«Зимний фестиваль знаний 2025»

Компьютер и программное обеспечение

Название работы: Компьютер и программное обеспечение

Методическая разработка открытого урока обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

2018/19учебный год

Название работы: Компьютер и программное обеспечение

Автор: Лавриеня Ирина Анатольевна

Место выполнения работы: ГАПОУ КО «ККЭТ» г. Калуга


Методическая разработка

урока обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков


"Информация - движущая сила развития общества. Не владеть компьютером - быть безграмотным".

Б. Дизраэли




Пояснительная записка

Данная методическая разработка предлагается как вариант проведения учебного занятия по обобщению, контролю знаний, умений и навыков студентов по блоку.

Тема урока располагается в конце блока «Информационные и телекоммуникационные технологии» дисциплины «Информатика» для студентов первого курса. Весь блок рассчитан на 72 часа, из них 22 часа – на изучение нового материала и 46 часов – на формирование практических умений и навыков, 4 часа - на контроль и коррекцию ЗУН.

Представленный урок является логическим продолжением предшествующих занятий, на которых студенты изучают новые программы, а также учатся выполнять в них основные операции.

Целью этого урока является повторение и закрепление основных понятий блока и проверка уровня сформированности умений и навыков по работе в изученных программах.

Урок проводится в виде практического занятия. Формы работы: коллективная, индивидуальная и групповая. Работа студентов осуществляется у доски, на местах и за ЭВМ. Кроме того, на данном занятии применяются такие АМО, как «Кто больше?», «Кластер», «Плюс-минус-интересно». Это способствует созданию условий для формирования информационной и коммуникативной компетентностей, а также формирования интереса к предмету и активности студентов на занятии.

Актуальность данной методической разработки вызвана тем, что данный блок содержит очень объемный и важный для студентов материал, который необходимо систематизировать и проконтролировать, насколько он усвоен.

Качество усвоения знания и умений блока необходимо для формирования общих и профессиональных компетенций, а также успешной работы студентов в дальнейшем.

Задачи данной методической разработки - показать:

  • использование компетентностного подхода в обучении;

  • использование АМО на уроке информатике;

  • применение РИТМа при проведении занятия;

  • использование дифференцированного подхода в обучении;

  • возможность использования самостоятельной работы студентов при проведении систематизации знаний, умений и рубежного контроля;

  • возможность выбора студентами уровня сложности при выполнении самостоятельной работы;

  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной работы студентов;

  • применение компьютерной поддержки при проведении занятий.

После звонка студенты занимают места за столами, разбившись в произвольном порядке на две группы по 5-6 человек. Посадочные места для студентов размещаются таким образом, чтобы было удобно работать в команде. Группам предлагается выбрать лидера и записать свои фамилии в листы для учета баллов.

Этап урока






Студент

Должность в группе

«Кто больше?»

«Разга-дай ребусы»

Составление и защита кластеров

Кроссворд

«Информати-ка и ИКТ»

Практичес-кая работа на ЭВМ

Всего баллов

1


Лидер







2


Участник







3


Участник







4


Участник







5


Участник







6


Участник








Группа №








На каждом столе размещается папка, которая содержит следующий дидактический материал:

  • памятка для работы студентов на занятии;

  • лист учета баллов для каждого студента;

  • задание для групповой работы студентов;

  • задание для самостоятельной работы студентов;

  • карточки с ребусами;

  • карточки с кроссвордом «Информатика и ИКТ»

  • таблицы «Плюс-минус-интересно».

Начинается занятие с организационного ввода, с постановки цели и задач, мотивации учебной деятельности студентов на данном занятии (слайды №1- 6).

Актуализация опорных знаний проводится в виде АМО «Кто больше?» с целью вспомнить, повторить, закрепить необходимые знания и создать условия для дальнейшей работы на занятии (слайды № 7 - 9). Суть метода в том, что каждой группе раздается по одинаковому листу, на котором представлены вопросы по основным темам блока. Студенты должны ответить на вопросы и записать ответы карандашами своего цвета. После этого они меняются местами с другими группами и стараются дополнить или исправить их ответы тоже своим цветом карандашей.

Каждый студент может набрать по 1 баллу, если правильно заполнит бланк своей группы, а если не правильно или не полностью – то по 0,5 балла. В случае если были дописаны или исправлены ответы других групп, то прибавляется еще 0,5 балла.

Правильные ответы будут представлены на слайдах.

Далее преподаватель предлагает студентам изучить памятку для работы на занятии и заполнить лист учета баллов за этап актуализации знаний.

Операционно-исполнительский этап начинается с выполнения задания «Разгадай ребусы». Цель этапа: активизировать студентов и настроить на благоприятную работу на занятии. Кроме того, данный этап способствует формированию ОК 4 и ОК 6.

Каждой группе предлагается по карточке с тремя ребусами по основным вопросам информатики. Группы совещаются, отгадывают ребусы, и лидеры дают правильные ответы. Если группа затрудняется с ответом, то ребусы могут быть предложены другой группе. Ребусы и ответы на них также представлены на слайдах (№ 10-14).

За каждый правильно отгаданный ребус студентам групп начисляется по 0,5 баллу, т.е. 1,5 балла за три ребуса. Студентам группы, которая решит чужой ребус, начисляется также по 0,5 баллу за ребус.

Затем лидеры заполняют карточки учета баллов.

Ребусы

Ребусы 1 группа



Ребусы 2 группа


Следующий этап урока - групповая работа на местах. Студентам групп предлагается с опорой на раздаточный материал и конспекты проработать заданные вопросы и составить по одному кластеру: «Программное обеспечение компьютера» и «Компьютерные сети». Далее лидер сам (или назначенный им члена группы) выходит и представляет получившейся кластер. Для наглядности на слайдах представлены примерные (неполные, с пропусками) схемы (кластеры), которые могут получиться у групп. Также студент должен не просто продемонстрировать результат, но и раскрыть полученные схемы, ответить на возможные вопросы. После ответа каждого лидера преподаватель показывает на слайдах полные схемы (кластеры) и просит оценить группы ответ их лидеров (слайды 15-20). Кроме того, лидер должен оценить работу каждого члена своей группы по этому заданию.

Баллы начисляются следующим образом: за полный и правильный ответ лидеру начисляется 2,5 баллов, за отсутствие ответа, неполный ответ или с ошибкой – 0-2 балла (в зависимости от недочета). Остальные члены группы могут получить за групповую работу от 0 до 2 балла по решению лидера.

Цель этого этапа: показать и обобщить свои знания по составу и программному обеспечению персонального компьютера и видам компьютерных сетей. При этом у студентов формируются такие личностные качества как: умение работать в группе и на группу (ответственность за успех группы), высказывать свою точку зрения и отставать свое мнение, формируется коммуникативная компетентность.

Таким образом, создаются условия для формирования информационной компетентности в аспекте обработки информации и коммуникативной компетентности в аспекте публичного выступления.

С целью снятия напряжения, психологической разгрузки, разнообразия видов деятельности, а также систематизации и закрепления материала, формирования коммуникативной компетентности группам предлагается разгадать кроссворд «Информатика и ИКТ» (слайды № 21-22).

За правильное решение каждая команда получает от 0-2 балла: все разгадано - 2 балла, с ошибками 0,5-1,5 балла, не разгадано 0 баллов. Правильные ответы представлены на сладе №. Баллы за это задания ставит преподаватель.

Следующий этап урока – практическая работа дифференцированного характера (задания 3-х уровней) на ЭВМ. Каждому студенту предлагается на выбор по три карточки с заданиями разного уровня сложности (см. приложения).

Цель данного этапа – закрепить и проверить умения и навыки студентов по работе с основными прикладными программами, а также дать возможность самостоятельно оценить свой уровень знаний и умений по теме.

Затем идет проверка правильности выполнения работы на ЭВМ. Проверку и начисление баллов проводит преподаватель.

Лидеры групп заполняют бланки и сдают. Студенты за практическую работу могут набрать от 0 до 2 баллов за базовый уровень, 3 балла - за высокий и 4 балла за продвинутый уровень.

Далее следует подведение итогов урока и оценка деятельности каждого студента (слайды 24-26). Преподаватель сообщает заработанные каждым студентом баллы и выводит отметки.

Рейтинг занятия 10, резервные баллы до 2. Таким образом, за работу на занятии каждый студент может получить от 0 до 10 баллов

Отметка студенту ставится в соответствии с заработанными баллами:

9 - 10 баллов – «5»

7 - 8 баллов – «4»

6 - 5 баллов – «3»

Меньше 5 баллов – «2»

Кроме того, на усмотрение преподавателя студентам могут добавиться баллы за очень активную и продуктивную работу на уроке (за счет резервных баллов).

Студенты, получившие незачетный балл, желающие повысить свою оценку, могут получить корректирующие задания для внеаудиторной самостоятельной работы, либо пройти собеседование с преподавателем во внеурочное время.

Затем идет постановка внеаудиторной самостоятельной работы студентов – составить кластер по теме «Вирусы» (слайд 27).

С целью рефлексии в конце урока проводится АМО «Плюс-минус-интересно». Суть метода в том, что каждый студент получает таблицу вида:

Плюс

Минус

Интересно










Студент должен в соответствующих колонках указать плюсы и минусы занятия, а также то, что на его взгляд было интересно или он хотел бы еще узнать.

Таким образом, данное занятие благодаря сочетанию индивидуальной, групповой и коллективной форм, применению мультимедиа, а также использованию АМО достигает своей основных целей: развивать познавательную активность студентов, закрепить, проконтролировать и оценить знания и практические умения и навыки по работе с основными прикладными программами на ЭВМ, а также создать условия для формирования общих компетенций (ОК 2-9), вызвать интерес к предмету.











План проведения открытого занятия

Предмет: Информатика

Группа: 1 курс

Тема урока: Компьютер и программное обеспечение

Тип урока: урок обобщения, систематизации, контроля знаний, умений, навыков

Вид проведения занятия: практическая работа

Форма проведения занятия: сочетание индивидуальной, групповой и коллективной формы работы студентов на занятии.

Методы обучения: активный, частично-поисковый, репродуктивно-развивающий.

Цели и задачи урока:

Образовательная: обобщение, систематизация, контроль знаний и умений по теме: Компьютер и программное обеспечение

После изучения темы студент должен:

Знать:

  • Основные понятия темы: программное обеспечение, прикладные программы, компьютерные сети, вирусы и антивирусы;

  • Виды программного обеспечения персонального компьютера;

  • Локальные и глобальные сети, приемы работы в них.

Уметь:

  • Обрабатывать текстовую информацию;

  • Выполнять расчеты в электронных таблицах;

  • Создавать базы данных;

  • Создавать мультимедийные презентации;

  • Анализировать и классифицировать информацию;

  • Рассказывать о программном обеспечении персонального компьютера и компьютерных сетях.

Задачи занятия:

Задачи преподавателя:

  • Обобщить, систематизировать и проконтролировать знания студентов по теме «Компьютер и программное обеспечение»;

  • Оценить уровень сформированности умений и навыков студентов при работе в различных прикладных программах;

  • Создать условия для формирования информационной, коммуникативной компетенций студентов.

Задачи студентов:

  • Показать знания таких понятий как:

  • программное обеспечение;

  • прикладные программы;

  • компьютерные сети (локальные и глобальные);

  • вирусы;

  • антивирусы.

  • Показать умения и навыки при работе в различных прикладных программах (MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint);

  • Показать умение работать в команде, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная и развивающая задачи урока:

      • развивать продуктивное и логическое мышление;

      • развивать монологическую и диалогическую речь;

      • воспитывать ответственность и навыки самостоятельности;

      • формировать личность студента через положительные эмоции, связанные с ощущением успеха, через самооценку, взаимооценку и оценку преподавателем.

      • создать условия для формирования ключевых компетенций:

      • коммуникативная компетентность;

      • информационная компетентность;

      • самоменеджмент.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

межпредметные связи:

  • Информатика, курс средней школы (прикладные программы)

  • Математика, курс средней школы, 1 курс (анализ и синтез информации, математические расчеты)

внутрипредметные связи (информатика, 1 курс, 1 модуль дисциплины):

  • состав компьютера;

  • информационные процессы;

  • программное обеспечение и операционная система.

Оборудование занятия:

Графические средства

  • листы учета баллов.

  • памятки для студентов.

  • карточки для групповой работы студентов.

  • карточки для практической работы студентов.

Технические средства

  • ноутбук и мультимедиа-проектор

  • презентация и графический редактор «Power Point»

Литература:

  1. Михеева Е.В. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. обр. – М.: Академия, 2016г. – 352 с.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е. К. Информатика. 10-й класс.- М.: Лаборатория Базовых знаний, 2006.-168 с.

  3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2013.-512 с.

Ресурсы интернета:

http://google.ru

http://yandex.ru

http://www.metod-kopilka.ru/page-link.html

http://www.klyaksa.net/htm/uchitel/index.htm

Содержание и ход занятия



Элементы

структуры урока,

метод обучения,

время

Действия

студентов

Действия

преподавателя

Компьютерная

поддержка

1

2

3

4

1.

Ориентировочно-мотивационный этап

1.1 Организация

группы


3 мин.

Занимают рабочие

места

Организует

посадку

студентов для групповой работы;

проверяет присутствующих











слайды № 1- 6



1.2 Постановка

цели и задач

занятия, порядка

проведения

2-3 мин.

Слушают,

воспринимают,

уясняют свои

задачи

Сообщает цель и

задачи занятия,

акцентирует

внимание на

задачи, стоящие

перед студентами

1.3 Мотивация

учебной

деятельности

студентов

Метод -

объяснительно-

побуждающий

2-3 мин.

Усваивают

значимость

данного занятия,

настраиваются на

активную работу

Мотивирует

студентов на

активную

индивидуальную

и коллективную

работу

1.4 Актуализация знаний.

Форма -

групповая,

метод -

АМО «Кто больше?»

10-12 мин.

Письменно

отвечают на

поставленные

вопросы,

получают

баллы, заполняют свои бланки с баллами

Раздает студентам

листы с заданиями и вопросами,

контролирует работу студентов.

организует

работу студентов в

соответствии с

памяткой, назначает баллы







слайды № 7-9

2. Операционно-исполнительский этап

2.1 «Разгадай ребусы»

Форма -

групповая,

метод – частично-поисковый

4-5 мин


Каждая группа отгадывает по три ребуса и озвучивает свои ответы. В случае, если группа не знает ответ, отвечает другая. Лидеры заносят баллы в бланки

Организует и контролирует работу групп по отгадыванию ребусов. Показывает верные ответы на слайдах.

Слайды

№ 10-14

2.2 Составление и защита кластеров

Форма -

групповая, индивидуальная,

метод – частично-поисковый

15-20 мин


Анализируют и прорабатывают в группах теоретический материал, составляют кластеры (схемы) и защищают их у доски, оценивают работу групп и лидеров

Организует и контролирует работу групп по составлению и защите кластеров. Показывает на слайдах примерные кластеры по заданным темам

Слайды

№ 15-20

2.3 Кроссворд «Информатика и ИКТ»

Форма -

групповая,

метод – частично-поисковый

5-7 мин


Разгадывают в группах предложенный кроссворд и сдают свои работы, лидеры проставляют полученные баллы.

Организует и контролирует работу групп по отгадыванию кроссвордов. Показывает на слайдах правильные ответы на кроссворд

Слайды

№ 21-22

2.4 Практическая работа на ЭВМ дифференцированного характера

Форма -

Индивидуальная

Метод -

репродуктивно-

развивающий

25-30 мин.

Получают по три карточки с заданием разного уровня, выбирают карточку своего предполагаемого уровня знаний, работают с этой карточкой на ЭВМ


Организовывает

работу студентов (раздает карточки, ходит по рядам, при необходимо-сти отвечает на вопросы студентов)


Слайд

№ 22

3. Рефлексивно-оценочный этап

3.1 Подведение

итогов занятия

самооценка,

взаимооценка,

оценка работы

преподавателем.

4-5 мин.

Оценивают свои

достижения,

успехи, оценивают

ход занятия.

Высказывают свое

мнение.

Сопоставляет цели и задачи с достигнутыми

результатами на занятии.

Проговаривает ещё раз учебные цели урока, объявляет балл каждого студента, выводит отметки.

Дает при необхо-димости задание для повышения отметки.

Слайд

№ 24-26

3.2 Постановка домашнего задания

1-2 мин.

Слушают, усваивают и записывают задание в тетради

Выводит на слайде условие внеаудиторной самостоятельной работы, объясняет

Слайд

№ 27

3.3 Рефлексия

Метод АМО «Плюс-минус- интересно»

2-3 мин

Анализируют урок, свою работу, заполняют таблицу

«Плюс-минус- интересно»

Объясняет, как заполнять таблицу, следит за заполнением, комментирует

Слайд

№ 28






ПРИЛОЖЕНИЯ


Памятка для работы на уроке

  • Уяснить цель и задачи данного занятия (3 мин)

Rmax занятия 10 баллов + резервные баллы

  • Актуализация знаний «Кто больше?» (10-12 мин.)

Цель:

- вспомнить, закрепить знания по блоку;

  • набрать баллы за правильный ответ (студент от 0,5 до 1,5 баллов);

«Разгадай ребусы» (4-5 мин)

Цель:

- каждой группе отгадать по три ребуса;

- набрать баллы за правильно выполненную работу (0 -1,5 балла)

Составление и защита кластеров по предложенным темам (15-20 мин)

Цель:

- проработать предложенные вопросы, составить по кластеру с помощью опорной схемы;

- набрать баллы за правильный ответ (0-2,5 балла)

Кроссворд «Информатика и ИКТ» (4-5 мин)

Цель:

- быстро и правильно ответить на вопросы кроссворда;

- набрать баллы за правильный ответ (0-2 балла)

Практическая работа на ЭВМ (25-30 мин)

Цель:

- выбрать задания своего уровня знаний;

- быстро и правильно выполнить работу и сдать преподавателю;

- набрать баллы за правильный ответ (0-4 балл)

Подведение итогов работы (4-5 мин.)

Постановка Д/З (1-2 мин.)

«Плюс-минус-интересно» (2-3 мин.)
Цель:

- оценить качество и полезность урока;

  • осознать свою работу на занятии

Отметка каждому студенту ставится в соответствии с заработанными баллами:

9 - 10 баллов – «5»

7 - 8 баллов – «4»

6 - 5 баллов – «3»

Меньше 5 баллов – «2»




Бланк учета баллов подгрупп


Этап урока






Студент

Должность в группе

«Кто больше?»

«Разга-дай ребусы»

Составление и защита кластеров

Кроссворд

«Информати-ка и ИКТ»

Практичес-кая работа на ЭВМ

Всего баллов

1


Лидер







2


Участник







3


Участник







4


Участник







5


Участник







6


Участник








Группа №












«Кто больше?»


  1. Что такое программное обеспечение? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Что такое базовое ПО? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


  1. Какая программа называется прикладной? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


  1. Напишите основные пройденные программы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Что такое вирус? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Что такое антивирус? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Что такое операционная система? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Что такое локальная сеть?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Дайте определение топологии сети

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое Интернет? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задания для практической работы

Уровень – 1

Задание 1. Наберите в программе MS Word предложенный текст по образцу:

Работая с компьютером, мы, прежде всего, работаем с обширным пакетом служебных программ, который называется операционной системой.

Под управлением операционной системы происходит работа аппаратных устройств, запуск программ, взаимодействие между компьютером и пользователем.

Задание 2.

  1. Откройте программу MS Еxcel.

  2. Заполните таблицу, используя размер 15; стиль обычный; цвет синий, заливка желтая + зеленая в колонках заголовков.

  3. Посчитайте последний столбец.

ФИО студента

тетрадь

карандаш

линейка

цена комплекта студента

Иванов С.В.

4,00 р.

1,50 р.

7,00 р.


Лунёв П.А.

5,00 р.

2,00 р.

6,50 р.


Панов В. К.

4,50 р.

1,70 р.

7,50 р.


Задание 3. Откройте программу MS Access. Создайте в ней базу данных по образцу и заполните данными:

Экзаменационные предметы

Дата

Преподаватель

математика



информатика



физика



Задание 4. Создайте презентацию в программе MS PowerPoint из 2-3 слайдов на произвольную тематику.


Задания для практической работы

Уровень – 2

Задание 1. Наберите в программе MS Word предложенный текст по образцу, используя размер 14; стиль Arial; цвет синий, межстрочный интервал 2.

Работая с компьютером, мы, прежде всего, работаем с обширным пакетом служебных программ, который называется операционной системой.

Под управлением операционной системы происходит работа аппаратных устройств, запуск программ, взаимодействие между компьютером и пользователем.

Задание 2.

  1. Откройте программу MS Еxcel.

  2. Заполните таблицу, используя размер 15; стиль обычный; цвет синий, заливка желтая и зеленая в колонках заголовков. Посчитайте последний столбец.

  3. На ее основе постройте диаграмму по первому и последнему столбцу.

ФИО студента

стирка

карандаш

линейка

цена комплекта студента

Иванов С.В.

2,50 р.

1,50 р.

7,00 р.


Серов П.А.

2,30 р.

2,00 р.

6,50 р.


Панов В. К.

2,20 р.

1,70 р.

7,50 р.


Задание 3. Откройте программу MS Access. Создайте в ней базу данных по образцу и заполните данными:

Экзаменационные предметы

Дата

Преподаватель

математика



информатика



физика



русский язык



Задание 4. Создайте презентацию в программе MS PowerPoint из 3-4 слайдов на произвольную тематику.

Задания для практической работы

Уровень – 3

Задание 1. Наберите в программе MS Word предложенный текст по образцу, используя размер 13,5; стиль Arial; цвет синий, межстрочный интервал 1,5.

Работая с компьютером, мы, прежде всего, работаем с обширным пакетом служебных программ, который называется операционной системой.

Под управлением операционной системы происходит работа аппаратных устройств, запуск программ, взаимодействие между компьютером и пользователем.

Задание 2.

  1. Откройте программу MS Еxcel.

  2. Заполните таблицу, используя размер 15; стиль обычный; цвет синий, заливка желтая и голубая в колонках заголовков. Посчитайте последний столбец.

  3. На ее основе постройте диаграмму по первому и последнему столбцу.

  4. Определите самый дорогой и самый дешевый комплект. Найдите среднюю цену одного карандаша.

ФИО студента

тетрадь

карандаш

линейка

цена комплекта студента

Иванов С.В.

4,00 р.

1,50 р.

7,00 р.


Лунёв П.А.

5,00 р.

2,00 р.

6,50 р.


Панов В. К.

4,50 р.

1,70 р.

7,50 р.


Задание 3. Откройте программу MS Access. Создайте в ней базу данных по образцу и заполните данными:

Экзаменационные предметы

Дата

Преподаватель

День недели

математика




информатика




физика




Задание 4. Создайте презентацию про колледж в программе MS PowerPoint из 4-5 слайдов.

Материал для составления кластеров группами


Компьютерные сети

Компьютерная сеть — система связи компьютеров или вычислительного оборудования (серверы, маршрутизаторы и другое оборудование).

Основное деление: на локальные и глобальные сети.

Лока́льная сеть — компьютерная сеть, покрывающая обычно относительно небольшую территорию или небольшую группу зданий (дом, офис, фирму, институт).

По типу сетевой топологии (способа соединения компьютеров) ЛС делится на:

  • Шина (все компьютеры равноправны и соединены к одному кабелю)

  • Кольцо (компьютеры равноправны, соединены по кругу)

  • Звезда (в центре находится главный компьютер, наиболее мощный)

  • Дерево (компьютеры соединены иерархично, идет разветвление)

Интерне́т— всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть. Построена на базе стека протоколов TCP/IP. На основе Интернета работает Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) и множество других систем передачи данных.

В настоящее время в Интернете существует достаточно большое количество служб, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:

  • электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;

  • социальные службы, предназначенные для поддержки общения в реальном времени;

  • телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;

  • Web - сайты — гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство.

Прочитайте предложенный текст. Составьте на его основе кластер по теме «Компьютерные сети».


Программное обеспечение (ПО). Виды ПО.

Програ́ммное обеспе́чение (ПО) — комплекс всех программ на компьютере.

ПО - компьютерные программы, процедуры и, возможно, соответствующая документация и данные, относящиеся к функционированию компьютерной системы.

Классификация ПО

Разнообразие форм у программного обеспечения великое множество. Оно может быть знакомым и привычным, работающих на многих домашних компьютерах, такие как Microsoft Word, Google Chrome и др., а могут быть предназначены для серверов, например Nginx, Squid, IIS.

Также можно классифицировать по способу распространения и использования на несвободное (закрытое), открытое и свободное.

Однако классически программное обеспечение принято подразделять по назначению:

  • Базовое (Системное).

  • Прикладное.

  • Инструментальное.

Системное программное обеспечение

Системное программное обеспечение - комплекс программ, которые обеспечивают управление компонентами компьютерной системы, такими как процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода, сетевое оборудование, выступая как «межслойный интерфейс», с одной стороны которого аппаратура, а с другой — приложения пользователя.

В отличие от прикладного программного обеспечения, системное не решает конкретные практические задачи, а лишь обеспечивает работу других программ, управляет аппаратными ресурсами вычислительной системы.

В состав системного ПО входят операционная система, программы диагностики состояния компьютера, антивирусные программы, программы-архиваторы (используются для сжатия информации и передачи данных по сетям) и др.

Операционная система — комплекс системных программ, расширяющий возможности вычислительной системы, а также обеспечивающий управление её ресурсами, загрузку и выполнение прикладных программ, взаимодействие с пользователями.

В большинстве вычислительных систем операционные системы являются основной, наиболее важной (а иногда единственной) частью системного программного обеспечения.

Инструментальное ПО

Инструмента́льное програ́ммное обеспе́чение — программное обеспечение, предназначенное для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ, в отличие от прикладного и системного программного обеспечения.

К нему относятся в основном системы (языки) программирования.

Прикладное ПО

Прикладная программа или приложение — программа, предназначенная для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитанная на непосредственное взаимодействие с пользователем.

К прикладному программному обеспечению относятся компьютерные программы, написанные для пользователей или самими пользователями, для задания компьютеру конкретной работы. Программы обработки заказов или создания списков рассылки — пример прикладного программного обеспечения.

Классификация Прикладного ПО:

  • программные средства общего назначения: текстовые редакторы (обработка текстовых документов), электронные таблицы (применяются для больших числовых вычислений), базы данных (для упорядоченного хранения большого объема информации), программы презентации и др.

  • программные средства специального назначения: графический редактор Photoshop, справочно-правовая система Консультант Плюс, Программы семейства «1С»).

Вопросы и задания:

  1. Дайте определение понятию ПО. Запишите кратко: Виды ПО. Системное ПО. Состав системного ПО. Операционная система (ОС). Инструментальное ПО. Прикладное ПО (ППО). Классификация ППО

  2. Составьте схему-кластер на тему «Программное обеспечение компьютера».
















Ребусы

Ребусы 1 группа



Ребусы 2 группа






Вопросы кроссворда «Информатика и ИКТ»


  1. Предмет, изучающий компьютер?

  2. Программа, в которой можно найти все обо всем?

  3. Устройство, показывающее изображение, идущее к нему от системного блока?

  4. Небольшое устройство для хранения информации?

  5. Человек, работающий за компьютером?

  6. Устройство для вывода информации на бумагу?

  7. Устройство-манипулятор курсора?

  8. Устройство для ввода информации в компьютер?

  9. Переносной компьютер?

  10. Устройство, вставляемое в дисковод?

  11. Название символа @?

  12. Как можно его назвать www.mail.ru?

Ответы:

  1. Информатика

  2. Интернет

  3. Монитор

  4. Флеш-карта

  5. Пользователь

  6. Принтер

  7. Мышь

  8. Клавиатура

  9. Ноутбук

  10. Диск

  11. Собака

  12. Сайт


Таблица «Плюс-минус-интересно»


Плюс

Минус

Интересно











12


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее