Классный час личностно ориентированной направленности
«Вам, неизвестные солдаты, посвящаем».
Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и народ, который выстоял и победил в Великой Отечественной войне; развивать исследовательские навыки и творческие способности, создающие благоприятные условия для общения учащихся в совместной деятельности.
Музыкальное оформление:
Хачатурян «Реквием» (из оперы «Спартак»);
Пьеса Шумана «Греза»;
Фонограмма песни «Журавли», муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова.
Оборудование:
Документ-камера;
Компьютер;
Проектор;
Экран;
Музыкальный центр;
Свечи.
Световое оформление:
Затемнение, лучи прожектора.
Подготовка:
За три недели до проведения мероприятия класс делится на творческие группы, которые выполняют различные задания.
1 группа.
Художественное оформление.
2 группа
Исследовательская работа «Родные люди, без вести пропавшие» (фотографии родственников и рассказы о них).
3 группа
Музыкально-поэтическая композиция.
Индивидуальное задание: написание писем неизвестным солдатам.
Чтец 1. (Слайд № 2,3,4)
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны,
Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить.
Ведущий 1.
Да, это здорово! Мы счастливые люди. Мы не знаем ужасов войны. Война - это страшно, это кровь, муки, смерть. И через все это прошли наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки. Каждый восьмой житель нашей страны погиб на войне. Миллионы людей расстреляны, задушены в газовых камерах фашистских концлагерей. Сотни тысяч семей не дождались отцов, сыновей, дочерей, братьев, сестер. Многие погибшие стали неизвестными солдатами. Они навечно остались лежать в Братских могилах.
Ведущий 2.
Братские могилы… Сколько их?
Много! Они в поле, в лесу, в маленьких хуторах и в больших населенных пунктах. Впоследствии на месте некоторых захоронений появились скромные обелиски. (Слайд № 5,6,7)
Звучит пьеса Шумана «Грезы». На фоне музыки звучит стихотворение М. Садовского «Память войны»
Чтец 2. (Слайд № 8)
Совсем неприметную с виду.
В деревне на тропке лесной,
Ты встретишь порой пирамиду
С горящею красной звездой,
Ты знай-
Это память живая стоит на посту пред тобой,
И здесь, ни на час не смолкая,
Еще продолжается бой.
Прописаны в мирных солдатах,
Кого не вернула война.
Их молодость,
Счастье и верность
Навек сберегает страна.
И с нами навечно остались
Горящие гневом сердца-
Они до последнего дрались,
И нету их жизни конца!
Ведущий 1.
Сюда, к Братским могилам, приходили матери и отцы, не дождавшиеся своих сыновей, вдовы, внуки, знающие дедов только по фотографии. И каждый думал, что может быть в могиле лежит их родной человек.
Ведущий 2.
У Братской могилы остановилась женщина. Она плачет.(Слайд № 9)
Девушка читает отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.
Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь, не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою…
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький. Единственный.
Белый свет не мил! Изболелась я!
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя,
Не хочу я ничегошеньки,
Только сына видеть милого.
В полях чужой земли
Без имени пропал ты, без могилы.
Звучит музыка Хачатуряна «Реквием» (из оперы «Спартак»)
Ведущий 1.
Неизвестный солдат! Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен.
Ведущий 2.
Вам, неизвестные солдаты, посвящаем! (Слайд № 10)
Звучит запись фрагмента радиопередачи памяти павших героев «Минута молчания».
Ведущий 1.
Пусть каждый из нас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец. Ощутит ответственность перед памятью этих людей. Мы обязаны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился. Это наш долг перед тем, кто отдал свои жизни за Родину, за нас с вами.
Выступает творческая группа, отвечающая за литературно - музыкальную композицию
Юноша-солдат. (Слайд № 11)
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
В жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
И не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облаком пыли,
Ходит рожь на холме;
Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где - травинку к травинке
Речка травы прядет,-
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Наши очи померкли.
Пламень сердца погас.
На земле, на проверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам - все это, живые.
Нам - отрада одна.
(А. Твардовский)
2. Юноша – солдат.(Слайд № 12)
Я отдыхал не больше двух часов.
В противника стрелять не приходилось.
Я просто был мишенью на войне.
Лежу теперь в могиле придорожной,
Которой в прошлом ездил много раз,
Не ведаю ни счастья, ни тревоги,
Чем люди озабочены сейчас,
Хотя лежу в неведомой могиле
Без имени, под тяжким потолком…
3. Юноша – солдат.
Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им семнадцать. Навечно семнадцать.
Им не встать из - под белых берез,
Из –под алых рябин не подняться.
Юноша солдат.
Во имя Жизни мы смерть встречали.
Во имя Жизни друзей теряли.
Во имя Жизни – навеки вместе
Бесстрашье правды и слово чести.
Девушка 1. (Слайд № 13)
Их теперь не обнять,
Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли
Негасимый огонь-
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца
Своё яркое пламя живущим.
(В. Лебедев «Вечный огонь»)
Песня «Журавли» (муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова) в исполнении учащихся. (Слайд № 14)
Выступление группы учащихся, занимающихся исследовательской работой «Родные люди, без вести пропавшие».
(Показ через документ - камеру фотографий погибших и рассказ о них)
Ведущий 1.
У нас в гостях внучка погибшего земляка Яцуна Василия Ивановича.
- Расскажите, пожалуйста, о своем дедушке.
- Дедушку я видела только на единственной фотографии. Знаю, что был замечательным человеком. Об этом рассказывала бабушка. А вот где похоронен, наша семья не знает. Это очень больно, когда не можешь проведать могилу. Вместе с бабушкой и мамой я ходила к обелиску, который находился в центре хутора. На нем не было ни единой фамилии, но эта Братская могила была для хуторян родной. Бабушка надеялась, что, возможно, где – то далеко за могилой, где покоится дедушка, кто – то также ухаживает.
9 мая весь хутор собирался почтить память павших героев. Помню: плакали люди. Это были материнские слезы, слезы несбывшихся надежд, слезы благодарности .
В 70-х годах пришел приказ перезахоронить останки солдат из хуторов на центральной усадьбе. Люди не давали этого делать, поэтому выкапывали останки погибших ночью. Утром учительница сквозь слезы сказала:
«Девочки, пойдемте со мной». Мы оторопели: ни обелиска, ни цветов – ничего не было. Лишь маленькие косточки были повсюду разбросаны. Все до единой косточки мы похоронили, а из камней сделали звезду. Мы умели быть благодарными. Вот и вы, ребята, должны быть благодарны солдатам, подарившим вам мир и жизнь.
Выступление ребят, выполнявших индивидуальное задание: написание письма неизвестному солдату.
Затемнение. Лучи прожектора высвечивают стол, на котором горят свечи.
За столом сидят ребята, которые раскрывают по очереди треугольные письма и читают.
Письмо 1.
Здравствуй, прадедушка! Я Катя Николаева, твоя правнучка. Я никогда не видела тебя, не видели тебя и внуки твои. Ты ушел в 1941 году защищать Родину от фашистской чумы (в то время у тебя только родился сын Василий). И в 1941 году на тебя пришла похоронка о том, что ты пропал без вести. Ты геройски воевал, я уверенна. Ты умер, чтобы твоя семья жила. Где – то в Могиле Неизвестного солдата ты остался навеки, но тебя в твоей семье никогда не забывали, хотя осталась всего лишь одна фотография. Твоя жена, Федора Васильевна, прожила 93 года. Всю жизнь любила тебя и каждый день вспомнила. Она не умела красиво говорить, но все часто слышали, что ты был очень красивым, чернявым, последнюю рубашку отдашь, что очень любил детей. Их у вас было 10 человек: пятеро умерло при тебе, а пятерых бабушка выкормила, вырастила. Ты очень хотел, чтобы твои дети получили образование, чтобы твоя дочь Лидия стала врачом.
Дедушка, если бы не война, если бы ты вернулся живой, то она бы им стала. Но ничего, моя бабушка Лида, твоя дочь, - очень добрый человек. Ее любимая поговорка: «Кто людям дает, тому Бог подает». Она помогла твоему среднему сыну Петру. Он получил высшее образование, стал инженером – конструктором.
Без тебя было всем плохо, но, как и все люди, твоя семья вынесла и голод, и холод. Ни за одного из детей: ни за Михаила, ни за Марию, ни за Лидию, ни за Петра, ни за Василия – не было бы тебе стыдно.
Как бы я хотела принести тебе цветы от твоих детей, внуков, правнуков, но мы не знаем, где ты.
Если бы какая-нибудь волшебная сила могла отнести, передать мое письмо тебе. Спасибо тебе, дорогой прадедушка, за то, что ты вместе с другими солдатами помог сберечь мир для нас.
Письмо 2.
Здравствуйте, неизвестный солдат!
Обращаюсь к Вам я, Коваленко Женя. Я не знаю, кто Вы. Может быть, Вы друг моего прадедушки.
Конечно, у Вас была семья, ребятишки. Вы всегда ходили на демонстрации, праздники. Вы гордились своей профессией, честно работали, чтобы Родина стала богаче, краше. Я представляю, как Вы были поражены, когда на нашу страну напала фашистская орда. Никто не мог подумать, что наша земля будет гореть, а люди погибать. А как страшно было Вашим детям узнать, что Вас больше нет, что никогда их не будут подбрасывать вверх сильные отцовские руки, что никогда они не произнесут слово «папа». Я это знаю, испытала.
Война – это горе. Вы отдали свою жизнь во имя жизни других. Спасибо Вам.
Письмо 3.
Я, Ицков Павел, человек, живущий в 21 веке, читаю необычное письмо.
Здравствуй, неизвестный восемнадцатилетний солдат! Я почему- то четко тебя вижу. Ты парень среднего роста, у тебя широкие плечи, голубые, как небо, глаза. Ты одет по – военному, гордишься, что солдат. Мне кажется, что ты любил читать стихи, а в школе был активистом: любил участвовать в спектаклях, занимался спортом. Одним словом, был заводилой и душой компании. Вокруг тебя роились девчонки, а друзья гордились тобой. Ты и на фронте был таким. Ты чем-то был похож на Василия Теркина.
А сколько у тебя было заветных желаний! Во–первых, после войны хотел зайти в родной дом и обнять свою маму, во–вторых, поступить учиться, получить достойную профессию, в–третьих, встретить лучшую на свете девчонку.
Все это было бы у тебя, если бы ты не погиб.
Ну что мне еще сказать? Я преклоняюсь перед тобой, твоими ровесниками и уверяю, что, если над моей Родиной нависнет угроза, я сразу же стану на ее защиту.
Ведущий 1. (Слайд № 15)
Давно окончилась война,
Фашистов логово разбито,
Но наш девиз звучит всегда:
«Никто не забыт, и ничто не забыто».
Ведущий 2.
И помни ты, живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры непобедимы,
Покамест память павшего храним!