Классный час
Тема: Поступок и ответственность
Цель: Знакомство учащихся с понятиями «поступок», «проступок», «ответственность», с их значением в жизни человека.
Задачи:
- Помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки.
- Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
- Способствовать развитию у школьников чувства ответственности.
- Убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
- Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.
- Способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.
Оборудование: презентация, карточки для работы в паре (игра «Составь пословицу»), карточки для работы на доске.
Ход классного часа
- Здравствуйте, ребята! Я снова рада видеть вас. Мне приятно, что вы добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу.
Небо ясное над нами,
Твердь земная под ногами,
Мир дороги открывает,
Солнце свет нам посылает,
Солнце поднимается,
Сердце открывается,
Согревается земля,
С ней и я!
- У меня хорошее настроение, которое хочу передать вам. Я жду от нашей встречи только хорошее.
- Этот классный час я хочу начать произведением С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Это произведение большое, я вам его прочитаю в сокращении.
-Ребята, вы слышали когда-нибудь это произведение? Если слышали, то где, кто вам его читал? Оно понравилось вам?
- Как вы оцениваете действие главного героя? Какой он?
-Как можно назвать одним словом, что совершил парень?
- Как вы думаете, о чём бы я хотела с вами поговорить?
- Сегодня, я бы хотела поговорить с вами о поступках и ответственности людей, которые совершают их.
Прочитайте тему классного часа: «Поступки и ответственность: вместе или врозь».
- Прежде чем мы найдём ответ на этот вопрос, я бы хотела у вас спросить, как вы понимаете слово поступок? Что это такое?
- Хорошо. Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.
(Поступок-это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; - решительное активное действие в сложных обстоятельствах)
- А вы совершали когда-нибудь поступки? Расскажите о них.
Учитель по ходу беседы на доску вывешивает таблички с надписями хороших поступков.
- Посмотрите, ребята, сколько хороших дел мы делаем и можем делать каждый день.
- Спасибо. Молодцы. Мы поговорили о поступках, которые несут в себе всё больше положительное действие, которые несут в себе добро.
- А какие ещё бывают поступки?
Давайте ещё раз обратимся к словарю и посмотрим, как можно назвать плохие поступки.
(Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)
- А вы совершали такие проступки?
- Приведите примеры проступков.
- По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Проступок приносит неприятности, горе и огорчение людям)
- Каждый человек совершает разные поступки. За хорошие нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки?
- Для чего вас ругают и наказывают? (Нас наказывают, ругают
Чтобы мы не совершали впредь таких поступков)
- Правильно, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!
- Как вы понимаете, что такое ответственность?
- Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.
- Я хочу вам прочитать маленький рассказ известной детской писательницы Валентины Осеевой. Он называется «Плохо».
- Ребята, о каком поступке говорится в этом произведении?
- Почему? Ведь ребята ничего не делали? (Ничего не делать, когда кому-то плохо это тоже плохой поступок).
В ситуации бездействия человек несёт ответственность не меньше, чем при совершении плохих поступков.
- Всегда ли поступки и ответственность ходят рядом?
Ответ на этот вопрос люди нашли давно.
Я предлагаю вам сыграть в игру. Игра называется «Составь пословицу».
Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение. Подумайте над смыслом этих пословиц.
Заварил кашу – расхлёбывай.
На добрый привет – добрый ответ.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- Давайте вместе составим правила ответственности и помогут нам наши пословицы.
За свои поступки надо отвечать.
За добрые поступки добром отплатят
Прежде чем совершить поступок, подумай!
Сядьте удобнее, расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно продолжите фразу: «Сегодняшний разговор помог мне понять, что…»
Закончить классный час я хочу словами Валентины Осеевой, обращёнными к вам, к детям:
«В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков»
И подарить вам конверт «Добрых дел», который вы будете пополнять. А плохие дела и поступки я запечатаю в другой конверт и заберу его с собой.
Спасибо за общение! Желаю вам всего доброго!