«Осенний фестиваль знаний 2024»

Классный час "Жертвам Холокоста"

Холокост–это слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский техникум мясной и молочной промышленности»





Жертвам Холокоста







г. Омск 2021

Помнить… и никогда не забывать!
Сценарий классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста
Цели:
1. Ознакомление студентов с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста:
2. Формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них; осознание важности сохранения памяти о выживших, жертвах, спасителях и освободителях
3. Ознакомление с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны;
4. Формирование толерантного сознания, демократичных и гуманных взглядов.

Задачи:
- формирование подлинно гражданского сознания;
- формирования аналитических умений учащихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал;
- воспитание у учащихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а также стремление противостоять им в наше время;
- воспитание толерантности.

1. Подготовка:
Просмотр на классных часах документального фильма «Список Кисилева» (2008г), создание презентации «Ветер по Освенциму гуляет…»
слайдовой подборки фотографий концлагеря с музыкальным сопровождением; дерево и разноцветные ленточки, оформление доски (высказывания, факты о фильме).

План
2. Вступительное слово преподавателя.
3. Выступление студентов, знакомство с понятием Холокост, геноцид
4. Просмотр презентации «Я расскажу вам об Освенциме» с комментариями.
5. Историческая справка о Николае Киселёве и фильме. Обсуждение фильма «Список Киселёва» (вопросы)
6. Подвязывание разноцветных ленточек к веткам дерева, словно обугленного горем и огнем человеческой ненависти, в честь памяти жертв Холокоста.

Ход классного часа.
Слайд 1. Звучит музыка (Алла Рид «Памяти жертв Холокоста»)
У Эйнштейна есть слова: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает» Наше мероприятие посвящено Международному дню памяти жертв Холокоста.
Холокост: память и предупреждение.

Слайд 2. Холокост–это слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

Слайд 3. Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.

Слайд 4. Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах.

Слайд 5. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих других..
Чтец (Имангалиев Ильдар)
Бухенвальд
Звучит красиво - Бухенвальд,*
Гора и дол покрыты лесом,
Но что же мне туманит взгляд?
В глазах - кровавая завеса.

Здесь восемь лет витала смерть,
На рубищах - сплошные клейма,
И невозможно разглядеть,
Что там, внизу - волшебный Веймар.

Там - Гете "Фауста" писал,
Здесь - пламя смерти бушевало
Там - "Люди гибнут за металл",
Здесь - люди гибнут от металла.

Там - Виланд, Шиллер, Гердер, Бах,
Там - Кранах, сказочен и ярок.
Здесь - пулеметы на столбах
И пасти лютые овчарок.

Там - жил великий Ференц Лист,
Воспевший музыкой свободу.
Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист,
Людей сгоняя на работу.

Там - грациозный Бельведер,
Там - дух искусств здоров и пылок.
А здесь - фашистский офицер
С ухмылкой целится в затылок.

Там - Музы вышли на парад,
Здесь - всюду смерти изваянье.
Звучит красиво - Бухенвальд?!
Какое жуткое названье!

Слайд 6. В печально известном польском лагере смерти Освенциме, было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи. Более 70 лет назад 27 января 1945 года Освенцим был освобожден Советскими войсками - 60 армией 1-ого Украинского фронта. И именно этот день по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005г объявлен днем памяти жертв Холокоста.

Слайд 7. Лагерный комплекс в городе Освенциме был создан в 1940 году и получил название Аушвиц. Он насчитывал более 40 объектов. В 41году этот лагерь становится местом проведения нацистской программы тотального уничтожения еврейского населения. Бывший комендант лагеря Рудольф Гесс заявлял : «Аушвиц вообще был предназначен исключительно для евреев». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом.
Из воспоминаний очевидцев: на фоне музыки (музыка из к/ф «Список Шиндлера»)
Симона Вайль, бывшая узница Освенцима
«…Меня, мою мать и сестру депортировали в Освенцим в апреле 1944 года. После недельного пребывания в транзитном лагере для французских евреев, нас всех запихнули на три ужасных дня в запломбированные вагоны для скота, почти без пищи и воды, не сообщая о пункте назначения. Моего отца и брата депортировали в Литву в эшелоне из 850 мужчин, из которых выжило лишь порядка 20 человек. Мы до сих пор не знаем о судьбе погибших, в том числе моего отца и брата. Мы прибыли в Освенцим посреди ночи. Все было устроено так, чтобы до смерти запугать нас: ослепляющие прожектора, лай эсесовских собак, одетые как каторжники заключенные, которые вытаскивали нас из вагонов. Доктор Менгеле, главный в СС специалист по отбору, самолично решал, кого вести в лагерь, а кого сразу же отправлять в газовые камеры. Это было чудо, что всех нас – меня, мать и сестру, - впустили в лагерь.
Мы работали более 12 часов в день на тяжелых земляных работах. Нас почти не кормили. Летом 1944 года из Венгрии прибыли 435 000 евреев. Сразу после того, как они покинули поезд, большинство из них отправили в газовую камеру.
Слайд 8. Василий Васильевич Громадский, полковник в отставке. Он со своими солдатами одним из первых вошел в лагерь смерти
Первое, что я увидел в освобожденном Освенциме были дети… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.
Слайд 9. Символом лагеря Освенцим-I стали Главные ворота с надписью: «ARBEIT MACHT FREI» («Работа делает свободным»). Миллионы людей прошли здесь навстречу своей смерти. Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа.

Слайд 10. Особое место занимали газовые камеры. Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа. Изначально в газовых камерах использовался угарный газ . Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Для умерщвления 1500 человек требовалось 5-7 кг газа.. Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел Эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню, велели снимать одежду, после чего перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.
Потом трупы транспортировали к печам крематория. В период 1942-1943 гг. только в Освенциме было применено около 20 тысяч кг циклона Б.

Слайд 11. На территории Освенцима было 5 крематориев. В каждом из них было по пять печей с тремя топками. В каждой топке можно было сжечь в течение суток около 2000 трупов. Но крематории не справлялись: слишком велико было количество убитых.
По словам бывшего начальника концлагеря «начали сжигать трупы, сначала на кострах, в среднем, по две тысячи , а позднее в ямах. Сначала труп обливали нефтью, а потом метанолом. Сжигание производилось непрерывно, круглосуточно…»В течение одного только дня июля 1944 года в газовых камерах было задушено и сожжено 46 тысяч человек

Слайд 12. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия. Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима. Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.
Слайд 13. Дети страдали больше всего. Из узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейские дети. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября 1944 г. в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.
Дети в Освенциме. Читает Дмитрий Русяев
Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.

Чтец 2 (Попов Анлрей). Чулочки.
Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ ?

Слайд 13. После войны на территории лагеря смерти в апреле 1967 года был открыт Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма. На мемориальной плите памятника надпись: «Памятник находится в конце разгрузочной платформы, куда привозили заключенных. Рядом – руины 2 крематориев и газовых камер, которые были взорваны отступающими эсэсовцами, пытавшимися стереть следы преступления. Перед памятником находятся мемориальные плиты с надписями на языках тех народов, которые уничтожались в Освенциме; на языках тех стран, чьи народы уничтожались».

Слайд 14 В Израиле в 1953 возведен— национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма- Яд ва-Ше́м («память и имя»), для увековечивания памяти о евреях — жертвах нацизма, борцов против фашизма и праведников мира, спасавших евреев, рискуя собственной жизнью.

Слайд 15 В Израиле по закону о Памяти о Холокосте люди, не принадлежащие к еврейской национальности, но спасшие евреев в годы фашистской оккупации Европы от смерти, рискуя собственной жизнью, получают звание Праведники народов мира.

Слайд 16. В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках —надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Их имена увековечивают на Горе Памяти в Иерусалиме.
История сохранила нам имена тех, кто спас огромное количество еврейских судеб: Рауль Валленберг — шведский дипломат, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста
Оскар Шиндлер — немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии
Ирена Сендлер, — польская активистка движения сопротивления. Часто во время оккупации Польши посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей
Праведниками мира были названы 24 355 человек. Среди них есть имя Николая Кисилева, героя документального фильма. Его имя выбито на стене Почёта
Историческая справка. (Мазурова Диана)
В 1941 году село Долгиново в Белоруссии оказалось на территории, оккупированной немцами. В селе жило 5000 евреев. Массовое уничтожение евреев началось в 1942 году. К лету в живых осталось 278 человек, в основном старики, женщины и дети — те, кто успел уйти в лес или сумел отсидеться в погребе. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти. У партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие евреи, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили Москву и получили приказ
вывести евреев через линию фронта. Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. Группу сопровождали 8 партизан.
Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкую засаду, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло — неизвестно. Двух раненых — пожилую женщину и мальчика пришлось оставить в лесу, но они выжили. Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилосьвсё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов
родители Берты в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Тогда Николай Киселёв взял ребёнка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта выжила. Киселёв вывел за линию фронта 218 человек,
после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасённые им люди в свою очередь заступились за него и Киселёва освободили. После войны Киселёв работал в Министерстве внешней торговли и никому об этой истории не рассказывал. Он умер в 1974 году, больше ни разу не встретив никого из спасённых им людей.

Слайд 17
«Уничтожая миллионы людей из-за их «неподходящей» национальности, нацисты уничтожали прежде всего себя. Ибо ничто так не уничтожает человека, как ненависть».
Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.
1 студент: Российский историк и философ, основатель Центра «Холокост» Михаил Яковлевич Гефтер писал:
2 студент: «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности.
3 студент: Это – память, противящаяся забвению.
4 студент: Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
1 студент: Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ».
2 студент: Что означает слово «Холокост»?
Сегодня это знать обязан каждый.
1 студент: Снимите шляпы.
Встаньте во весь рост.
вместе: ТРАГЕДИЯ НЕ ПОВТОРИТСЯ ДВАЖДЫ!
Преподаватель: И Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. Я надеюсь после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее