«Зимний фестиваль знаний 2025»

Классный час "Стать человеком"

Цель: задуматься о цели своего существования, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезными и добрыми

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Классный час на тему « Человеком быть трудно. Стать человеком – большая работа».

Цель: задуматься о цели своего существования, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезными и добрыми

«Человеком – быть трудно.
Стать человеком – большая работа».
Э. Межелайтис

Оборудование: ноутбук, цветок, цветные карандаши, картина дерева, веселое и грустное выражение лица, высказывания великих людей, конвертик с корнем, листиком, яблоком.

Ход классного часа

Эмоциональный настрой на урок.

Закройте глаза и представьте себе яркое, тёплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами лучом света, добра и любви.

I. Подводящий диалог.

– Скажите, почему некоторые люди обладают особой притягательной силой?

– Они прекрасны не только своим внешним видом, одеждой, но и чем-то ещё?

– Как вы думаете для чего живет человек?

– Должна ли быть у человека цель жизни?

Человек поступает так или иначе в зависимости от того, какой целью в жизни он задался.

Кто-то ставит перед собой цель – поработить весь мир, и тогда он применяет насилие. Например, Гитлер во время 2 мировой войны. Кто-то приходит с миссией спасти весь мир, например, Иисус Христос. А кто-то вообще не задавался вопросом о цели своего существования. И тогда он проживает бесцветную, скучную жизнь, такой человек не знает как использовать ему свои знания и способности, которыми он обладает, куда направить свои усилия и, зачастую, сожалеет в конце жизни о бездарно потраченном времени.

А сейчас посмотрите на доску.

Просмотр видеоролика «Скажите почему?»(4 минуты)

- О чём эта песня?

- Да, ребята, вы правы, всё, что вы сказали, может быть темой этой песни и клипа. В ней мальчик обращается к людям с вопросом «Скажите, ПОЧЕМУ? Почему в мире так много зла, почему, когда страдают люди, мы не протягиваем им руку помощи?»

- А самый главный вопрос, на котором я хотела бы остановиться сегодня – это слова «Что я должен сделать, чтобы стать человеком».

Давайте сегодня поговорим об этом, поразмышляем, задумаемся о себе, своих поступках и постараемся понять, если на земле есть зло, можем ли мы ему противостоять и что для этого может сделать каждый из нас.

- Люди становятся равнодушнее, черствее, многие утратили такие чувства как милосердие, сострадание, взаимопомощь. Наверное, так легче и проще жить. Не видеть, не слышать всегда проще, не надо спешить на помощь.

- Но…всё же, во всём ли вы согласны с мальчиком полностью?

- Неужели все люди такие?

- Я согласна с вами, конечно же нет. Например, ваши родители воспитывают вас и хотят, чтобы вы выросли хорошими и достойными людьми, школа помогает им в этом.

И как сказал Эдуардас Межелайтис «Человеком быть трудно. Стать человеком – большая работа».


- Как вы думаете, ребята, какими качествами кроме внешних признаков, должен обладать человек?

- Правильно, ребята, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

- Скажите, о чем мы будем сегодня говорить?

- То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком). Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Итак, тема нашего классного часа - «Человеком быть трудно. Стать человеком – большая работа.»

II.Чтение учителем рассказа Сухомлинского «Какой след должен оставить человек на Земле».

 Старый Мастер построил  каменный дом. Стал в стороне и любуется. «Завтра в нём поселятся люди », - думает с гордостью. А в это время возле дома играл Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, который ещеё не затвердел.

- Зачем ты портишь мою работу? - сказал с укоризной Мастер.

 Мальчик посмотрел на отпечаток ноги, засмеялся и побежал себе. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым мужчиной. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не наклонялся - ни руками, ни душой. Пришла старость. Вспомнил старый Мужчина свою родную деревню на берегу Днепра. Захотелось ему побывать там. Приехал на родину, встречается с людьми, называет свою фамилию, но все пожимают плечами. Никто не помнит такого.

- Что же ты оставил после себя? – спрашивает  старого Мужчину один дед.

- Есть у тебя сын или дочь?

 - Нет у меня ни сына, ни дочери.

- Может, ты дуб посадил?

 - Нет, не посадил я дуба ...

- Может, ты поле выпестовал?

 - Нет, не выпестовал я поля ...

 - Это, наверное, ты песню сочинил?

- Нет, и песни я не сочинил.

 - Так кто же ты? Что же ты делал всю свою жизнь? - удивился дед.

Ничего не мог ответить старый Мужчина. Вспомнилась ему тот момент, когда он оставил след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит тот, словно вчера построен, а на самой низкой ступеньке – окаменевшее  отражение хлопчиковой ножки.

- Вот и все, что останется после меня на земле, - с болью подумал Человек.

- Но этого же мало, очень мало ... Не так надо жить ...

III. Последующая беседа.

– Что оставил на земле после себя старый человек?

– Что он делал всю жизнь?

– Как вы понимаете слова «ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой»?

– Почему он с горечью произнес слова: «Не так надо было жить!»

– Что он понял?

Вывод: человек рождается не для того , чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой.

Он рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный. Человек оставляет себя прежде всего в человеке, в своих детях, в добрых делах, в труде.

В этом наше бессмертие. У поэта Р.Гамзатова есть такие слова:

«Мы родились, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово».

Сегодня пришла пора и вам задуматься над этим.

А теперь давайте обратимся к высказываниям мудрых людей, поэтов.

Жизнь – вот твоё богатство,
Как проведешь её, так и пройдёт она.
Омар Хайям.

Пусть знает каждый –
Старец и юнец:
Жизнь дважды никому
Не даст Творец.
Фаррухи.

Как вы понимаете эти высказывания?

Человек должен сам творить свою жизнь. Если не творить самому, то жизнь, как течение реки, понесет человека по своей воле. Так что выбор невелик. Задумайтесь и сделайте свой выбор: « творить свою жизнь или плыть по течению».

Какие люди оставляют след в памяти человека?

(Люди, делающие добро другим, обладающие внутренней красотой.)

Что же такое настоящая красота?



IV. Василий Сухомлинский «Красивое и уродливое»

Мария Ивановна сказала: «Дети, подумайте, что вам кажется самым красивым, а что – самым уродливым. Подумайте и напишите об этом».

Я долго думала: что же самое красивое? Самое красивое – мраморные цветочки ландыша. Они такие нежные и ласковые. Когда смотришь на них, становится радостно. Хочется сделать что-то хорошее. Хочется, чтобы люди говорили обо мне, что я хорошая, послушная девочка, добрая мамина и папина дочь.

Самое красивое – когда люди делают один другому хорошее. Однажды случилось вот что. Под высоким деревом на лавочке сидел старый дедушка. Он ехал на автобусе, и ему стало плохо. Вышел из автобуса и сидит на лавочке. Мама пригласила его домой, дала лекарство, накормила. Дедушка отдохнул и поехал домой.

А самое уродливое было вот что. У одного мальчика умерла бабушка. Старая-старая, девяносто лет. И он не пошел на похороны. А когда бабушка болела – не ходил к ней. Неужели ему не больно? Самое уродливое, когда человек становится злым, бессердечным.

Что такое настоящая красота?

Что такое настоящее уродство?

V. Игра « Порядочно, непорядочно».

Если поступок порядочного человека, то вы должны встать, если нет — то хлопнуть.

– Плюнуть на пол.

– Признаться в своей ошибке.

– Списать домашнее задание у одноклассника.

– Подать милостыню нищему.

– Сказать неправду учительнице.

– Отнести найденный сотовый телефон учителю.

– Спрятать мел и тряпку перед уроком.

– Помочь старушке перейти дорогу.

– Убежать от хулиганов, оставив своего друга.

– Не выдать товарища, разбившего стекло в школе.

– Заступиться за малыша, которого обижают.

VI. Работа в группах. Оцени ситуацию.

 1 группа.

Вова шел по коридору школы. Он уже в 5 классе, большой человек. Навстречу ему учительница вела первоклассников . «Привет, малявки!» -закричал Вова. Из группы первоклассников кто– то крикнул: «Сам малявка!» Настроение у Вовы было испорчено.

«Эти первоклассники много себе позволяют»– подумал он, «надо будет их наказать».

Как вы оцениваете поступок мальчиков?

2 группа.

Однажды Ваня и Гриша вошли в класс на перемене. В классе никого не было. На учительском столе лежали 2 больших красных яблока. «Берем и смываемся», – сказал Ваня. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал , что яблоко взял Ваня. «У-у, предатель», – подумал Ваня, «я еще с тобой рассчитаюсь».

Как вы оцениваете поступок Гриши?
 
3 группа.

Коля считал себя хорошим мальчиком. Сегодня Коля спешил на тренировку, и , когда закончился последний урок, он побежал в раздевалку. Его куртка висела на самом нижнем крючке и была завешана куртками других детей .Коля схватил чужие куртки, бросил их на пол, затем взял свою и выбежал из раздевалки. Его никто не увидел, он был очень доволен.

Как вы оцениваете поступок Коли?

Вывод: не каждое поведение и поступок достойны имени человека. Чтобы стать человеком, нужно много работать над собой.

Человеку бояться чего же?
Чтобы век не напрасно он прожил!
Не истратил себя на пустое,
Не задергал себя суетою!
Чтобы жизнь не прошла стороною,
Чтоб достойно прошел все земное!
Чтоб сказали о нем: «Не забудем»,
Много доброго сделал он людям!

VIII. Творческое задание.

Дети, давайте попробуем нарисовать дерево своей жизни.

Корень – это цель и смысл вашей жизни.

Ствол – представление о себе.

Листья – это качества, которые вы бы хотели воспитать в себе.

Плоды – ваши мечты и желания.

Вывод: какова цель жизни, таковы очень часто и ее плоды.

(На доске дерево, на которое ученики прикрепляют корни, листья, плоды.)

IX. Итог урока.

Закончи предложение.

– Человек рождается на Земле, чтобы…

– Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, то…

-Чтобы стать Человеком, надо…

Закончить наш урок мне бы хотелось высказыванием писателя Л.Н. Толстого: «Нам кажется, что настоящая работа только над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, а работа над своей душой , над чем-то невидимым – дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать. Только одна эта работа настоящая, и все остальные работы полезны только тогда, когда делается эта главная работа в жизни. Становиться лучше и лучше – в этом все дело жизни, а становиться лучше можно только усилиями».

XI. Рефлексия.

Если для вас классный час был полезным и интересным, покажите веселого человечка.

Если вы считаете, что во время классного часа вы ничего нового не узнали, то грустного человечка.



6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее