Классный час : “ Умеем ли мы общаться ?”
Цель: формирование у учащихся культуры речевого общения друг с другом, с окружающими людьми; воспитание вежливого , доброго отношения к людям, привитие правил и норм поведения в обществе; овладение навыками культурного поведения.
Задачи: Обучать детей работе в группах, в парах. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим.
Ход мероприятия
Ребята, на нашем предыдущем занятии мы с вами говорили о людях: какие они? Вы правильно отметили, что все люди, прежде всего, очень разные: есть добрые и злые, есть ( продолжают дети )
внимательные и грубые
трудолюбивые и ленивые
тактичные и несдержанные
справедливые и завистливые
злопамятные и корыстные
жизнерадостные и честные
отзывчивые и вежливые
Видите, как много разных качеств в людях: хороших и плохих. Вот перед нами человек ( наклеивается фигурка ) Какими качествами , на ваш взгляд, должен обладать человек, достойный подражания, которому всегда и вовсём можно довериться ? - (приклеиваются карточки)
Положительных качеств много получилось. Безусловно, все они очень важны, но я попрошу вас выбрать только 3 самых важных, на ваш взгляд.Попробуем составить коллективный портрет: ( работа в группах) Качества: Доброта, Отзывчивость, Воспитанность. А как вы понимаете « быть воспитанным» ?( умеет вести себя среди людей , хорошо относиться к другим людям ). Я бы ребята, добавила ещё одно: быть воспитанным – значит уметь устанавливать правильные отношения с другими людьми, располагать их к себе, т.е уметь общаться. Действительно ли это так важно в жизни?
Если мы посмотрим в толковый словарь, то найдём следующее определение:
“ Общение – это взаимодействие двух или более людей , состоящее в обмене между ними информацией раличного характера “.
Как мы видим, это – взаимодействие людей, а люди как вы уже сказали, очень разные: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие - нет. Как утверждают психологи, это зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком у которого несдержанный и взрывной характер.
Я предлагаю вам небольшой тест, который поможет определить: конфликтная вы личность или нет.
ТЕСТ
В классе начался спор на повышеных тонах. Ваша реакция :
1) Не принимаю участия
2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной
3) Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».
Часто ли вы спорите с друзьями ?
1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые
2) Лишь по некоторым вопросам
3) Споры – это моя стихияВы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд?
1) Возмущаюсь в душе, но молчу
2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону
3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком
Дома на обед подали недосоленый суп.
2) Молча возьму солонку
3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды
Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция.
2) Ограничусь коротким , но тактичным замечанием
3) Выскажу всё , что я об этом думаю.
Оценки: 1—4балла
2—2балла
3—0баллов
Давайте подведём итог:
12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споро и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют высказывайтесь принципиально.
8-11б. Вы слывёте человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет друго выхода. Вы способны отстаивать своё мнение. Вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение .
Меньше 8б. Споры и конфликты - ваша стихия. Ведь вылюбите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете съесть человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.
Я думаю каждому из вас есть над чем поразмышлять, исходя из данных нашей анкеты. Даже если вас “определили” , как “ неконфликтную личность”, это ещё не означает, что с вами легко и всегда приятно общаться. Ведь в речевое поведение человека входят и жесты и мимика, и тембр голоса и ещё множество разных факторов определяют вас, как ” приятного собеседника”. И как сказал один древний мыслитель: “Стать человеком - большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “ !
Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому пожалуйста помните, что раз общение – это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами—он самый главный на свете. И как вы к нему должны относиться? (ответы учащихся) Составление кластера: Законы общения: Самый главный человек на свете -- это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.Не забывайте вежливо здороваться , прощаться , извиняться . Обращайтесь к собеседнику , называя его по – имени . К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “. Говорите друг другу как можно больше хороших слов , и никогда не говорите того , что было бы неприятно выслушать вам самим . Старайтесь не говорить о людях дурно. Не перебивайте говорящего . Внимательно выслушайте его до конца . Если кто-то заговорит одновременно с вами , приостановитесь , и дайте ему закончить . Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону , чтобы говорить с ним отдельно ; ещё более невежливо подслушивать , что говорят двое в стороне .Не спорьте по мелочам. Не разговаривай громко, не кричи на улице и общественных местах. (демонстрация сюжетных минисценок и их разбор)
Вопросы для рефлексии:
Что нового вы сегодня узнали, поняли для себя?
Как чувствовали себя, работая в группе?
Какова ваша оценка работы вашей группы?
Мне хочется закончить наш классный час цитатой М. Сервантеса: « Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Будьте вежливы и уважайте друг друга.