов к признакам:
железнодорожный железнодорожное железнодорожная
билет движение станция
семафор сообщение касса
вокзал училище форма
транспорт расписание платформа
перрон путешествие милиция
мост кафе стрелка
вагон оборудование охрана
путь полотно мастерская
шлагбаум депо шпала
кассир купе насыпь
институт справочная
8) Закрепление употребления предлогов за, из-за, из-под, через, между:
а)выполнение инструкций, составление предложений по демонстрации действий;
.б) договаривание предложений:
Женя пошел в железнодорожную кассу (за)билетом на поезд.
Зоя перешла (через) железнодорожное полотно по мосту.
( За) железнодорожным мостом находится железнодорожная станция.
(Из-за)леса показался поезд.
Маленький котенок выскочил ( из-под)железнодорожного вагона.
Отремонтированный поезд вышел (из)железнодорожного депо.
Шпалы лежат (между) железнодорожными рельсами.
в)игра «До- между-за»-закрепление временной ориентации( о временах года, месяцах, днях недели).
9)Чтение предложений на Ж ,З по карточкам(«Жуки»-«Комары»)
10) Итог. Скороговорки на Ж,З.
Зоя бежит за бумажным змеем.
Кузьма бежит за Зиной в книжный магазин.