«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста, на примере дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой в развитии звуковой культуры речи детей дошкольного возраста».

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки














«Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста, на примере дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой в развитии звуковой культуры речи детей дошкольного возраста».








Воспитатель: Бабенко С.В. второй категории

КГКП я/с «Аленушка» п.Актас, г.Сарани.












Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить “правильно и красиво”.

В настоящее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Эти дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними. Общим для всех неговорящих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации общения, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному развитию речи, интеллекта и взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Практически всем неговорящим детям свойственна общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, задержка речевого развития, нарушения развития анализаторной деятельности и межанализаторных ассоциаций. Это определяет трудности формирования целостных представлений об окружающем и тормозит потребности ребенка в общении и в дальнейшем приводит к отставанию в психофизическом и интеллектуальном развитии.

При задержанном развитии речи и снижении интеллектуального развития в основе коррекционно – развивающей работы находится формирование языковой системы ребенка и коррекция психических процессов.

Исходя из этого, коррекционно – развивающая работа строится с учетом ряда принципов:

1. Формирование мотивации к развитию лингвистических способностей, когда ребенку демонстрируются преимущества владения речью.

2. Поощрение стремления детей к совершенствованию речи логопед (дефектолог) отмечает положительное речевое поведение детей во всех ситуациях.

3. Формирование всех компонентов языка в процессе доступных ребенку форм общения и видов деятельности.

4. Формирование речи в связи с развитием всей психической деятельности ребенка.

5. Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.

6. Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, к абстрактному образу.

Коррекционно – развивающая работа решает следующие задачи:

  • воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты, такие как: звуковысотный слух, слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи;

  • формировать произносительную сторону речи;

  • развивать артикуляционный аппарат;

  • работать над речевым дыханием;

  • воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

  • вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;

  • формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее;

  • развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии литературного языка;

  • воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Для решения полного комплекса речевых задач рекомендуется использовать дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад и имеющий хороший результат при работе с детьми. В ходе работы педагогу надлежит направлять свое внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у детей преобладает непроизвольное внимание.

Предлагаемый в данной статье собранный материал поможет педагогам и родителям развивать произносительную систему речи ребёнка младшего и среднего дошкольного возраста. Работа с использованием разнохарактерных игр и упражнений, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.

В дошкольных учреждениях на занятиях количество одновременно занимающихся детей не должно превышать 3-4человека. Продолжительность занятий у детей младшего возраста составляет 15 минут, у среднего возраста 20 минут.

Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым в логопедической практике имеет важное значение.

Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом.

Различают 3 главных способа дыхания:

1) верхнее дыхание (ключичное);

2) среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное);

3) нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).

Исходя из способов дыхания, педагогам и родителям рекомендуется проводить планомерную и систематическую работу, обучая ребенка правильному дыханию.

С целью формирования диафрагмалъного типа дыхания необходимо обследовать детей у педиатра и невропатолога и проконсультироваться у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки.

Носовое дыхание необходимо для нормального развития мозга ребенка, поскольку обонятельные рецепторы, расположенные в полости носа, являются важнейшим источником информации и, следовательно, фактором созревания и роста для особой лимбической системы мозга. Образования лимбической системы участвуют в регуляции поведения и эмоций, обмена веществ, функций внутренних органов. Дефицит информации от обонятельных рецепторов при нарушенном носовом дыхании нарушает созревание и работу лимбической системы. У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - диафрагмальный.

Для формирования диафрагмального типа дыхания родителям и педагогам необходимо выполнять дыхательную гимнастику:

  • Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать; вдыхать бесшумно.

  • Выдох должен быть длительным, плавным; вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходить в выдох.

  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями); выход естественный, экономный, без усилий.

  • Вдох должен быть легким и коротким, а выдох - длительным и экономным.

  • Выдыхаемый воздух расходовать в основной на гласные звуки (в первую очередь на ударные).

  • На одном выдохе произносить, не больше 3-4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одного от другого.

  • В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

  • Следить, за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе - не опускались.

  • Упражнения можно выполнять как в положении лежа, сидя, так и стоя.

  • Длительность выполнения игр и упражнений около 5 минут.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащённость дыхания, укороченность выдоха; неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха, неправильная осанка.

Осваивать технику дыхательных упражнении можно в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине - это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа, необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным. Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой, в виде игр и упражнений, способствуют воспитанию правильного речевого дыхания.

Для формирования первого этапа неречевого дыхания (формирование длительного выдоха у детей младшего дошкольного возраста) рекомендуется использовать следующие игры:

- «Султанчик» (побуждать ребенка к произвольному ротовому выдоху). Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

- «Шарик» (формировать произвольный ротовой выдох). Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в воде.

- «Занавесочка» (формировать произвольный ротовой выдох). Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. «Мыльные пузыри» (формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох).

Второй этап - формирование неречевого дыхания (формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания) включает следующее упражнение: «Надуй живот как шарик» (формировать диафрагмальное дыхание). Ребенок сидит (желательно на стуле, чтобы спина была прямая) или стоит. Делая вдох носом, живот выпячивается вперед «похож на шарик». Выдох через рот, живот втягивается - «шарик сдувается».

В ходе третьего этапа, для формирования речевого дыхания, проводятся упражнения: «Отгадай, кто позвал» (формирование длительного фонационного выдоха). «У кого длиннее звук (слог)?» (формирование речевого выдоха). Дети произносят на одном выдохе звук (слог).

Предлагаемые игры и упражнения для развития звуковой культуры речи посредством дыхательной гимнастики комплексно воздействуют на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Звуковая культура является одним из основных каналов поступления внешней информации и имеет важное значение для обучения, как в дошкольном возрасте, так и в период обучения в младшем звене школы.










Литература


  1. Закон РК «Об Образовании»//Каз. правда.- 2007.- 15 августа (гл. 7, ст. 51)

  2. Занятия по развитию речи в детском саду//А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина.- М., « Совершенство» 2001.- стр.3,10.

  3. Дыхательная гимнастика// А. Н. Стрельникова. стр. 25.

  4. Игры и игровые упражнения для развития речи// - Г. С. Швайко. стр. 4, 15.

  5. Формирование звукопроизношения у дошкольников// Т. Б. Филичева – М., ГНОМ – ПРЕСС, 1999. стр. 60.

  6. Дедюхина Г.В. и др. Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье? – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.

  7. Деюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: «Техинформ МАИ», 1997.

  8. Деташидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития, - Санкт- Петербург. : «Речь», 2004.

  9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.

  10. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. – Санкт-Петербург, «КАРО», 2006.

  11. «Психология аномального развития ребенка» под редакцией В.В. Лебединского, М., «ЧеРо», 2002г., изд. «Высшая школа».

  12. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.

13.Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

14.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее