«Зимний фестиваль знаний 2025»

Игровые формы и методы преподавания информатики как средство развития познавательной активности учащихся в условиях реализации Стандарта второго поколения

Дидактическая цель урока: создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока:

Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows.

Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации


Форма урока: «деловая игра».

Дидактическая цель урока: создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”.

Триединая дидактическая цель:

  • обучающий аспект: создать условия для формирования целостной системы знаний по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”;

  • развивающий аспект: создать условия для проявления познавательной активности: развития навыков самостоятельной работы с источником информации, инструментами и технологиями; развития навыков коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии; развитие навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализе, рефлексии.

  • воспитательный аспект: создать условия для воспитания культуры учебного труда, воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Метод обучения: творчески-проблемный.

Оборудование урока:

  • проектор, персональные компьютеры с инсталлированными на них ОС Windows, текстовым процессором Microsoft Word, Microsoft Power Point;

  • файл презентации, размещенный на компьютере учителя;

папка для каждой фирмы на компьютере учащихся с семью файлами: файл Журнал учета денежных средств.doc, файл Кроссворд.doc, файл Дополнительные вопросы.doc, файл Сканворд.doc, Критерии оценок фирмы.doc, Оценочный лист сотрудника фирмы.doc, Сводная оценочная таблица эксперта.doc.

Ход урока

В начале урока класс делится на группы по 8-10 человек, учитель предлагает образовать фирмы. У каждой фирмы есть название и сотрудники: четыре программиста, финансист, менеджер, дизайнер и президент. Каждой фирме предоставляется “в собственность” по четыре компьютера. Ребята придумывают все атрибуты фирмы сами. Выбираются 3-4 независимых эксперта из числа лучших учащихся.

Учитель предлагает учащимся обратить внимание на тему урока и задает вопрос: Что мы знаем по этой теме? Что мы умеем? Предлагает учащимся сформулировать цель сегодняшнего урока. Ставится цель урока, т.е. цель деловой игры.

Далее учитель сообщает, что для того чтобы начать нашу игру, фирмам надо заработать начальный капитал, ответив на блиц вопросы кроссворда. Для этого необходимо программистам найти готовый файл с кроссвордом на одном из четырех компьютеров фирмы (путь к папке игры указан, но трудность в том, что в ней находятся и “ненужные” на данный момент времени файлы), совместными усилиями заполнить его, готовый продукт в распечатанном виде предъявить экспертам. В кроссворде 16 слов-терминов, цена каждого слова 100 у.е., то есть максимальный начальный капитал может быть 1600 у.е.

Подводится итог блиц опроса. Эксперты объявляют заработанные денежные средства, финансисты каждой фирмы забирают условные единицы, записывают в журнале, имеющимся в папке игры в виде файла.

Журнал учета денежных средств на лицевом счете банка (для финансиста фирмы).


приход

расход

остаток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итог

(На данном этапе игры формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов: компьютер, принтер. Следовательно, формируется информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество открытых “ненужных” файлов, количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.)

Вопросы кроссворда по горизонтали:

4. Вид программы, к которому относится Лазерный проигрыватель.

5. Одна из стандартных программ.

8. Устройство ввода информации.

10. Синоним жесткого магнитного диска.

11. Вид программы, к которому относится Word Pad.

12. Кнопка, при нажатии которой на экране появится главное меню.

13. Устройство хранения, обработки, передачи информации.

16. Сведения об окружающем мире, повышающие уровень осведомленности человека.

По вертикали:

1. Папка, предназначенная для временного хранения удаленных файлов, папок, ярлыков.

2. Одна из мультимедиа программ.

3. Это устройство может быть матричным, струйным, лазерным.

6. Вид памяти, хранящей программы и данные, обрабатывающие процессором в данный момент времени.

7. Одна из служебных программ для работы с диском.

9. Вид программы, к которому Сведения о системе.

14. Устройство для обмена информации по телефонным каналам связи.

15. Носитель информации с наименьшей информационной емкостью.


Кроссворд Компьютер Программное обеспечение ОС Windows



Ответы кроссворда.

По горизонтали: мультимедиа, блокнот, микрофон, винчестер, стандартная, пуск, компьютер, информация.

По вертикали: корзина, звукозапись, принтер, оперативная, дефрагментация, служебная, модем, дискета.

Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество начального капитала, начинает первая “проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвует половина сотрудников фирмы: программист, менеджер, финансист, президент, остальные сотрудники: три программиста и дизайнер готовят ответы на дополнительные вопросы кроссворда, которые находятся в папке игры в виде файла. (В это же время другая фирма отвечает на дополнительные вопросы кроссворда.)

Программист, менеджер, финансист, совместно с президентом может выбрать любые три раздела из 1 тура компьютерной презентации. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 1 туром компьютерной презентации, его будет видеть только президент фирмы. Выбрав, один из разделов 1 тура президент занимает место за компьютером учителя, остальные сотрудники фирмы не видят, что происходит на экране монитора. Ему можно словами, жестами, мимикой как можно точнее объяснить слова, представленные в выбранном разделе, а сотрудники фирмы должны отгадать объясняемое слово. За каждое верно отгаданное слово команда получает 100 у.е. на лицевой счет фирмы. Каждый раздел “скрывает” пять терминов, то есть максимально увеличиться капитал может на 1500 у.е. Слова-термины можно купить за 100 у.е. каждое, в случае неправильно отгаданного термина.

В презентации, при выборе каждого раздела по гиперссылке осуществляется переход на слайд со словами-терминами этого раздела. Термины появляются на слайде по одному слову друг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд с 1 туром.

Когда три раздела 1 тура разгаданы, то сотрудники фирмы возвращаются на свое “рабочее место” и помогают отвечать на дополнительные вопросы кроссворда. Готовый продукт (ответы на дополнительные вопросы) в распечатанной форме предоставляется экспертам. Дополнительных вопросов кроссворда восемь, то есть максимальная прибавка к капиталу фирмы составит 800 у.е. (Другая фирма в это же время отгадывает слова-термины из оставшихся трех разделов 1 тура компьютерной презентации.)


Дополнительные вопросы к кроссворду


  1. Перечислите все дополнительные устройства компьютера, используемые в кроссворде. Дайте определение каждому из их.

  2. Нарисуйте схему функциональной организации компьютера. Впишите устройства, указанные в кроссворде, в соответствии с их видом, в нужные блоки схемы.

  3. Сформулируйте из терминов, предложенных в кроссворде пары слов по принципу: прилагательное – существительное. Прилагательное – вид программы, а существительное одна из программ данного вида. Укажите еще несколько примеров программ для каждого вида.

  4. Назовите примеры мультимедиа программ, неуказанных в кроссворде. Наличие каких устройств дает возможность работы с данным видом программ.

  5. Перечислите носители информации из кроссворда в порядке убывающей последовательности их объемов. Для последнего носителя укажите его информационную емкость.

  6. Укажите неиспользованные в кроссворде носители информации, распределив их по группам с общим признаком.

  7. Назовите объекты Рабочего стола Windows, используемые в кроссворде. Укажите объекты, которые еще можно разместить на Рабочем столе.

  8. Перечислите слова из кроссворда, которые не были использованы в вопросах 1-7 и ответах на них. Дайте определение одному их этих слов-терминов, так чтобы оставшиеся слова “прозвучали” при объяснении термина.

Ответы на дополнительные вопросы к кроссворду

1. Принтер – устройство вывода графической информации на бумагу. Микрофон – устройство ввода звуковой информации. Модем – устройство для обмена информации по телефонным каналам связи.

2.

3. Стандартная – блокнот, служебная – дефрагментация. Стандартная: калькулятор, Word Pad, Paint. Служебная: проверка диска, сведения о системе, очистка диска, архивация данных, преобразование диска в FAT 32, сжатие данных.

4. Лазерный проигрыватель, регулятор громкости, универсальный проигрыватель. Необходимы: звуковая карта с микрофоном и колонками, и СD-ROM дисковод.)

5. Винчестер, дискета. Информационный объем 3-х дюймовой дискеты 1,44 Мбайта.

6. 1 вариант ответа: группы по принципу работы с информацией на носителе

CD-DOM, DVD-DOM;

CD-R, DVD-R;

CD-RW, DVD-RW.

2 вариант ответа: группы по виду носителя информации

CD-DOM, CD-R, CD-RW;

DVD -DOM, DVD -R, DVD –RW.

7. Папка Корзина, кнопка Пуск на Панели задач. Можно разместить другие папки, документы, ярлыки.

8. Слова: оперативная, компьютер, информация. Определение: Оперативная память компьютера – память, хранящая информацию, которую обрабатывает процессор в данный момент времени.

(На данном этапе игры формируются коммуникативные компетенции, включающие знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Формируется и информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму).

Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество капитала на данный момент времени, начинает первая “проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвуют три программиста, дизайнер и президент, остальные сотрудники: программист, менеджер, финансист, готовят ответы на сканворд, находящийся в папке игры в виде файла. Готовый продукт в распечатанном виде предъявляют экспертам. В сканворде всех слов-терминов двенадцать, то есть максимальное увеличение капитала фирмы составит 1200 у.е. (В это же время другая фирма отгадывает сканворд).

На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 2 туром компьютерной презентации. Все аналогично 1 туру, максимально увеличиться капитал фирмы может на 1500 у.е.

В сканворде фирмам нужно найти зашифрованные слова-термины по определенной теме. Из букв, не используемых в названиях терминов, составить название еще одного термина, возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 – слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 – змейкой.


Сканворд Обработка текстовой, графической информации


Вариант 1

Вариант 2

Е

А

Ц

И

Н

А

Р

Т

С

 

Л

Е

К

Т

Е

Р

Ш

В

Н

*

Е

*

З

Л

Е

К

Ш

 

Е

Ъ

З

Ф

А

И

Ф

К

Ф

О

Р

М

А

Т

Д

Е

Р

 

О

Б

А

Л

К

Л

Т

О

А

Р

Т

И

Л

А

П

Ъ

И

 

Н

З

П

И

В

М

А

С

И

К

О

С

И

П

С

Б

Ф

 

Ц

А

Р

Т

О

Р

П

И

Л

*

П

О

В

О

Р

О

Т

 

Д

Н

И

С

Ф

К

С

Ь

Ь

Л

Е

С

К

И

П

*

Ы

 

Т

О

Ц

А

П

И

Е

Л

*

И

В

*

А

Б

З

А

Ц

 

И

Р

О

В

О

*

Ы

Е

Ответы сканворда (оба варианты): абзац, шрифт, пиксель, формат, палитра, список, поворот, объект, файл, заливка, страница. Название слова-термина, составленное из неиспользованных букв – выделение.

Далее фирма с наименьшим количеством капитала на данный момент времени выбирает либо место ученика, который будет объяснять слово-термин, либо место того, кто должен отгадать заданное слово. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с финальным туром компьютерной презентации. В финале участвуют президенты фирм. Стоимость шести слов-терминов в финале разная: 100 у.е, 150 у.е, 200 у.е, 300 у.е , 350 у.е , 500 у.е

В финале оценивается верное объяснение слова-термина и правильный ответ путем прибавления определенного количества у.е, в соответствии с их стоимостью. Если же объяснение слова-термина или ответ неверны, то осуществляется вычитание определенного количества у.е в соответствии с их стоимостью. Максимально преумножить капитал фирмы можно на 1600 у.е.

Конечный итог игры: подсчитываются условные деньги, объявляется лучшая фирма.


Критерии оценок фирмы


Итог игры

(суммарная прибыль, у.е.)

Оценка в журнал

7400-8400

5 (отлично)

6000-6800

4 (хорошо)

Меньше 5000

3 (удовлетворительно)

Президент вносит в оценочный лист оценки каждого сотрудника.

Оценочный лист сотрудника фирмы


Фирма:________________

Президент фирмы:________________


Сотрудник

Задания

Оценка

кроссворд

1 тур презентации

Дополнительные вопросы кроссворда

сканворд

2 тур презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперты дают оценку работе каждого президента фирмы, делают заключение полностью по всей игре, отмечают лучшую фирму, выставляют оценки с комментариями, заполняют сводную оценочную таблицу.


Сводная оценочная таблица эксперта


Эксперт___________


Президент

Покупка слов 1 тура презентации

Покупка слов 2 тура презентации

Вознаграждение за оригинальность

(200 у.е.)

Всего выполнено заданий

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По окончании всей игры учитель дает слово учащимся, проводится рефлексия.







Литература:


  1. А. Хуторской «Ключевые компетенции. Технология конструирования» - народное образование, № 5, 2003 год.

  2. Пышкало А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. дис. док. пед. наук – М.: 1975 год.

  3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. «Попытка определения компетенции как образовательного результата»














7



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее